Убийство в Страшенах. Как один из обвиняемых оказался в психиатрической больнице

Виталий Влад, один из четырех несовершеннолетних, принимавших участие в убийстве в Страшенах в ночь на 25 ноября 2016 года, был помещен в психиатрическую больницу, где его подвергнут психиатрической экспертизе. Процедура часто встречается в таких случаях, утверждает защитник несовершеннолетнего, только вот, как правило, обвиняемых в убийстве обследуют амбулаторно. В этом случае, решение госпитализировать несовершеннолетнего было принято экспертной комиссией, которая приняла во внимание ряд медицинских справок, представленных матерью Виталия, подтверждающих, что в последние годы у него были черепно-мозговые травмы, и он проходил лечение транквилизаторами.

В среду, 8 февраля 2017 года, судебная инстанция удовлетворила ходатайство прокурора Прокуратуры Страшен, Тудора Бордана, разрешив перевод несовершеннолетнего Виталия Влада из-под предварительного ареста в Психиатрическую клиническую больницу на срок, не превышающий 30 дней, период действия ордера на арест, выданного на имя одного из четырех молодых людей, принявших участие в убийстве 14-летней Кристины. В начале прошлой недели несовершеннолетний, в сопровождении полиции, был переведен в больницу, где врачам предстоит определить, можно ли будет вменить ему ответственность, то есть, сможет ли он быть осужден за совершенное преступление.

Адвокат: «У Виталия были черепно-мозговые травмы»

Георгий Кобзак, адвокат Виталия Влада, считает, что решение о переводе его клиента из пенитенциара в психиатрическую больницу базируется на законных основаниях, и ходатайство поступило от прокурора, ведущего дело, а не с его стороны, как сообщала пресса. «В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, в момент, когда лицо обвиняется в совершении особо тяжкого преступления, а именно убийства, орган уголовного преследования, то есть прокурор, должен располагать заключением психиатрической экспертизы, чтобы установить степень вменяемости лица, то есть, можно ли будет привлечь его к ответственности или нет. Хотя в прессе говорилось, что адвокат направил ходатайство, это не соответствует действительности. Я не просил о проведении экспертизы. Изначально нас вызвали и поставили в известность о том, что назначается амбулаторная экспертиза, то есть, Виталия в течение нескольких часов должна обследовать экспертная комиссия на предмет состояния его ответственности в момент совершения преступления. Вопросы были сформулированы прокурором, был составлен протокол. Мы его подписали. Я не подавал никакого заявления или ходатайства. Я сказал, что необходимо установить его состояние, поскольку я считаю, что общество, в том числе, когда узнает о столь тяжком преступлении, убийстве 14-летней девушки-подростка, жестоком и зверском, как говорится, вопрошает, являются ли вменяемыми совершившие это убийство, или нет. Закон требует того же», – отмечает защитник. Таким образом, изначально была назначена амбулаторная экспертиза, без помещения несовершеннолетнего в больницу, но, спустя время, возник ряд новых обстоятельств.

«Между тем, я спросил у матери, если у него (Виталия, прим. ред.) были травмы в течение жизни, чтобы его обследование было как можно более объективным. Мать принесла медицинскую карточку, его амбулаторную карту, которая велась с самого детства. Во время родов, затем в 2006, 2009 годах Виталий перенес черепно-мозговые травмы. В карточке написано, что его осматривал невропатолог, психоневролог. Несколько раз ему выписывали успокоительные. Все документы были представлены прокурору и экспертам. Впоследствии поступила справка из психиатрической больницы о том, что они не могут выдать заключение о состоянии вменяемости Виталия, потому что обследование его состояния требует больше времени нахождения в больнице. Мне не сообщили об этом, я узнал о нем только в суде, когда рассматривался вопрос о продлении ареста. Прокурор, получив доклад экспертов, обратился в суд с ходатайством, чтобы попросить согласие судьи по уголовному преследованию на помещение обвиняемого Виталия Влада в стационар. Судья по уголовному преследованию удовлетворил ходатайство. Мы оставили решение на усмотрение суда. Даже мать Влада сказала: «Я хочу, чтобы его осмотрели врачи и выяснили, что с моим ребенком». Ее это тоже интересует», – утверждает адвокат Виталия Влада.

Врач: «Впоследствии все возвращаются к правосудию и в судебную инстанцию»

Тудор Бордан, прокурор, который вел это уголовное дело, был переведен в другое учреждение, дело попало в ведение прокурора Анны Гуреу. Она сказала нам, что уголовное преследование завершается, и, в зависимости от врачебного заключения в случае Виталия Влада, будет решено, когда дело будет направлено в судебную инстанцию. Прокурор отметила, что двое других несовершеннолетних, находящихся под арестом, уже прошли психиатрические экспертизы, давая понять, что они были признаны вменяемыми.

Василий Казаку, начальник службы судебно-психиатрической экспертизы и принудительного лечения в составе Психиатрической больницы, сообщил нам, в общих чертах, что психиатрическая экспертиза во многих случаях является обязательной процедурой по уголовным делам. «Впоследствии все возвращаются к правосудию и в судебную инстанцию. Никто не остается в психиатрической больнице. Тем не менее, подавляющее большинство, по статистике, привлекаются к ответственности в качестве преступников общего порядка, и лишь небольшое число, психически больные, предстают перед судом, где реабилитируются по причине психического заболевания. Как сказал Матей Басараб, «человек, сошедший с ума и убивший, например, отец, который убил своего сына, не будет наказан. Его наказание в его сумасшествии, которого ему достаточно». Это актуально и в настоящее время. Тем не менее, даже это небольшое количество людей, объявляемых психически больными, не возвращаются в общество, но, через суд, направляются на принудительное лечение, как правило, под строгим наблюдением, где проводят многие, многие годы. К ним применяется не уголовное наказание, а мера пресечения опасности психически больных», – отмечает специалист. Василий Казаку утверждает, что, как правило, психиатрическая экспертиза длится около 30 дней.

Из четырех участников реступления остались только трое

Виталий Влад является одним из четырех несовершеннолетних, принявших участие в ночь на 25 ноября 2016 года в убийстве Кристины, 14-летней девушки-подростка в недостроенном здании в Страшенах. Два дня спустя после совершения преступления Виталий выехал из Республики Молдова в Румынию, где он учился. Прозванный «Зайцем», он был самым старшим из несовершеннолетних, вовлеченных в чудовищное преступление, ему было 17 лет. Он был найден и задержан 6 декабря 2016 года, а 11 января 2017 года был выдан властям Республики Молдова. Двое других несовершеннолетних находятся под предварительным арестом по обвинению в убийстве по данному делу. Евгению Загоржевскому, по прозвищу «Зага», в марте исполнится 16 лет. Он был другом Кристины. «Зага» был первым из четырех несовершеннолетних, в отношении него велось уголовное расследование по факту избиения жертвы. ZdG ранее писала, что в свои 15 с половиной лет несовершеннолетний вел беспорядочную жизнь, как и его отец, который был судим и несколько раз осужден за хранение и употребление наркотиков, а Евгений являлся свидетелем: как по делу, так и отцовских действий. Хотя ему почти 16 лет, Евгений Загоржевский был зачислен, однако, без посещения уроков, в 6-й класс. Анатолию Гулко, еще одному несовершеннолетнему, обвиняемому по этому делу, в мае исполнится 17 лет. «Если он виновен, он должен ответить, не так ли?» – говорила его мать, отвечая на вопросы ZdG месяц назад. Еще одним несовершеннолетним, ставшим соучастником убийства в Страшенах, является Виталий Гырнец. На момент совершения преступления ему не было и полных 14 лет, а Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс не позволяют правоохранительным органам задерживать и вести расследование в отношении детей, не достигших 14-летнего возраста. Таким образом, Гырнец останется безнаказанным.

«Я не могу предоставить подробную информацию о деле. Очевидно, что другое лицо, не «Зага» был инициатором, поскольку он являлся другом жертвы. В отношении Виталия более сильные обвинения, потому что он уехал в Румынию, где учился. Происшествие произошло в пятницу. В субботу он остался дома, а в воскресенье уехал в Румынию. Впоследствии, мать, зная, что ее сын является подозреваемым по этому делу, пришла в полицию, где ей представили несколько дней, чтобы привезти Виталия в страну, в противном случае, его бы объявили в розыск. Мать поехала к нему, после они вместе побывали у ее сестры, которая живет в Венгрии, откуда забрали несколько вещей. Когда они вернулись обратно, на границе Румынии и Венгрии венгры его задержали. Они пришли сами, будучи задержаны не на выезде из Румынии, а по возвращении», – утверждает Георгий Кобзак, адвокат Виталия Влада.

Виктор МОШНЯГ
Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
web tasarım hizmeti
- Werbung Berlin