Материал Еврорадио
Беларусь хотела бы разместить на своей территории ядерное оружие в ответ на активность НАТО в Польше. Инфраструктура для этого осталась ещё с советских времен, недавно заявил Александр Лукашенко.
— Я, как рачительный хозяин, ничего не разрушил — все “сараи” стоят на месте, — уверил Лукашенко в интервью российскому пропагандисту. И дополнил, что они с Владимиром Путиным решат, какое оружие будет наиболее подходящим.
Еврорадио узнало, действительно ли советское наследие так хорошо сохранилось в Беларуси, что чуть ли не готово к новой холодной войне.
От сверхсекретного объекта до металлолома
Мы отправились в лес под Барановичами, где раньше была засекреченная ремонтно-техническая база. Там хранились ядерные бомбы и боевые части ракет. Недалеко находится аэродром дальней авиации, где располагались самолёты Ту-16 и Ту-22. Это бомбардировщики — носители ядерного оружия
Вероятно, из-за этого “сарая” и аэродрома Барановичи нашлись в архивах США как город, подлежащий ядерной атаке в случае войны с СССР. Теперь база заброшена. Сюда приходят разве что страйкболисты, мародёры и очень любопытные люди. Такие, как мы.
Раньше попасть сюда просто так было невозможно. За объект отвечало секретное 12-е Главное управление Минобороны СССР. В начале 2022 года посещаем “неразрушенную” военную базу легко: никакой охраны.
Инфраструктура базы не только заброшена, но и разграблена. Например, бывший цех по сборке ядерных зарядов разобран на кирпичи.
Рядом более интересное строение — хранилище ядерного оружия. Оно замаскировано насыпью и насаженными сверху деревьями. Выглядит это всё как огромный зал, соединённый с шестью помещениями. Судя по скромным остаткам былого обустройства, в центре стоял кран, которым поднимались ядерные боеголовки. О специальных поворотных кругах напоминают дыры и рельсы для тележек, которые вели в помещения для зарядов.
Разграблено и порезано на металлолом всё, что только можно: от дверей до забетонированных рельс и вентиляции. Такая вот рачительность по-лукашенковски. В сравнении с увиденным любой деревенский сарай выглядит богаче и полезнее.
Таких мест, как база под Барановичами, в Беларуси много. Заброшенными оказались объекты под Сморгонью, Ружанами, Житковичами и Полоцком.
“Черномырдин сказал Лукашенко: “Не дури!”
Начало конца для этих военных баз было положено решением Беларуси стать безъядерной зоной. После развала СССР оружие отправилось в Россию. Начинал этот процесс бывший председатель Верховного Совета Беларуси Станислав Шушкевич.
— 8 декабря 1991 года, когда мы подписали Беловежское соглашение о создании Содружества Независимых Государств, я сказал, что Беларусь без всякой компенсации готова вывести ядерное оружие со своей территории, — рассказывает он.
На примере Барановичей видно, что в случае конфликта местность с ядерным оружием стала бы мишенью для потенциального противника.
— На душу населения у нас было ядерного оружия больше всех в мире. Нужно было избавить нацию от угрозы. Ядерное оружие нам не нужно, на нас никто не нападает, — продолжает Станислав Шушкевич. — Лукашенко хотел сохранить ядерное оружие и поднял этот вопрос. Но в Минск приехал Черномырдин [тогда представитель правительства РФ. — Еврорадио] и сказал: “Не дури!” Потому что все документы подписаны, всё сделано для того, чтобы ядерное оружие было выведено. И ему пришлось согласиться с этим. Я считаю вывод ядерного оружия своим главным политическим достижением.
Вывод ядерного оружия из Беларуси закончился в 1996 году. По мнению Шушкевича, теперь оно может вернуться в Беларусь только затем, чтобы Лукашенко на пару с Путиным оставался пожизненным диктатором, а Беларусь — колонией России. Ведь речь идёт “не о разработке собственного ядерного оружия, а о российской “помощи”.
Побряцать хочется, но это очень дорого
Взяв у Путина ядерное оружие на хранение, Лукашенко хочет сэкономить и схитрить, считает физик-ядерщик Андрей Ожаровский.
— Так же, как он схитрил с атомной станцией. Он хочет получить ядерное оружие в долг или бесплатно. Это не значит, что Беларусь станет обладать ядерным оружием так же, как сейчас она не обладает атомной энергетикой. Энергетику подаёт “Росатом”.
Денег на то, чтобы создать своё ядерное оружие, у Беларуси попросту нет. Только на обслуживание такого оружия Израиль потратил в 2019 году $1 млрд, а Северная Корея — $0,6 млрд. Это значительные суммы для Беларуси, особенно когда со всех сторон давят санкции и экономический рост замедляется.
— Плутоний-то стареет, и требуется время от времени изменять содержимое ядерных боеприпасов, — говорит Андрей Ожаровский.
Привезти в Беларусь ядерные боеприпасы не сложно, ведь оружие компактно, а разместить его можно при действующих аэродромах, отмечает физик. До вторжения России в Украину казалось, что вероятность этого мала. Ведь поделиться с Беларусью ядерным оружием — означало огромные даже по меркам России денежные и репутационные потери.
— Есть договор о нераспространении ядерного оружия. Если договор нарушается, то страны, как, например, Северная Корея, находятся под серьёзными санкциями, — говорит Андрей Ожаровский.
Теперь сценарий, при котором в Беларуси появится российское ядерное оружие, наиболее вероятен, заключает собеседник.
Pingback: Live/ Украина – 2022. Война: День ПЯТЫЙ. Армия России возобновила наступление на Киев | Ziarul de Gardă RUS