Спустя почти три года с момента проведения Переписи населения и жилья в 2014 году, которая обошлась государственному бюджету более чем в 80 млн. леев, ее результаты еще не были обнародованы. Данные, столь необходимые для разработки социальных политик и внедрения реформ, возможно, будут представлены 31 марта, после того, как Национальное бюро статистики получило согласие депутатов о продлении предельного срока обнародования данных. Между тем, эксперты считают, что многие цифры уже не актуальны, а задержка обусловлена политическим фактором. Уголовное дело, открытое в июне 2016 года по факту хищения около 2 млн. леев из бюджета НБС, еще не было передано в суд, и ни один человек не имеет статус подозреваемого или обвиняемого.
Согласно закону, результаты переписи 2014 года должны были быть обнародованы в течение 27 месяцев со дня проведения переписи, и это означало бы июнь 2016 года. После того, как НБС сослалось на нехватку финансовых средств, примерно в 8 млн. леев, оно попросило продлить срок до декабря 2016 года, а Национальная комиссия НБС, в которой председательствует премьер-министр Павел Филип и в которую входят министры, директор НБС, генпримар Кишинева и руководство Агентства земельных отношений и кадастра, утвердила ходатайство. Обещания не были выполнены, а в конце прошлого года глава НБС Виталие Валков, с одобрения Правительства Филипа, попросил депутатов об отмене предельного срока, а так же о том, чтобы дату публикации окончательных результатов определило правительство по предложению Национальной комиссии по переписи населения, которую председательствует тот же Павел Филип.
3 марта народные избранники проголосовали за то, чтобы публикацию цифр определили министры.
Это миф
В то время как некоторые депутаты скептически смотрят на качество и своевременность данных переписи населения, Виталие Валков заверил 3 марта, что до 31 марта результаты будут обнародованы. Он так же отметил, что «сокрытие» результатов переписи «это миф». Валков, который руководит НБС с мая 2016 года, но который был заместителем генерального директора учреждения еще с 2010 года, заявил, что не знает ни о каком «заказе» по остановке опубликования данных переписи, о котором говорил бывший пресс-секретарь президента Влад Цуркану. Цуркану заявил, что «помимо того, что работа сделана непрофессионально», знает из надежных источников, что «были намерения некоторых влиятельных людей из молдавской политики скрыть реалии в Республике Молдова», а их целью было не напугать инвесторов.
Глава НБС выдвинул в качестве причины затягивания разработку с опозданием автоматизированной информационной системы, несвоевременное привлечение и недостаточную подготовку сотрудников, участвующих в проведении переписи населения, неэффективность информационной кампании. Однако, основной причиной, по словам Виталия Валкова, является несвоевременное и неполное выделение финансовых ресурсов, а так же небольшой взнос внешних доноров. Он отметил, что из 86 млн. леев, израсходованных до сих пор, только 5 млн. леев были профинансированы внешними партнерами, в то время как на предыдущих переписях, эти суммы составляли 35-40% бюджета переписи.
Валков утверждает, что в 2014 году выделенные государством деньги пошли на выплату заработной платы 13 тыс. счетчикам и не осталось ресурсов для обработки данных, а политическая нестабильность и смена правительства в 2015 году сделали невозможным перевод денег. Впоследствии, рост евро по отношению к молдавскому лею сделали так, что 8 млн. леев, необходимых для обработки данных, превратились в 17 млн. леев, а 4,2 млн. анкет были введены вручную в течение шести с половиной месяцев 200 операторами, заявил Валков.
Уголовное дело без обвиняемых?
В июне 2016 года Прокуратура муниципия Кишинев инициировала уголовное дело по факту хищения руководством учреждения через мошеннические схемы в 2013-2016 годах 1,8 млн. леев, выделенных Национальному бюро статистики для проведения переписи в 2014 году.
Государственные обвинители утверждали, что деньги были потрачены на другие цели: замена окон, вневедомственная охрана, приобретение неиспользуемого и хранящегося на складе оборудования, обновление технической базы, сумки или сканеры. Более того, прокуратура заявляла, что сотрудники НБС действовали в сговоре с должностными лицами фирмы и заключили пять закупочных контрактов на общую сумму 9,2 млн. леев с серьезными отклонениями от законодательных положений.
Прокурор Влад Гузик из Прокуратуры муниципия Кишинев, в ведении которого находилась первоначально дело, сказал, что оно было передано в Антикоррупционную прокуратуру и, следовательно, не имеет полномочий предоставлять имена лиц со статусом обвиняемого или подозреваемого. В свою очередь, глава Антикоррупционной прокуратуры Виорел Морарь подтвердил, что дело было передано 27 февраля текущего года прокурору Иону Жеру, соответственно, он еще не знаком с материалами дела и не знает, если есть человек со статусом обвиняемого. Виорел Морарь уточнил, что сумма ущерба составляет 2,1 млн. лей, дело возбуждено по факту хищения чужого имущества в особо крупных размерах и касается действий сотрудников НБС, но не процесса проведения переписи.
Итоги переписи 2014 года будут обнародованы на публичной конференции только в последний день марта. В то же время руководство НБС утверждает, что уже началась подготовка к переписи населения 2020 года и заверяет, что для сбора данных будут использоваться планшеты, которые позволят в режиме онлайн вводить ответы, а это сократит время обработки результатов.
Виорика Антонов, эксперт ИРСИ «Viitorul»:
«Все ждут эти данные, в частности специалисты, которые следят за социально-экономическими процессами. Перепись была проведена хаотично, и не были хорошо обработаны все данные. Я предполагаю, что будет много отрицательных показателей, в том числе касающиеся рабочей силы, или опустевших сел. Многие вещи не будут актуальными, так как некоторые стратегии уже разработаны на основе устаревших показателей. Если 1 апреля у нас будут результаты, то, вероятно, некоторые документы можно будет пересмотреть. В промышленности и экономике оперируют квартальными статистическими цифрами, там проще. Перепись, как правило, нужна для того, чтобы мы точно знали, сколько у нас трудоспособных людей, сколько не работает, сколько людей сосредоточены в сельских районах, где самая высокая плотность населения, и почему там. В зависимости от этих данных определяются задачи. Стратегии были разработаны на основе одностороннего анализа и не видна картина в целом. Не уверена, что цели Стратегии гендерного равенства и Стратегии Молдова-2020, разработанные на основе неполной картины, смогут быть реализованы. Что касается затягивания, это не только человеческий фактор, но, скорее, политический. Процесс затягивается потому, что окончательные данные, вероятно, не слишком хорошие. Несмотря на это, результаты должны быть обнародованы, время идет, а внешние партнеры ждут».
Марина ЧОБАНУ