Тирасполь угрожает Молдове войной. Это серьезно. Самый большой парадокс в том, что люди не раз говорили или писали в СМИ, что война 1992 года на Днестре не закончилась, и что приднестровский сепаратизм остается угрозой для Молдовы. Но каждый раз российские дипломаты, самопровозглашенные власти Приднестровского региона и пророссийские политические партии Кишинева реагировали сдержанно и утверждали, что сторонники этой точки зрения сомневаются в надежности отношений с Россией и не хотят урегулировать приднестровский конфликт мирным путем. Но все не совсем так. В конце прошлой недели «министр иностранных дел» самопровозглашенной ПМР Виталий Игнатьев заявил, что если Республика Молдова согласится на военную помощь НАТО, то новый военный конфликт на Днестре станет неизбежным.
Недовольство Тирасполя связано с заявлениями британского министра иностранных дел Лиз Трасс в интервью для газеты Telegraph. Чиновница сказала, что страна начала с партнерами из Альянса переговоры о передаче Молдове современного оружия, чтобы она смогла защититься от России, которая напала на Украину и угрожает начать войну с целью восстановить Российскую империю. «Мне бы хотелось видеть Молдову вооруженной по стандартам НАТО. Мы обсуждаем это с нашими союзниками на международном уровне», – заявила Трасс в интервью, которое было опубликовано на портале газеты еще 20 мая. Что сказал Тирасполь (естественно, посоветовавшись с Москвой)? «Западные партнёры Кишинёва пытаются его военно-технически вооружать. Пока сотрудничество в этой (военной) сфере не афишируется, и какая именно техника будет поставлена в Молдавию, не разглашается. Но это, несомненно, будет оружие… Как только оружие НАТО появится у Кишинёва, стабильная сегодня ситуация может перейти в непредсказуемый конфликт», – заявил Игнатьев.
Я уже спрашивал и спрошу снова: у Тирасполя и его военных защитников аллергия на оружие? Или тысячи тонн российского стратегического оружия в Кобасне кажутся менее оскорбительными? Что означают эти запоздалые угрозы со стороны Тирасполя? Это еще одна провокация, подобная тем, которые уже происходили в Приднестровском регионе с начала войны в Украине? Или это сигнал о том, что Республика Молдова входит в военный план России, хотя до сих пор нам говорили, что «за рисками, связанными с безопасностью Республики Молдова, постоянно следят», и что «пока нет признаков непосредственной военной угрозы».
Это не единственное оптимистичное заявление, которое я слышал из уст наших чиновников в разных случаях. На этот раз высказался посол США в Республике Молдова Кент Д. Логсдон, который утверждает, что чувствует себя в безопасности в Молдове, и что США продолжит помогать Кишиневу в сфере финансов и логистики, чтобы Молдова могла справиться с кризисом из-за продолжительной войны в Украине.
Что не понравилось Тирасполю? В чем проблема? В мире (относительном) на Днестре? В том, что сейчас не такая обстановка, как в 1992 году или как в Украине? В том, что они не выдержат конкуренцию с НАТО в военном плане? Или недовольство связано с тем, что месяц назад Кишинев не отнесся серьезно к приглашению (еще одной провокации Тирасполя, которую высказал Игнатьев) «сесть за стол переговоров с руководством Приднестровья и подписать мирный договор, в котором мы пообещаем не нападать друг на друга и тем самым поставим точку в этом конфликте».
Возникает вопрос: зачем нужны два мирных договора, если есть договор, который Борис Ельцин и Мирча Снегур подписали в 1992 году в Москве, и нужно лишь его соблюдать? Для чего подписывать еще один договор в Тирасполе? Его ведь не будут соблюдать больше, чем первый.
Так или иначе Тирасполь сделал свое дело. Угрозу высказали, и это значит, что «кто-то» пытается придраться к Кишиневу.
Кишинев как-либо угрожал Тирасполю? Или Америка угрожала? Или НАТО, хотя я не думаю, что кто-то из них возьмет на себя вину. У Америки и у Альянса нет войск на Днестре или военных баз или складов с боеприпасами на территории Республики Молдова. Вопрос к Игнатьеву:
почему Россия как посредник в формате «5+2» (хотя это должна быть незаинтересованная сторона) может держать на территории Республики Молдова (нейтрального государства) вооруженные силы, которые могут напасть на нее, не переходя Днестр? И почему тогда США как наблюдатель в том же формате не может элементарно помочь Молдове оружием на основании соглашений о партнерстве, при том, что уже почти четыре месяца в соседней стране Россия ведет войну? В этой войне убивают всех подряд, в ней нет рамок, и она в любой момент может «нарушить» границы.
Как бы Игнатьев поступил, если бы он был президентом в Кишиневе, а не «министром иностранных дел» в Тирасполе? Он бы искал поддержки и защиты.
Все угрозы войны — это диверсия. Москва периодически пытается подбросить дров в костер приднестровского сепаратизма или найти в пепле угли, которые смогут вновь разжечь конфликт. Что касается оружия, во-первых, нет никаких решений на уровне НАТО. Во-вторых, НАТО не играет с оружием. В-третьих, Игнатьев на своей должности не может не знать, что Кишинев никогда не нападет на Приднестровский регион (даже с оружием НАТО), потому что Приднестровье — это плоть и кровь Республики Молдова. В-четвертых, Россия опаздывает в войне в Украине и это мешает ее планам в отношении Молдовы. Тирасполю приказали вызвать страх, чтобы дестабилизировать Молдову в надежде оторвать ее от западноевропейских границ. При этом у Молдовы никогда не было таких плодотворных отношений с ЕС, как сейчас. 24 июня Республика Молдова может получить статус кандидата на вступление в ЕС.
За 31 год независимости Молдова редко становилась предметом обсуждений великих игроков мировой арены. Но сейчас о Республике Молдова говорят все больше. И все чаще. Это шанс избежать открытого столкновения с Россией?
Петру ГРОЗАВУ