Азербайджан: демократия в семейном кругу

Материал Мейдан-ТВ

Переход Азербайджана, по сути, к наследственной передаче власти – уникальный для постсоветского пространства прецедент. Но удивительно в нем не то, что власть уже десятилетия делят представители одной семьи, а то, что им удается изощренно сочетать такую форму правления с формальными демократическими процедурами.

Кровные узы в большой политике

То, что президент Азербайджана назначил свою жену первым вице-президентом – логично, ожидаемо и понятно, хоть и не законно. Это назначение расценивается, как фактический переход к династическому правлению – системе, подразумевающей, что власть переходит от одного члена семьи к другому.

Исторически династиями называют семьи царей и императоров, но Азербайджану удалось перенести эту модель в политический строй, казалось бы, не подразумевающий монархию. На постсоветском пространстве такое произошло пока только в этой стране Южного Кавказа.

Прародителем азербайджанского династического правления можно считать генерала КГБ Гейдара Алиева, которого в далеком 1969 году назначили первым секретарем ЦК Компартии Азербайджанской ССР. Примерно двадцать лет спустя он он вновь придет к власти – уже в независимом Азербайджане и заложит фундамент нынешнего режима. Вряд ли в конце 90-х кто-нибудь мог предположить, что политическим строем Азербайджана может стать настоящая династическая монархия, и что отец сможет так легко передать власть сыну, не отказываясь от формальных признаков демократического строя.

Инфографика ”Алиевы – от непотизма до монархии?” Автор Гаджи Гаджиев.

Но это случилось. Как именно?

– первым шагом Гейдара Алиева на этом пути было назначение в 1994 году собственного сына, Ильхама Алиева, вице-президентом Азербайджанской государственной нефтяной компании (ГНКАР);

– далее Алиев становится президентом Национального олимпийского комитета Азербайджана (1997);

– а затем заместителем председателя правящей партии “Ени Азердайджан” – то есть собственного отца (1999);

– в 2005 году Ильхам Алиев стал председателем этой партии;

– в 1995 и 2000 избирался депутатом в Милли Меджлис (Парламент Азербайджана);

– затем стал руководителем делегации Милли Меджлиса в ПАСЕ (2001-2003);

– в 2002 году в Азербайджане проведен конституционный референдум, который наделил премьер-министра страны правом временно заменять президента;

– и уже в 2003 Ильхам был назначен Гейдаром премьер-министром;

– впрочем, в том же 2003 году он был избран президентом;

– в 2009 году Ильхам Алиев провел конституционный референдум, который дал ему возможность переизбираться неограниченное количество раз;

– в 2013 переизбрался на на третий срок;

– в 2016 провел конституционный референдум, который, в частности, позволил ему назначать вице-президентов;

– жена Алиева, Мехрибан, заняла пост первого вице-президента в феврале 2017 года.

Новый первый вице-президент Азербайджана, Мехрибан Алиева (урожденная Пашаева) одновременно продолжает возглавлять Фонд культуры Азербайджана, является президентом Федерации гимнастики Азербайджана, президентом Фонда Гейдара Алиева, депутатом Милли Меджлиса, заместителем председателя правящей партии “Ени Азербайджан”. Наконец, она – посол доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО.

За свою разнообразную государственную службу 53-летняя Мехрибан Алиева получила орден “Гейдара Алиева” – высшую награду Азербайджанской Республики.

К слову, вторым вице-президентом также будет свой – бессменный председатель Верховного Меджлиса Нахичевани, муж двоюродной сестры Ильхама Алиева Васиф Талыбов. Некоторые другие изменения в конституцию служат той же цели – открывают возможности передавать власть родственникам. В результате последних поправок исчез минимальный возрастной порог для кандидата в президенты Азербайджана – раньше глава государства не мог быть моложе 35 лет. Теперь кандидату достаточно иметь высшее образование, и совсем скоро Гейдар Алиев-младший его получит.

Ильхам Алиев награждает Мехрибан Алиеву орденом ”Гейдар Алиев”, 2015 г.

“Страна превратилась в семейное предприятие”

Новость о назначении Мехрибан Алиевой вызвала огромный резонанс – отозвались как ведущие мировые медиа, например, The Washington Post так и пользователи социальных сетей.

Политолог Лейла Алиева говорит, что назначение первой леди не стало сюрпризом ни для аналитиков, ни для обывателей . “Но все-таки некоторые надеялись на негативную оценку со стороны Европы, США и европейских институтов”. Однако четкой критики не прозвучало, что, вероятно, только укрепит подобные тенденции.

“Эта так называемая монархия – комбинация советского наследия, нефтяных денег, обескровленного общества, она не имеет никакой социальной легитимности. По сути, страна превратилась в семейное предприятие. Законодательство рисуется под интересы очень узкой группы элит, но часто политика опережает законодательство – в данном случае, назначение противоречит не только международным законам, но и местному законодательству”, – говорит Лейла Алиева.

По действующему сегодня в Азербайджане закону о борьбе с коррупцией, для того, чтобы назначение Мехрибан Алиевой первым вице-президентом было законным, ей необходимо развестись с мужем-президентом – на это указал в своем комментарии “Радио Азадлыг” глава Института демократических инициатив, юрист Акиф Гурбанов.

Исполнительный директор Центра Карла Беккера Мовсун Гаджиев считает, что с назначением Мехрибан власть скорее потеряет, чем выиграет: “Власть понесет потери, и в лучшем для нее случае они будут касаться только ее репутации,” – сказал Гаджиев.

Клан против клана?

Но, похоже, правящий клан уже принял меры по спасению авторитета. Азербайджанские операторы кабельного телевидения объявили, что исключают турецкий телеканал FOX из республиканского вещания. За день до этого телеканал позволил себе критический сюжет о назначении Мехрибан Алиевой, а ведущий Фатих Портакал в насмешливой форме отозвался о политической системе страны.

Со своими гражданами правящий клан обращается еще жестче: вскоре после назначения в Азербайджане прошла новая волна арестов. Возможно, поэтому назначение жены президента не осмелился прокомментировать ни один высокопоставленный чиновник и ни один функционер правящей партии “Ени Азербайджан”, где, кстати сказать, Мехрибан Алиева является заместителем своего мужа (тот в партии председательствует).

Но, похоже, главная угроза власти – это не гражданское общество, не политические оппоненты, и не свободная медиа.

“Новое назначение отражает также признание силы клана Пашаевых и это тоже сигнал для других групп интересов”, – считает политолог Лейла Алиева, “в 2003 элита была солидарна в вопросе передачи власти Ильхаму Алиеву. Объединившись, она добилась выполнения этой задачи. На нынешнем этапе силовой блок контролирует группа, которая, очевидно, не в восторге от усиления роли клана Пашаевых.”

Источник: Эльмир Мирзоев / Meydan TV
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
spoed loodgieter
- Werbung Berlin - buy instagram followers -