Анжелика Караман, председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК), говорит, что избирательный орган берет на себя ответственность за решения, принятые в отношении новых местных выборов в Бельцкой мэрии. Она считает, что в случае исключения Марины Таубер – кандидатки от Партии «Шор» – из предвыборной гонки государство не будет осуждено в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). Поскольку независимый кандидат Николай Григоришин пока не знает, кто станет его соперником во втором туре выборов, который состоится 19 декабря, чиновница допускает, что представительность и принцип выборности могут пострадать.
В интервью для ZdG председатель ЦИК попросила будущих конкурентов на выборах быть очень внимательными при декларировании финансовых средств и пообещала, что учреждение будет принимать справедливые по отношению ко всем партиям решения.
— Решение ЦИК потребовать исключения Марины Таубер из предвыборной гонки подняло вопрос политического влияния на ЦИК и напомнило о том, как в 2014 году было принято решение исключить из парламентских выборов партию «Родина», которую возглавлял Ренато Усатый. Позднее ЕСПЧ заключил, что решение было незаконным. Могут ли нынешние члены ЦИК гарантировать, что на этот раз государство не будет осуждено в Страсбургском суде?
— Конкурентка неоднократно использовала незадекларированные средства, а во втором случае было доказано, что она превысила предел расходов. Согласно положениям Кодекса о выборах, за эти нарушения можно исключить конкурента из гонки. Вы видели, что произошло в трех судах – в Бельцком суде, в Бельцкой апелляционной палате и в последнем суде. Решение Высшей судебной палаты подтвердило, что аргументы ЦИК были разумными, убедительными, и была доказана вина этой конкурентки на выборах.
— Но почему ЦИК не потребовал исключить эту конкурентку до первого тура, если вы выяснили, что она не указала некоторые расходы?
— Когда мы обнаружили нарушение при указании расходов, мы тщательно это расследовали. Мы направили несколько запросов в государственные органы, а также самой конкурентке на выборах. Получив ответы, проанализировав ситуацию и выявив нарушение, мы в первую очередь потребовали предупредить ее. Поскольку нарушение повторилось, нам пришлось потребовать отмены регистрации.
— 9514 леев. Вот на сколько кандидатка от Партии «Шор» превысила законный предел. Это не слишком маленькая сумма, чтобы исключить кандидата и отменить голоса примерно 16 тысяч человек?
— Да, предел был превышен на эту сумму. Но экономический агент, который предоставлял услуги питания, признался, что сумма, использованная для кормления сторонников и людей, отдыхавших в том лагере, составляет около 152 тысяч леев. Агент сказал прямо на заседании ЦИК, что маржа может составлять 2 тысячи леев. Итак, это около 150 тысяч леев. В то же время конкурентка на выборах не ответила на наши запросы, в которых мы попросили ее сообщить, сколько человек жили в этом лагере отдыха. Поскольку ответа не было, мы исходили из того, что нам было точно известно из договора аренды с экономическим агентом. Мы стремились к корректности и точности. Ранее закон предусматривал наказание в виде исключения, если порог был превышен на определенный процент. Сейчас у нас нет такого положения. В Кодексе о выборах четко сказано, что за нарушение избирательного законодательства и за недекларирование сумм во время кампании кандидат может быть исключен из предвыборной гонки.
— Вы так же тщательно проверяли отчеты других кандидатов?
— Несмотря на то, что у нас нет управления, которое бы следило за финансовыми отчетами и за средствами конкурентов и проверяло их, в этой кампании с помощью рабочей группы мы постарались собрать информацию, проверить, как работает механизм получения доказательств. Мы были очень внимательными, особенно в случае кандидатов, которые заявили, что не будут открывать избирательный фонд. Это тоже проблема.
— Вы и другие члены ЦИК рискнете принимать подобные решения, когда это будет касаться избирательных конкурентов от всех партий, включая кандидатов, представляющих власть, то есть ПДС?
— Несмотря на все нападки, давление и обвинения, мы будем последовательными. Перед началом предвыборной кампании мы проанализировали финансовые отчеты партий. Вы увидите, что ПДС была наказана наряду с другими партиями. На самом деле они были наказаны одними из первых. Мы не проводим грань между политическими партиями или конкурентами на выборах. Когда речь идет о фондах, которыми пользуются кандидаты на выборах, мы говорим о прозрачности этих средств и о равенстве шансов для всех конкурентов на выборах. Мы будем очень внимательными в этом плане, и мы намерены создать управление, которое будет отвечать за мониторинг и проверку финансовых отчетов. Мы надеемся, что в следующих кампаниях конкуренты будут более внимательными в этом плане.
— Насколько представительным будет голосование бельцких избирателей, если как минимум два кандидата вышли из гонки?
— Мы в такой ситуации, когда может пострадать представительность и принцип выборности. Для второго тура нет минимальной явки, и поскольку у людей нет широкого выбора, к урнам может прийти маленькое число избирателей. Но если говорить о представительности, нам следует вернуться ко дню выборов, потому что мы практически в такой же ситуации. Разве мы бы говорили о представительности, если бы в бюллетене остался лишь один кандидат?
— Г-жа Караман, на ЦИК оказывают политическое давление?
— Политического давления не было. Мы лишь выполняли свою работу. Мы выбрали активный подход и не уклонялись от ответственности. Суд доказал, что мы были правы, и наши доказательства были неоспоримыми. Мы выполнили свой долг так, как предусматривает Кодекс о выборах.
— А внутри комиссии есть давление?
— Нам бы хотелось, чтобы те, кто выдвигает обвинения или делает какие-то предположения, привели аргументы и доказательства. Мы – коллегиальный орган, и все члены комиссии принимают решения. У каждого члена есть личные убеждения, и он может выразить их с помощью голосования.
— Игорь Гросу, председатель Парламента, говорит, что Партия «Шор» пыталась подкупить членов ЦИК, чтобы Марину Таубер не исключили из предвыборной гонки. О каких попытках подкупа идет речь?
— Мне не известно о таких попытках. Ясно, что после исключения конкурентки представители этой партии стали обвинять нас и даже угрожать некоторым членам ЦИК. Мы не станем комментировать эти угрозы. Мы будем последовательными и возьмем на себя ответственность за принятые решения. Меня лично эти обвинения делают еще более решительной и побуждают и дальше отталкиваться от буквы закона и применять то, что прописано в законодательстве.
— Но такие организации, как Promo-LEX, утверждают, что указанной причины для отмены выборов нет в законодательстве.
— В пресс-релизе Promo-LEX речь шла о положениях Кодекса о выборах, согласно которым после решения суда мы должны были указать штамп «Снят» напротив кандидата, исключенного из гонки, и продолжать выборы. Я не сторонник прогнозов, но бывают ситуации, которые мы можем изменить. Во-первых, у нас не было окончательного решения. На основании окончательного решения избирательный совет Бельцкого округа должен был отменить регистрацию кандидатки, а затем решать, что делать дальше. В Кодексе о выборах ясно написано, что второй тур проводится при участии двоих кандидатов. Что бы мы тогда делали? Мы бы поставили штамп «Снят», а в избирательном бюллетене остался бы один кандидат. Если бы в течение дня ВСП приняла решение, по которому конкурентка бы осталась в предвыборной гонке, то мы бы с самого начала нанесли ущерб второму туру выборов. Вот почему мы решили отменить второй тур. Этим решением мы уравняли конкурентов. Примеры, которые привела Promo-LEX, и согласно которым существует такая практика, не подходят к делу о выборах в Бельцах.
— Эти выборы, как и предыдущие, показали, что конкуренты указывают не все расходы. Почему мы не можем решить эту проблему в течение стольких лет?
— Это происходит, поскольку был переходный период, когда был принят закон о финансировании политических партий, и ЦИК был наделен полномочием проверять финансовые отчеты. Мы хотели прозрачного финансирования партий и прозрачного использования финансовых средств, но в законе есть недостатки. ЦИК как констатирующий агент сталкивается с трудностями при применении наказания. Мы лишь выявляем нарушение, а наказание применяет суд. Практика показывает, что это разбирательство разными путями затягивается, срок исковой давности истекает, и невозможно наказать политическую партию, которая не представила финансовый отчет. Вот почему мы решили внести поправки в часть, которая связана с предотвращением, обсудить это и узнать, в чем причина, чтобы предвидеть эти наказания, которые могут быть очень болезненными для некоторых партий. Что касается отчетов о финансировании предвыборных кампаний, мы будем последовательными и продолжим быть внимательными, хотя мы знаем, что у нас нет необходимых инструментов и средств.
— Если говорить о долгосрочных перспективах, как нынешний состав ЦИК намерен изменить нормативно-правовую базу о выборах, чтобы процесс голосования был справедливым?
— Мы решили внести основательные поправки в Кодекс о выборах и в связанное с ним законодательство. Возможно, следует сделать новую редакцию Кодекса о выборах, поскольку мы хотим убрать некоторые несоответствия и устаревшие нормы. Мы также хотим изменить аспекты, связанные с финансированием партий и с использованием альтернативных способов голосования. Эти вопросы для нас в приоритете. Мы предложим голосование по почте или через Интернет. Этот вопрос на повестке дня. Если будет недостаточно воли на законодательном форуме, мы предложим другие цифровые инструменты, которые помогут оптимизировать избирательный процесс, особенно в участках за пределами страны, где есть такая проблема.
Кто такая Анжелика Караман
Мандат Анжелики Караман, нового председателя ЦИК, начал действовать 17 сентября этого года. Она была советницей мэра коммуны Ставчены, главой управления ЦИК и заместителем директора Центра непрерывного образования в избирательной сфере (CICDE). В течение 16 лет она работала в Претуре сектора Центр муниципия Кишинева.
На всеобщих местных выборах от 20 октября 2019 года она баллотировалась на должность мэра коммуны Гидигич от избирательного блока «ACUM Платформа „ДП” и „ПДС”». Она прошла во второй тур, но не получила мандат мэра.
Согласно последней декларации об имуществе и личных интересах, заполненной в октябре, в 2020 году Анжелика Караман получила общие доходы в размере около 445 тысяч леев, включая 200 тысяч леев от продажи доли квартиры, купленной в 2016 году. Она также указала долю ½ «другой недвижимости» и право проживания в квартире. Семья председателя ЦИК владеет грузовиком Fiat Ducato и автомобилем Mitsubishi Space Star. В 2021 году семья Караман взяла в долг 3 тысячи долларов и 5 тысяч евро, и эти деньги они должны вернуть до 2022 года и, соответственно, 2026 года.
Хронология отмены выборов в Бельцкую примэрию
Среда, 1 декабря. ЦИК потребовала, чтобы Бельцкий суд исключил Марину Таубер, кандидатку от Партии «Шор», из предвыборной гонки за должность мэра муниципия Бельцы. Члены ЦИК установили, что она не задекларировала расходы в размере 152 725 леев и превысила предел финансовых средств на 9514 леев. ЦИК выяснил, что член и сотрудник Партии «Шор» наличными оплачивал услуги питания, которые предоставлял экономический агент как минимум для 20 добровольцев, сторонников и членов партии. Этих людей возили по другим населенным пунктам страны, и они жили в лагере отдыха в Бельцах.
Четверг, 2 декабря. Бельцкий суд запланировал судебное заседание для рассмотрения запроса ЦИК на пятницу.
Пятницу, 3 декабря. После заседания, которое началось в Бельцком суде в 11:00 и продлилось более 15 часов, в субботу, 4 декабря, в 04:00 утра суд объявил перерыв до 08:00.
Суббота, 4 декабря, 08:00. Судебное заседание возобновилось. С небольшими паузами примерно в 11:45 магистрат Наталья Косташ объявила, что суд принял запрос ЦИК и обязует избирательный совет Бельцкого избирательного округа (ИСИО) отменить регистрацию кандидатки от Партии «Шор» в предвыборной гонке. После решения Бельцкого суда как представители ЦИК, так и представители Бельцкого ИСИО отправили запросы в Бельцкую апелляционную палату и попросили апелляционный суд указать срок исполнения решения первого суда.
Суббота, 4 декабря, 17:00. Началось заседание в Бельцкой АП. Заседание прервалось, когда адвокаты Марины Таубер потребовали передать дело из Бельцкой АП в другой суд того же уровня. В 22:00 Высшая судебная палата (ВСП) начала рассматривать запрос о передаче, а через два часа она отклонила его.
Воскресенье, 5 декабря, 03:00 ночи. Дело опять оказалось в Бельцкой АП, а спустя более 10 часов заседания, примерно в 06:00 утра, апелляционный суд решил оставить в силе решение первого суда.
Воскресенье, 5 декабря, 06:20. ЦИК решил отменить второй тур выборов в Бельцкую примэрию.
Воскресенье, 5 декабря, 17:15. ВСП оставила в силе решение Бельцкой АП, по которому Марина Таубер была исключена из гонки за должность мэра муниципия Бельцы.
Понедельник, 6 декабря. Исключенная из кампании кандидатка от Партии «Шор» сообщила, что обжалует в Кишиневской АП постановление ЦИК об отмене второго тура местных выборов в Бельцах.
Понедельник, 6 декабря, 15:15. ЦИК решила, что второй тур новых местных выборов на должность мэра Бельц состоится в воскресенье, 19 декабря.
Понедельник, 6 декабря, 15:40. Борис Маркоч, кандидат от Партии «Действие и солидарность» (ПДС) на должность мэра муниципия Бельцы, который занял третье место в первом туре выборов в Бельцах, вышел из предвыборной гонки.
Вторник, 7 декабря, 16:00. Александр Нестеровский, кандидат от Блока коммунистов и социалистов (ИБКС) сообщил, что будет бойкотировать предвыборную кампанию.
Во втором туре выборов в Бельцкую примэрию должны состязаться независимый кандидат Николай Григоришин и конкурент, которого выдвинула Политическая партия «Патриоты Молдовы», Николай Кирильчук. В первом туре выборов Григоришин получил голоса примерно 6951 избирателя, а за Кирильчука проголосовали 416 жителей муниципия.
Интервью брала Виктория БОРОДИН