Более тысячи осужденных воспользовались к середине февраля Законом об амнистии в связи с 25-й годовщиной провозглашения независимости Республики Молдова, 333 из которых были освобождены из мест лишения свободы. Наряду с заключенными, осужденными за незначительные преступления, Законом об амнистии воспользовался или может воспользоваться ряд государственных служащих, в том числе 14 судей, задержанных по делу об отмывании 20 миллиардов долларов через судебные инстанции Республики Молдова. В то же время, Закон об амнистии оставляет открытой калитку и для других громких имен с уголовными наклонностями.
Проект Закона об амнистии в связи с 25-й годовщиной провозглашения независимости Республики Молдова был зарегистрирован в Парламенте 18 февраля 2016 года, его авторами стали пятеро депутатов-социалистов: Адриан Лебединский, Андрей Негуцэ, Владимир Цуркан, Влад Бэтрынча и Григорий Новак. В заключении по результатам антикоррупционной экспертизы Национального антикоррупционного центра (НАЦ) по проекту сказано, что он недостаточно аргументирован и «продвигает интересы лиц, совершивших преступления, которые воспользуются освобождением от уголовной ответственности и/или от наказания в виде лишения свободы за счет других социальных категорий, подвергаемых риску сосуществования с преступниками, освобожденными из пенитенциарных учреждений».
Предложение социалистов, подхваченное и продвинутое Правительством
21 июля 2016 года Комиссия по праву, назначениям и иммунитету, изучив проект социалистов, решила совместить его с аналогичным проектом, зарегистрированным Правительством несколькими днями ранее, постановив, что приоритет остается за инициативой органа исполнительной власти. Это решение было принято после того, как 11 июля 2016 года Правительство Республики Молдова предложило законопроект, похожий на проект депутатов-социалистов. Этот проект также прошел антикоррупционную экспертизу НАЦ. Акт, подписанный Вадимом Кожокару, заместителем директора НАЦ, кажется схожим с первым документом, подписанным Кристиной Цэрнэ, также заместителем директора НАЦ. В главе «Продвижение или ущемление групповых или индивидуальных интересов» отмечается, что «положения проекта продвигают интересы осужденных, которые будут освобождены из заключения или срок заключения которых будет сокращен. Проект ставит под угрозу интересы граждан Республики Молдова путем увеличения риска совершения новых преступлений. Считаем, что проект закона в недостаточной степени совместим с национальными антикоррупционными стандартами», – говорилось в экспертизе НАЦ.
В первоначальном проекте, разработанном и подписанном Владимиром Чеботарем, министром юстиции, объявлялось, что это «способ предотвратить и возместить ущерб, причиненный по причине плохих условий содержания в заключении, а также мера депопуляции мест лишения свободы». В то же время, он подчеркнул, что «под акт об амнистии подпадет около 1300 осужденных. В дополнение к этому, к около 400 осужденным может быть применено преждевременное условное освобождение». В проекте, хотя сообщалось, что «для некоторых категорий преступлений уголовный процесс прекращается на стадии уголовного преследования или на стадии рассмотрения дела в суде», не указывается количество лиц, которые не были осуждены, но могли бы извлечь выгоду из Закона об амнистии ; 5,7 миллионов леев для выплаты пособий при освобождении будет потрачено на исполнение этого закона, по прогнозу Министерства юстиции (МЮ), и еще 150 тысяч леев необходимо на канцелярские, почтовые расходы или связанные с конвоированием.
2900 осужденных могут воспользоваться амнистией
Что мы имеем на сегодняшний день? 9 сентября 2016 года в Официальном Мониторе Республики Молдова был опубликован Закон №210, принятый Парламентом 29 июля 2016 года, об амнистии в связи с 25-й годовщиной провозглашения независимости Республики Молдова. В официальном ответе, направленном на адрес ZdG, Департамент пенитенциарных учреждений (ДПУ) сообщает, что к середине февраля 2017 года, пять месяцев спустя после вступления в силу закона, им воспользовались 1044 заключенных. В отношении 711 заключенных было применено сокращение срока наказания, а 333 заключенных были освобождены из тюрем. В общей сложности, есть вероятность, что этим законом воспользуются почти 2900 лиц, осужденных к лишению свободы, сообщает ДПУ, учитывая, что в пенитенциарных учреждениях Республики Молдова отбывают наказание около 8 тысяч заключенных. Количество, предоставленное ДПУ, составляет приблизительно на 1200 осужденных больше, чем заявленное Правительством в законопроекте об амнистии, внесенном в Парламент. В то же время, ДПУ отказался предоставить «Ziarul de Gardă» список осужденных, которые на момент осуждения занимали ответственные должности и которые извлекли выгоду из Закона об амнистии. «Относительно списка осужденных, сообщаем вам, что он представляет собой персональные данные, которые не могут быть обнародованы без согласия субъектов», – утверждает ДПУ.
Закон об амнистии ограничивает освобождение от наказания лиц, подозреваемых, обвиняемых или осужденных за преступления, квалифицируемые Уголовным кодексом как особо или чрезвычайно тяжкие. Так, не могут быть амнистированы лица, в отношении которых ведется уголовное расследование по факту пассивной коррупции, активной коррупции, извлечения выгоды из влияния, злоупотребления и превышения власти или умышленного убийства. В общей сложности, более 100 статей Уголовного кодекса несовместимы с амнистией. Тем не менее, законодательный орган разрешил применение амнистии в отношении целого ряда статей Уголовного кодекса, касающихся лиц, вовлеченных в совершение ряда тяжких преступлений, или даже связанных с коррупцией. Так, амнистией могут воспользоваться подозреваемые, обвиняемые, подсудимые или осужденные за служебную халатность; злоупотребление властью, превышение или бездействие власти; вынесение неправосудного приговора, определения или постановления; убийство, совершенное в состоянии аффекта; лишение жизни по неосторожности; детоубийство; пытки, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение; изнасилование; кражу; сутенерство или подкуп избирателей. В то же время, амнистия может быть применена только условно, в случае, если лица доказали искреннее раскаяние и возместили нанесенный ущерб.
Шор и Платон не могут быть амнистированы?
Закон об амнистии предоставляет шансы избежать наказания и ряду лиц, обвиненных по статьям Уголовного кодекса, касающихся мошенничества и отмывания денег, на основании которых в последние годы были привлечены к ответственности несколько важных лиц, в том числе примар Оргеева Илан Шор, а также бизнесмен Вячеслав Платон. В случае этих двоих, однако, все гораздо сложнее. Ущерб в рамках этих дел, установленный прокурорами, очень велик, он достигает нескольких миллиардов леев. Тем не менее, законодатель разрешает амнистию лиц, обвиненных по ст. 190 Уголовного кодекса (Мошенничество) и ст. 243 (Отмывание денег), но лишь за деяния по первым двум частям, в то время как Шор и Платон были обвинены в соответствии с частями этих статей, предусматривающими более суровое наказание. Их единственный шанс, объясняют адвокаты, с которыми ZdG беседовала на эту тему, заключается в том, что судебная инстанция переквалифицирует деяния и установит ущерб, значительно меньший, чем вмененный прокурорами.
Виорел Морарь, глава Антикоррупционной прокуратуры (АП), утверждает, что в отношении Шора и Платона амнистия не может быть применена, так как в их случае было «несколько эпизодов». «Это не применимо в их случае. Более того, Закон об амнистии является условным. Он применяется только после искреннего раскаяния и только если возмещен ущерб», – отмечает прокурор. На вопрос, что он думает о положениях Закона об амнистии, не принижает ли они значимость работы прокуроров, глава АП ответил, что «я как прокурор выступаю на стороне обвинения лица, но амнистия находится в компетенции законодательной власти, является ее исчерпывающим правом. Но цель Закона об амнистии состоит в побуждении лиц к искреннему раскаянию и внесению своего вклада в расследование преступления и возмещение ущерба. Здесь целая философия. Приводит ли увеличение наказания к сокращению числа преступных деяний? Из исторических исследований известно, что нет. Важно не то, что человек сидит в тюрьме 10 лет, но возмещение доходов, полученных незаконным путем. Необходимо содержать лицо в заключении достаточно небольшой срок для того, чтобы он перешел на другую сторону общества… Для кого-то достаточно быть помещенным в пенитенциарное учреждение, он отсидит там 1-3 месяца, чтобы ему больше не захотелось туда вернуться. Другим достаточно года… После 10 лет, проведенных в заключении, лицо должно заново социализироваться, а государство должно инвестировать в повторную социализацию, чтобы лицо могло вписаться в общество», – отмечает Морарь.
Десятки судей, подлежащих амнистии
До сих пор общественному мнению стало известно об амнистии, примененной в соответствии с Законом № 210 в отношении Андрея Пынти, бывшего первого заместителя генерального прокурора. Его судили по обвинению в «злоупотреблении властью или превышении служебных полномочий», статье Уголовного кодекса, несовместимой с амнистией. На слушании в начале 2017 года Пынтя признал свою вину, а прокурор Виталий Галеру решил, что это является поводом для изменения обвинения. Таким образом, прокурор изменил квалификацию действий бывшего коллеги с «превышения служебных полномочий» на «вмешательство в осуществление правосудия и уголовного преследования». Новая степень наказания, более мягкая, совместима с применением амнистии, которая и была произведена в середине января 2017 года. В декабре 2016 года амнистировали также судью Андрея Балана из Резины, обвиненного прокурорами в «умышленном вынесении неправосудного приговора» по статье, которая тоже подпадает под Закон об амнистии.
В последующий период, однако, имена амнистированных служителей Фемиды могут стать более громкими. 14 судей, задержанных по делу об отмывании 20 миллиардов долларов США, были преданы правосудию в соответствии с той же статьей, по которой был амнистирован судья Андрей Балан, так что если они признают свою вину, то не проведут в тюрьме ни дня. «Если судьи признают свою вину и искренне раскаются…, возможно применение амнистии», – отмечает Виорел Морарь. Так же могут быть амнистированы и другие судьи, в отношении которых ведется расследование или которых судили в течение последнего года за вынесение неправосудного приговора, определения или постановления. Амнистией может воспользоваться, если признает вину и возместит ущерб, в том числе Георгий Крецу, бывший судья, осужденный в первой инстанции к двум годам лишения свободы условно по делу о гибели Сорина Пачу, после того, как он был признан виновным в «лишении жизни по неосторожности». ДПУ сообщает, что с момента провозглашения независимости Республики Молдова были амнистированы около 6800 заключенных.
Виктор МОШНЯГ