Ноябрь, зубастое солнце, еще один день, наполненный событиями. Я полна решимости нанести свой первый визит на рынок в Галаце, Румыния, чтобы понять, как умудряются выживать мои сограждане из Республики Молдова, узнать об их проблемах и обсудить болезненные вопросы. Первая поездка на трамвае не сильно меня порадовала: лишь участки земли, сдаваемые в аренду, совсем немного домов, и те рушатся.
Слоган на заборе «Бессарабия – это Румыния» вызвал у меня сильные эмоции, заставив чувствовать себя как дома. В то время как я пыталась найти рабочую зону бессарабцев, женщина предложила мне помощь, сказав, что они уже уехали и вернуться завтра утром.
Братья с рынка
Сказано – сделано. На следующий день я приехала рано утром. Рядом с участком молдаван расположились жители уезда Галац, пришедшие продавать свою продукцию. Я задалась вопросом, возникает ли недопонимание между двумя сторонами. «Нас не беспокоят продавцы из Республики Молдова, потому что они продают фрукты и овощи, а мы – другие продукты», «Я не боюсь конкуренции, так что мне все равно», – утверждают продавцы из-за Прута. На подходе к рабочей зоне бессарабцев мне встречались пластиковые пакеты, фруктовые и овощные отходы, бродячие собаки, автомобили с молдавскими и болгарскими номерами, а также люди, уставшие от столь большого объема работы.
Позже я узнала, что они приезжают в Галац к 4 утра, чтобы занять свободные места, а большинство из них не спали всю ночь. У молдаван в распоряжении около 20 метров лотков, в которых продается мясо, рыба, фасоль, соленья, вино, гречка, различные копчености, свиная шкура. Или широкий спектр сезонных продуктов: сухофруктов, винограда, айвы, тыквы, – а также меховые шапки на холодный период года. Все это по умеренным ценам.
Борьба за достойную жизнь
Обходя традиционные лакомства, я познакомилась с земляками, приехавшими из Кагула, Вулканешт, но большинство из них из Джурджулешт. Как, например, 60-летняя тетя Нина. Не видимая за лотком, она заботливо разложила вино, печенье, водку, шоколадки «Bucuria» и продукт, привлекший мое внимание – абрикосовый сок «Basarabia». Она приезжает не очень часто, раз в месяц, когда соскучится по своим детям и внукам, которые живут в городе. Вместе с супругом она приходит и на рынок, чтобы заработать немного денег на некоторые расходы, потому что пенсии им не хватает.
Во время разговора с мужчиной, который представился постоянным клиентом продавцов рыбы из Бессарабии, я замечаю два иссиня-голубых глаза, выглядывающих из-под черного платка с красными и желтыми цветами. Женщине 66 лет и она из Кагула. На протяжении 20 лет она приезжает в Галац, независимо от погоды – в дождь, ветер, зимой или летом, чтобы продать мясо, сыр или мед. Все ее уже знают, и многие покупают натуральные продукты. Ей удается приезжать в Румынию примерно два раза в неделю, в оставшиеся дни она торгует на рынке в Кагуле: «В Молдове у меня не слишком много покупателей, потому что в маленьком городке у каждого дома есть молоко, яйца, орехи».
Она вынуждена заниматься этим, потому что это ее единственный источник дохода. Также она заботится о сыне, который прикован к инвалидной коляске. Иначе, пенсии, которую она получает, не хватает, чтобы покрыть расходы на лекарства. Тем не менее, иногда бывает так, что ее подвозят на машине в Галац. Сегодня, однако, она приехала на микроавтобусе, потому что ее сын находится в больнице. Хотя бы и так, женщина счастлива, что она может поддержать его и помочь ему. Она, не колеблясь, доверила мне свои проблемы: «У нас есть проблемы на рынке – нам не позволяют привозить масло, рыбу, мясо, и нам некуда обратиться. Мы не в нашей стране, так что на нас смотрят как на иностранцев. Мы должны быть одним народом». Наиболее болезненными являются дни, когда полиция приходит и конфискует продукты. Тогда остаешься без какой-либо прибыли, кроме того, несешь потери.
Родика также приезжает из Кагула. В 8:30 утра она уже раскладывает на нескольких десятках сантиметров стола мясо, рыбу, чеснок, над которыми работала с таким усердием. Она не может позволить себе больше пространства, потому что лоток стоит в зависимости от площади, которую занимаешь – от 25 до 75 молдавских леев. Кроме того, женщина платит около 150 леев в день за попутку, которая доставляет ее к месту назначения.
Время уходит, проблемы остаются
Время на часах 11:49, люди уже начинают складывать весы, ящики, пустые коробки в автомобили. Покупатели напротив – идут домой с полными пакетами. «Я приезжаю раз в месяц за соленьями и рыбой. Я не покупаю мясо, потому что мне это кажется негигиеничным, а иногда цены завышены», – утверждает 45-летний мужчина.
После того, как я тоже сделала необходимые покупки, еду домой с привкусом горечи. Я почувствовала себя настолько бессильной по сравнению с простым человеком с мозолистыми руками и глазами, красными от недосыпания. Я размышляла о моих родителях и положении 3.550.000 человек, находящихся в условиях крайней нищеты.
Валерия Татару