29 июля 2022 года «Ziarul de Gardă» исполнилось 18 лет, и она находится в самой расширенной форме за всю свою историю: наше печатное издание – самая подписываемая газета в Республике Молдова, редакция представляет собой самый масштабный расследовательский проект, наш сайт входит в топ-10 всех сайтов в Молдове, а наименование ZdG как источника информации ежедневно цитируется людскими устами: от судей и до тюрем, от правительства до мэрий, от телевидения до сельских баров.
Но кто за это платит?
Эти 18 лет означали постоянный профессиональный рост, расширение команды, рост платформ и аудитории, но также и множество препятствий, атак, актов преследований, кражи личности, запугиваний. Мы также не должны игнорировать наши собственные ошибки, ставшие причиной многих переживаний, обсуждений и жизненных уроков. Но самым большим вызовом для ZdG стало сохранение редакционной независимости, чтобы иметь возможность критически анализировать все государственные учреждения. Есть ли у свободы прессы цена?
За 18 лет в Республике Молдова сменилось 12 правительств, 7 парламентских легислатур, 6 государственных президентов. Все они знали, что существует ZdG, которая будет критически высказываться в особенности по отношению к актам коррупции, мошенничества, отмывания денег и нарушения прав человека. Все они ушли по разным причинам, но никто из них не оспаривал роль журналистов-расследователей. Кто-нибудь знает, сколько стоит расследование деятельности 12 правительств и 6 президентов?
Правительства всё уходили, но ZdG осталась, выросла, стала душой большого сообщества читателей, подписчиков, последователей, активистов, выступающих за прозрачность, демократию и уважение прав человека. Сейчас, 18 лет спустя, мы несем на своих плечах тяжелое бремя: Республика Молдова переживает очень сложные преобразования, и процессы реформы правосудия должны быть проанализированы тщательнее, чем когда-либо, коррупция должна отслеживаться тщательнее, чем когда-либо, а у граждан такие высокие ожидания, что мы должны реагировать все быстрее, более профессионально, более квалифицировано. Но сколько стоит работать больше и быстрее?
Команда ZdG тоже изменилась. После 18 лет работы люди больше не могут работать только из энтузиазма, только потому что мы должны победить спрута коррупции, только потому что вокруг столько несправедливости, игнорируя себя, семьи, детей. На 18-м году работа расследовательской команды стала тяжелее, потому что помимо деонтологического обязательства преследовать коррупцию, у нас поблизости есть война со всеми ее рисками и неопределенностями, возвращающаяся пандемия, инфляция, углубляющаяся бедность и неравенство. Репортеры также являются людьми с растущими потребностями и нестабильной заработной платой. Настало ли время говорить о благосостоянии журналистов?
На какие деньги существует расследовательсткая команда? Кому это нужно – поддерживать расследовательсткую команду? У кого есть деньги на поддержку расследовательсткой команды? Если мы честно ответим на эти вопросы, то ответы и выводы будут не очень оптимистичными. В Молдове серьезные деньги часто достаются людям, которые являются героями журналистских расследований, то есть эти деньги не могут быть приняты при финансировании журналистских расследований. Те, кто больше всего нуждается в журналистских материалах о коррупции, обкрадывались в течение долгих лет. Остаемся с внешними донорами? Но они не могут финансировать одни и те же команды десятилетиями, а список потребностей постоянно растет.
Так кто же должен финансировать ZdG, когда у нас война, энергетический кризис, засуха, инфляция, галопирующие цены?
Идеальным ответом были бы люди, которым нужна их деятельность. Как бы трудно нам ни было, без информации о коррупции будет еще труднее. Мы должны признать, что информация – это не черемша, она не растет сама в лесах, ее нужно формировать и ставить на службу обществу. Если мы пьем чай на завтрак, то это потому, что нам нужна энергия и тепло. Если мы покупаем одежду, то только потому, что не можем ходить голыми. Если мы покупаем пиво, то только потому, что хотим расслабиться. Если мы поддерживаем ZdG, то для того, чтобы воры не оставляли нас голыми и не крали наш чай. Философия такова: давайте пожертвуем один чай, одно пиво или пучок черемши журналистам, в которых мы уверены. Понемногу, но постоянно, чтобы они знали, что люди поддерживают их, потому что нуждаются в их работе. Поэтому сегодня мы запускаем ZdG.ONE. Что это значит?
С сегодняшнего дня мы хотим быть единым целым с обществом, поддерживать друг друга и быть сильными против искушения быть купленными теми, кого нужно критиковать и смещать. Заходите на сайт zdg.one, анализируйте, оценивайте и взвешивайте, а когда купите новый чай, положите пакетик рядом, в кружку, из которой вы потягиваете расследования. В кружке, полной мужества. Такое возможно, не так ли?
Алина Раду, менеджер ZdG