[ВИДЕО] КАК МЫ БОРЕМСЯ С ПРОПАГАНДОЙ: Чешский урок

Одно из самых развитых посткоммунистических государств, с экономикой, основанной на промышленности, где частный сектор обеспечивает более 60% Внутреннего Валового Продукта, Чехия известна как страна ста замков, благодаря архитектурным сокровищам, средневековым городам и истории, запечатленной в культуре, кулинарных традициях и повседневной жизни. Именно историческое сознание и память о «Пражской весне» 1968 года, когда советские войска заполонили страну и оставались там до распада СССР, явились предпосылками того, что сегодня Чехия стала достойным примером в борьбе, объявленной против пропаганды.

На русском языке в Чехии почти не говорят, официальные каналы Кремля не включены в список телепередач и не ретранслируются отечественными телеканалами, в отличие от ситуации в Республике Молдова, и, все же, проблема медиапропаганды посредством инструментов манипулирования и дезинформации стала важной проблемой в Чехии. В рамках Министерства внутренних дел, по инициативе гражданского общества, была создана специальная структура, изучающая гибридную войну, в школах проводятся курсы в области медиаобразования, а закон был изменен с тем, чтобы запретить высокопоставленным государственным чиновникам быть владельцами медиабизнеса.

Подозрительные сайты

«Мой интерес к этому вопросу пропаганды появился, когда я съездил в 2013 году на Майдан в Киеве. Мы сидели в кафе с другими журналистами и работали. Тут кто-то сказал, что сегодня воскресенье, давай включим Киселева (Дмитрий Киселев, ведущий программы «Новости недели» – прим. ред.). Мы включили эту программу, и там началось: хунта, фашисты, ЦРУ (Центральное разведывательное управление США – прим. ред.), заговоры. Я помню, что начал смеяться, потому что мне показалось, что они переборщили. Разница между тем, что было на телеэкране, и тем, что было за дверями, была настолько большой, что я думал, что это не сработает, люди не такие дураки. Но потом оказалось, что сработало», – рассказывает Ондра Соукуп, журналист в значимой Пражской газете «Hospodářské noviny» (Экономической газете – прим. ред.), который ранее работал корреспондентом в Москве, поэтому много взаимодействовал с русскоязычной прессой и освещал события в Украине.

Алиса Зюс и Ондра Соукуп

Его супруга, Алиса Зюс, родом из Москвы, которая так же работает в медиасфере, говорит, что в какой-то момент в их доме перестали смотреть телеканалы, вещающие по указке Кремля.

«В этом не было никакой идеологии, уверяю вас. Просто-напросто, я человек сам по себе очень эмоциональный, и в какой-то момент, когда Ондра был вынужден, по работе, смотреть русские новости и прочие, я их комментировала. Я кричала им в экран: что ты говоришь? Заткнись немедленно, у меня уши вянут! И через какое-то время такой борьбы, Ондра понял, что лучше не смотреть никаких русских каналов, чтобы не слушать моих воплей», – признается Алиса Зюс.

Оба, будучи представителями прессы, Алиса и Ондра говорят, что в Чехии феномен пропаганды работает в онлайн-пространстве через десятки сайтов, распространяющих ложные новости, и социальные сети, в то время как через телевидение, в отличие от Молдовы, прокремлевская политика не доходит до общественности. Семья журналистов утверждает, что «подозрительные» сайты, как на русском, так и на чешском языках, появились как грибы после дождя в 2014 году, вместе с дестабилизацией ситуации в Украине. «Вдруг начали появляться сайты, которые писали то же самое, что говорил Кремль. Но часть из них была более старой и затрагивали конспирологические темы – про инопланетян, что ЦРУ придумал вирус Эбола», – констатирует чешский журналист.

Пропаганда в Чехии, добавляет Алина Зюс, не должна рассматриваться как локальная проблема, и только со стороны Кремля, потому что сайты с поддельными новостями активизировались и в период выборов в США, соответственно, знач имое влияние оказывается и оттуда. Она говорит о «прибыльной» истории подростков из Македонии, которые создали несколько сайтов в поддержку Дональда Трампа и получили 16 тысяч долларов США, просто-напросто производя поддельные новости.

Министерство внутренних дел принимает меры

Чтобы вести мониторинг информационной безопасности Чехии и раскрывать ложь, распространяемую в общественной среде, по инициативе гражданского общества, в рамках Министерства внутренних дел, с 1 января 2017 года, действует Центр по борьбе с терроризмом и гибридными войнами.

«По данным наших разведслужб, уже на протяжении нескольких лет, наибольшая угроза исходит от России. В последнее время, наиболее агрессивные действия со стороны России связаны с так называемыми гибридными кампаниями», – объясняет Ева Романцова, руководитель Центра по борьбе с терроризмом и гибридными войнами. Структура выявляет подделки, появляющиеся в интернет-пространстве, и публикует в Твиттере ссылки на сайты, которые разоблачают ложь.

«Мы хотим информировать общественность, чтобы предупредить распространение дезинформации, но речь идет не о цензуре, а об альтернативном источнике информации», – утверждает глава Центра по борьбе с терроризмом и гибридными войнами.

Одной из неправительственных организаций, изучающих инструменты пропаганды, поддержавших открытие Центра в рамках Министерства внутренних дел, является неправительственная организация «Европейские ценности» из Праги. Ее представители говорят, что они создали специальную программу «Kremlin Watch», в рамках которой занимаются изучением и сбором информации о российском влиянии.

Роман Маца

Роман Маца, аналитик организации «Европейские ценности», говорит, что инструменты пропаганды практически одинаковы во всех европейских странах, отличается только вредоносное содержание, сформулированное в соответствии с целью тех, кто стоит за этой машиной: «Цель состоит в том, чтобы оказать влияние на общественное мнение. Соответственно, общественное мнение решает на выборах. С одной стороны, есть сайты, которые продвигают идею о том, что конкретное политическое направление является ошибочным, и пытаются поливать грязью, а с другой стороны, существуют сайты, которые говорят «только эти люди нас спасут».

Темы, поднимаемые на этих сайтах, самые разнообразные: от опасности, исходящей от мигрантов, брексита (выхода Великобритании из состава ЕС – прим. ред.) или опасности, исходящей от НАТО, до ядерных аварий или событий внутри страны.

«Например, в Facebook существует кампания, провозглашающая себя патриотической, против миграции и ислама. У нее около 80 тысяч лайков, и это немало для Чехии. Там распространяется много дезинформации уже политического маркетинга. Там говорят, какой Путин молодец и какие ужасные наши политики, кроме тех, кто являются сторонниками восточного направления. Хотя кампания является анонимной, мне удалось выяснить, что за ней стоит чех, который живет в Объединенных Арабских Эмиратах, в Дубае. Странно, что за кампанией против мигрнтов и ислама стоит человек, который живет среди мусульман, и он сам мигрант. По совпадению, он предприниматель в каком-то агентстве, которое занимается интернет маркетингом и пиаром», – объясняет Роман Мака.

У большинства сайтов авторы неизвестны, не ясны их источники финансирования, или на странице существует рубрика по сбору пожертвований, новости можно отличить по шокирующим заголовкам и неподтвержденным утверждениям. Недавно, журналист из «Экономической газеты», Ондра Соукуп, написал о том, что на поверхность вышли имена лиц, которые в 2014 году стояли за акциями протеста «против фашистов из Киева», организованными в Чехии, Словакии, Польше и Венгрии. Речь идет о белорусском активисте Александре Усовском и российском олигархе Константине Малофееве. Это произошло после того, как хакеры из «Ukrainian Cyber Alliance» взломали электронную почту Усовского и опубликовали переписку в интернете.

Русский язык – канал функционирования пропаганды

Воздействие российской пропаганды гораздо сильнее на пространствах, где говорят по-русски, таких, как Украина, Молдова или Беларусь. В Чехии мы встретили молодого парня по имени Артем, родом из Украины, который работал в Российской Федерации, в настоящее время трудится в Польше, а в Праге проводил отпуск. Он говорит, что реалии Украины некоторыми средствами массовой информации в этих странах представляются искаженно.

«По телевизору, в каждой стране показываются свое. Вот, я смотрел онлайн новости Украины и новости России. Один и тот же репортаж, одно и то же событие, но украинцам рассказывают, что это вина русских, россияне показывают, что это вина украинцев. Что было на самом деле, знают только люди, которые находились там в тот период. По новостям показывают то, как надо людям это подать, чтобы они воспринимали – в каждой стране по-своему. Я не знаю, не советую людям смотреть эти новости, потому что это промывание мозгов», – считает Артем.

Диана Фрумосу

В Праге мы встретили, также, двух молодых женщин из Республики Молдова. Диана Фрумосу, родом из Криулян, слушательница магистерской программы в Италии в области международных отношений, а в настоящее время навещает родителей, обосновавшихся в столице Чехии. Из личного опыта, Диана говорит, что в отличие от Республики Молдова, в Чехии существует большая свобода выражения мнений. «Свобода выражения не подвергается критике или не ограничивается, как это происходит у нас дома. Здесь можно высказываться более свободно, потому что каждая идея должна восприниматься терпимо, в пределах здравого смысла», – считает Диана. Проявление свободы выражения можно увидеть и на улице. Без страха цензуры со стороны государства, экстравагантный скульптор из Праги Давид Черный выставил ряд скульптур по всему городу, посредством которых критикует систему.

Елена Терзи

Елена Терзи переехала в Прагу восемь месяцев назад. В Кишиневе она занималась политической аналитикой, деятельностью, которую продолжает вести и в Чехии, где принимает участие в ряде международных проектов, касающихся отношений между Чехией и Восточной Европой.

«Я не буду говорить только о российской пропаганде, потому что это лишь одна из разновидностей пропаганды, с которыми я столкнулась здесь на своем опыте. Нельзя сравнивать то, что происходит в Республике Молдова, с тем, что происходит в Чехии, потому что мы говорим о разных обществах, с разным уровнем доходов, различными культурными аспектами, различными источниками СМИ», – отмечает Елена.

Закон, отделяющий прессу от политики

Чтобы понять, насколько велика разница между Молдовой и Чехией, в контексте уровня информированности по вопросам безопасности, мы должны сказать, что четыре месяца назад в Чехии был принят закон, запрещающий государственным чиновникам владеть предприятиями в сфере медиабизнеса.

«У нас случилось так, что владелец двух наикрупнейших газет стал политиком, ныне министром финансов и вице-премьером. Это был такой шок, что приняли даже закон пару месяцев назад, который запрещает членам Правительства владеть СМИ», – приводит пример Ондра Соукуп, который считает, что пресса должна стать рентабельным бизнесом, чтобы не зависеть от политики.

Независимость прессы от политики практически невозможно представить в случае Республики Молдова, где большая часть СМИ контролируется политиками. Якуб Янда, представитель организации «Европейские ценности», в прошлом году, по приглашению председателя Парламента, Андриана Канду, принимал участие в обсуждении поправок в Кодекс телевидения и радио. Он знает о проблеме монополии в сфере СМИ в Республике Молдова и призывает независимую прессу проводить расследования, которые выведут на поверхность все связи между политиками и медиасредой.

Марина ЧОБАНУ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
spoed loodgieter
- Werbung Berlin - buy instagram followers -