По крайней мере, 20 земельных участков, находящихся в государственной собственности, с общей площадью более 5 га и стоимостью, по рыночной цене, около 8 миллионов евро, оказались в начале этого года во владении двух компаний, зарегистрированных в Великобритании. Хотя власти объявили о том, что на эти земли был наложен арест, ZdG обнаружила, что в течение трех месяцев они были трижды перепроданы: более половины из них стали предметами сделок, зарегистрированных в Кадастре в тот же день, когда судья Анжела Катанэ вынесла решение наложить арест, и спустя месяц после того, как скандал стал достоянием общественности. Судебный акт, хотя и датируемый тем же днем, что и сделки купли-продажи, был применен регистраторами из Кадастра спустя три дня после вынесения судебного решения.
В субботу, 21 января 2017 года, Примэрия Кишинева сообщила, что Суд Кишинева (сектора Центр) удовлетворил заявление о пересмотре, поданное местными властями, и отменил решение от 26 августа 2016 года, которым муниципалитет был лишен 20 земельных участков, о чем ранее сообщала ZdG. Решение было принято судьей Анжелой Катанэ на открытом заседании в пятницу, 20 января 2017 года. В то же время, суд наложил арест на соответствующую недвижимость, говорится в пресс-релизе муниципалитета. Анжела Катанэ практически приостановила собственное решение после того, как 26 августа 2016 года постановила зарегистрировать участки на трех экономических агентов.
5,33 га стоимостью 8 миллионов евро
Определение, вынесенное магистратом Катанэ, попавшее в распоряжение ZdG, вскрывает то, что власти намерены потерять не 20 участков, как было объявлено, сколько их было продано на сомнительном аукционе, организованном судебным исполнителем Яковом Мироном, а не менее 36 лотов. У 22 из них уже есть кадастровые номера, и они были обнаружены ZdG (!). Общая площадь земельных участков составляет 5,33 га, и ее стоимость по средней рыночной цене (расчет был произведен на основе 1 ара земли под строительство = 15 тысяч евро) составляет около 8 миллионов евро, что эквивалентно 170 миллионам леев. Все они были отчуждены в начале 2017 года, после того, как заблаговременно были зарегистрированы на три фирмы, которые «выиграли» их на сомнительном аукционе, непризнанном даже судебным исполнителем Яковом Мироном, официально, его организовавшим. Тем не менее, хотя в протоколе январского аукциона 2016 года было отмечено, что продали 20 участков, магистрат Катанэ решила наложить арест на 36 лотов, у 22 из которых уже были кадастровые номера.
Площадь 22 лотов, получивших кадастровые номера, составляет от 5 до 65 аров, они расположены в секторах Кишинева: Центр, Ботаника, Буюканы и Рышкановка. 20 из них сменили владельцев дважды или трижды в течение последних трех месяцев, оказавшись, в результате, во владении двух фирм, зарегистрированных за рубежом. Таким образом, из 22 участков с кадастровыми номерами, один, площадью почти 8 аров, расположенный в периметре улиц Бэнулеску Бодони, Колумна и Митрополита Дософтея, где находятся несколько зданий, не был продан, на него был наложен арест тем же магистратом Катанэ. Другой участок из этих 22 появляется в Кадастре с неправильной записью. В остальном, у новых владельцев 20 лотов, несмотря на то, что на них был наложен арест.
19 участков перепроданы в Великобританию, один – в Молдову
11 лотов из этих 22 были проданы в последний раз в пятницу, 20 января 2017 года, в тот же день, когда судья Катанэ вынесла определение, посредством которого и был наложен арест. Судебный акт не был исполнен Кадастром в тот же день, а лишь в понедельник, 23 января, когда и был применен арест. Вместо этого, 11 договоров купли-продажи, также подписанные в пятницу, 20 января 2017 года, были зарегистрированы в тот же день в Кадастре на «Fuerte Group». Они были проданы фирмами ООО «Alfa-Spirit», ООО «Tehnoserv-Prim», и «Alexcredit». Сами они купили их: кто тремя неделями ранее, кто – всего за три дня до их перепродажи. «Fuerte Group» была зарегистрирована в столице Шотландии, Эдинбурге, 16 февраля 2016 года и, в свою очередь, у нее два других владельца: АО «Helex Invest» и АО «Derion Invest», – чьи бенефициары скрываются в налоговых убежищах.
Другие 8 лотов из 22 оказались, также в январе, в собственности КП «Heroic Global», зарегистрированного в Ирландии 28 сентября 2016 года. «Ирландская» компания приобрела участки у ООО «Tehnoserv-Prim» и ООО «Profi-Star» 11 января 2017 года, зарегистрировав их в Кадастре в разгар скандала. Один единственный участок из 22 попал во владение ООО, зарегистрированного в Республике Молдова. Земельный участок расположен на Хынчештском шоссе, его площадь составляет10 аров, и он стал собственностью фирмы ООО «M.M.M.», основанной в 1992 году. Управляющим экономического агента является Александр Ионашко, а учредителем – Георгий Ионашко. Фирма осуществляет деятельность в сфере строительства, но не обнародует контакты.
Посредством определения магистрата Катанэ от 20-го января 2017 года, был наложен арест еще на 14 участков, у которых нет кадастровых номеров; в судебном решении упоминается только сектор, на котором расположена соответствующая площадь.
Валерий Богдан, заместитель начальника Юридического управления Примэрии Кишинева, говорит, что суд наложил арест на большее количество участков, потому что некоторые из лотов, проданных с аукциона, скорее всего, были разделены. Чиновник отметил, что с тех пор, как Примэрия подала жалобу в Высший совет магистратуры на имя судьи Катанэ, которая первоначально легализовала продажу государственных земель, учреждение еще не получило никакого ответа. Николай Клима, начальник Судебной инспекции, сообщил нам о том, что рассмотрение жалобы находится на заключительном этапе, и в ближайшие дни Инспекция подготовит ноту и направит ее в адрес Состава по допустимости, который примет решение относительно судьбы судьи.
Схема, запущенная в 2013, работает и в 2017 году
Схема, посредством которой захватываются государственные земли, была запущена еще в 2013 году. В октябре 2013 года Юрий Цуркан, в то время судья Суда столичного сектора Рышкановка, вынес определение, которым обязал Кишиневский муниципальный совет (КМС) организовать публичные аукционы по выделению государственных земель в аренду или в собственность. Впоследствии, в декабре 2013 года, он вынес пояснительное определение с описанием того, как будет исполнено определение, если местные власти откажутся от организации аукционов. Тогда Цуркан постановил, что если власти не организуют аукционы, его определение может быть исполнено судебным исполнителем, а участки, которые должны были быть проданы с аукциона, могут быть выбраны кредитором, то есть лицом, просившим государственные органы предоставить землю. В 2014 году судебный исполнитель Эвелина Марьянчук организовала два аукциона, десятки участков, находившихся в государственной собственности, перешли в частную собственность. Хотя НАЦ и Антикоррупционная прокуратура (АП) возбудили уголовные дела по данному факту, схема продолжала работать. В конце 2016 года судьи приостановили определение Цуркан, только вот, спустя время, в августе 2016 года, Апелляционная палата (АП) Кишинева решила, что никто не может претендовать на эти земли, потому что собственники добросовестные.
О том, что еще 20 участков, находившихся в государственной собственности, оказались в частной собственности, в результате сомнительных аукционов, на этот раз организованных судебным исполнителем Яковом Мироном, Примэрия Кишинева сообщила в пресс-релизе от 16 декабря 2017 года. Тогда же ZdG описала схему, по которой власти потеряли землю, и обратила их внимание на то, что участки не находились под арестом, а значит, могли быть легко отчуждены. В тот же период, на рассмотрении в Кишиневском суде (сектора Центр) у судьи Катанэ находилось заявление Примэрии о пересмотре ее решения от 26 августа 2016 года, которым был легализован аукцион, организованный Мироном, вследствие чего участки перешли в собственность трех фирм. Однако, слушания откладывались без того, чтобы суд высказался о наложении ареста. Одно из слушаний было отложено, потому что материалы дела изъял прокурор Константин Мирон, в настоящее время сотрудник Прокуратуры по борьбе с организованной преступностью и особым делам (ПБОПОД). Мирон сказал нам, что дело было изъято, поскольку он ведет уголовное дело в отношении одного из регистраторов Кадастра. Мирон утверждает, что если власти хотели наложить арест на участки, тот факт, что дело было изъято, не являлся помехой. По совпадению или нет, требование прокуроров помогло бенефициарам схемы перепродать участки, поскольку слушание было отложено, и, таким образом, арест был наложен с опозданием. Так, хотя дело стало достоянием общественности 16 декабря 2016 года, суд принял решение о наложении ареста лишь 20 января 2017 года, решение, которое было исполнено 23 января 2017 года. За этот период участки дважды или даже трижды сменили владельцев, и в настоящее время находятся в собственности двух фирм из Ирландии и Шотландии. А последние владельцы, в соответствии с Гражданским кодексом, могут претендовать, как и в схеме 2014 года, на то, что являются добросовестными приобретателями, так что возврат публичной собственности будет невозможен.
Виорел Морарь, глава АП, избегает заявлений на эту тему: «Заведено уголовное дело и ведется расследование. Дело носит комплексный характер, осуществляются процессуальные действия и проводятся специальные следственные меры. Пока преждевременно делать заявления, потому что нам не известны все обстоятельства. Кроме того, существует судебное решение, вынесенное судебными инстанциями в порядке гражданского судопроизводства». Анжела Маткова, директор ГП «Cadastru», сообщила нам, что учреждение инициировало внутреннее расследование по данному делу.
Виктор МОШНЯГ