По крайней мере, четыре земельных участка, находящиеся в государственной собственности и проданные в рамках сомнительного аукциона, организованного судебным исполнителем, о котором ранее писала ZdG, неоднократно сменили владельца. Сделки были зарегистрированы в Кадастровом офисе 29 декабря 2016 года и 11 января 2017 года. В статье «Воровская схема с земельными участками в Кишиневе» от 23 декабря 2016 ZdG обращала внимание властей на то, что «4 земельных участка теоретически могут быть проданы в любое время, на них не был наложен арест».
Как до этого дошло? 22 декабря 2015 года судебный исполнитель Яков Мирон опубликовал в газете объявлений заметку об организации аукциона 13 января 2016 года, на котором должны были быть проданы 22 земельных участка, находящиеся в государственной собственности. Аукцион был проведен, по крайней мере, на бумаге, 13 января 2016 года. Проданные земельные участки, площадью 3 га и стоимостью, по оценкам экспертов Примэрии Кишинева, в несколько десятков миллионов леев по их рыночной цене, были проданы. Хотя на аукционе 13 января 2016 года были выставлены на продажу 22 участка, в двух случаях, аукционисты, по неизвестным причинам, отказались от участия, имущество осталось в собственности государства. В этом аукционе, в соответствии с протоколом, приняли участие шесть фирм и только 3 физических лица, потому что каждое лицо представляло по две фирмы. Только три фирмы выиграли земельные участки: «Tehnoserv-Prim», «Profi-Star» и «Alexcredit». «Demont Plus», «Novastal Prim» и «Vladorud», как обычно, проиграли в рамках этих аукционов.
Новые собственники, зарегистрированные в Кадастре
Впоследствии, по крайней мере, четыре из 20 участков, на которые были выданы кадастровые номера, были зарегистрированы в Кадастре, будучи переданы в собственность фирмы «Tehnoserv-Prim». 29 декабря 2016 года, в соответствии с новыми данными из Кадастра, три из четырех земельных участков, у которых были кадастровые номера, перешли во владение другого экономического агента. Кадастровый офис зарегистрировал новых собственников на основе договора купли-продажи, подписанного «Tehnoserv-Prim» и «Alfaspirit-Grup». Новая владелица земель, расположенных в секторах Центр, Ботаника и Рышкановка, была зарегистрирована в 2007 году, имея в качестве основателя и управляющего некого Дорина Чебану Ивановича. Он сказал нам, что купил земельные участки, «потому что это свободный рынок». Также, он заявил, что его не интересует, как они были получены, поскольку не существует никаких судебных решений, которые бы доказывали, что это было сделано незаконно. Чебану отметил, что он хотел бы «развивать фирму» после приобретения этих трех участков.
Дорин Чебану в 2010 году выдвигался по спискам Народной христианско-демократической партии на пост депутата Парламента. Ранее он был учредителем и управляющим охранной фирмой «Alfaspirit», которая, в то время, располагалась по адресу ул. Гиочеилор, 1, в «Moldexpo». Спустя время, однако, фирма была ликвидирована, а последний юридический адрес находится в квартире по ул. Садовяну, сектора Чеканы. Жилье зарегистрировано на супругов Юрия и Галину Чебан. Юрий Чебан является бизнесменом. Помимо прочего, он владеет фирмой «Eventis Mobile», управляющей одноименным оператором мобильной связи, спустя время покинувшим рынок. «Eventis Mobile» была представлена, в том числе, в рамках одной из пресс-конференций, адвокатом Сергеем Гоцонога, в настоящее время представителем Общественного объединения «Слово чести», НПО, которое, по сути, является создателем воровской схемы с земельными участками в Кишиневе.
Участок, купленный фирмой, основанной в Республике Ирландия
ZdG ранее писала, что Объединение обратилось в Примэрию Кишинева с просьбой выделить участок под строительство здания социального назначения. После отказа Объединение обратилось в суд. В октябре 2013 Юрий Цуркан, в то время судья Суда сектора Рышкановка, вынес определение, которым обязал Кишиневский муниципальный совет (КМС) организовать публичные аукционы по предоставлению в аренду, сдаче в наём или отчуждению в собственность государственных земель. Впоследствии, в декабре 2013 года, он вынес пояснительное определение, посредством которого объявил, каким образом будет выполняться первое решение, если местные власти откажутся организовывать подобные аукционы. Тогда Цуркан установил, что, если государственные органы не организуют аукционы, определение может быть исполнено судебным исполнителем, а земли, которые должны были быть проданы с аукциона, могут быть выбраны кредитором, то есть лицом, которое просило государственные органы предоставить участки. Месяц спустя, в январе 2014 года, Цуркан уходит в отставку и покидает судебную систему. В 2016 году магистрат умер. Спустя время, был дан старт этим аукционам. До сих пор, были проведены, по крайней мере, три аукциона, организованные Эвелиной Марьянчук и Яковом Мироном, на которых продали десятки земельных участков, стоимостью в миллионы леев. Впоследствии, большинство из них сменили собственников, хотя сотрудники правоохранительных органов объявляли, что идут по следам преступников.
Четвертый земельный участок, утраченный муниципалитетом в результате аукциона от 13 января 2016 года, недавно сменив собственника, был зарегистрирован в Кадастре на имя нового владельца 11 января 2017 года, после того, как он был продан, тоже по договору купли-продажи от 29 ноября 2016, фирме КО «Heroic Global LP», зарегистрированной 28 сентября 2016 года в Ирландии. «Лично у меня нет никакого интереса к публичным землям. С 2012 года, когда я начал принимать участие в процессах против органов местного публичного управления (МПУ), я не получил в свой адрес или моей семьи ни одного участка… Мое участие от лица других компаний в спорах с МПУ, по сути, может быть объяснено достигнутыми успехами, после 2-3 выигранных дел появляется репутация, и начинают поступать обращения от клиентов со схожими ситуациями», – говорил ранее адвокат Сергей Гоцонога.
Отложенные слушания и дело, изъятое прокурорами
В декабре 2016 года ZdG обращала внимание властей на то, что упомянутые четыре земельных участка могут быть перепроданы, чтобы на них не был наложен арест. «Арест применяется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом. Необходимо, чтобы у кого-то был статус подозреваемого, обвиняемого, ответчика по гражданскому делу, потерпевшего, истца по гражданскому делу, гражданское производство. Есть определенные обстоятельства, и мы должны руководствоваться буквой закона. Но Примэрия, поскольку она подала заявление на пересмотр дела в ревизионном порядке, не ограничена в правах на подачу заявления о применении мер по обеспечению возмещения… Ведется уголовный процесс по данному делу», – объясняла нам тогда прокурор Антикоррупционной прокуратуры (АП) Марианна Ботезату, которая вела уголовное дело по факту мошенничества с земельными участками в Кишиневе. «Я просила, чтобы арест был наложен в рамках заявления на пересмотр дела в ревизионном порядке, поданного в Суд сектора Центр 26 ноября, и просила, чтобы арест был передан и органу уголовного преследования. Судья не высказалась на этот счет. Тем не менее, мы получили заверения, что кадастровые дела по данному делу изъяты прокурорами, и с этими участками не могут быть выполнены никакие действия», – отмечал Валерий Богдан, заместитель начальника Юридического управления Примэрии Кишинева.
Что случилось потом? «Ранее мы объявили, что Примэрия подала заявку на пересмотр дела в ревизионном порядке, в рамках чего должно было быть рассмотрено, в том числе, наложение ареста на эти земли. Слушание откладывалось дважды подряд по необоснованным мотивам. Слушания 23 или 24 декабря не состоялись. В день, когда должно было пройти слушание, нам позвонила секретарь, которая сказала, что слушание не состоится, поскольку дело было изъято Муниципальной прокуратурой. До сих пор дело не было возвращено в суд, а арест на земли не был применен. Таким образом, участки были проданы. Кроме того, чтобы арест был применен и НАЦ, у которого есть такие полномочия. До сих пор мы не были вызваны в НАУ, чтобы нам присвоили статус потерпевшей стороны и был применен арест на земли. Они, находясь без обеспечения, были отчуждены. У нас есть официальные письма в НАЦ и АП. Нас заслушали, но арест применен не был. Теперь мы хотим обратиться с письмом в Генеральную прокуратуру, чтобы понять, почему было изъято это дело. Нас не поставили в известность о том, почему поступили таким образом», – говорит Валерий Богдан, заместитель начальника Юридического управления Примэрии Кишинева.
Высокопоставленная отставка
В разгар скандала, Диана Гурски подала в отставку с поста начальника Юридического управления Примэрии. Она ушла в декабре 2016 года в отпуск, впоследствии подав в отставку. На вопрос, связана ли ее отставка с обвинениями последнего времени в участии в схемах по отчуждению земли, бывшая начальница в структуре Примэрии опровергла эту информацию, утверждая, что она ушла по собственной инициативе. «Очевидно же, что нет. Во-первых, ни один из участков не отчужден. Никто не указал ни одного конкретного участка, кадастрового номера, который был бы отчужден. Напротив, со стороны местной власти трижды поступал запрос о применении ареста, и были обращения в прокуратуру и НАЦ. Тяжба продолжается. В настоящее время дело находится в Суде сектора Рышкановка… Лично я хочу внести некоторые изменения в свою профессиональную жизнь», – пояснила для ZdG Диана Гурски, отметив, что она уже устроилась на другую работу в частном секторе. Диана Гурски не состоит в браке, но находится в отношениях с Виталием Никифорчуком, старшим офицером по расследованиям НАЦ, который приходится братом депутату-демократу Евгению Никифорчуку.
Виктор МОШНЯГ