Прошел год с полного отчаяния телефонного звонка в редакцию ZdG, эмоционального репортажа с руин. Деньги, игрушки, одежда, продукты питания стали поступать от читателей ZdG. Банковский счет и 4000 евро – на жилье. Вор, который хотел оставить их без припасов.
Сегодня один человек продолжает череду добрых дел и снимает для них жилье с удобствами, но через несколько месяцев срок договора найма истекает. Что дальше будет делать семья Пахомий?
Мы познакомились с ними в 2020 году, когда они были единственными жильцами разрушенного дома, отключенного от электрических, тепловых и водопроводных сетей.
Мы вернулись к нашим героям год спустя. Уже несколько месяцев Алексей, Родикуца и Сабинуца живут в квартире с удобствами. Как и в предыдущем жилье, в их квартире идеальный порядок. Как только мы вошли, Сабина захотела познакомить нас со своими игрушками, а Родика – показать нам жилье.
«У нас есть и холодная, и горячая вода»
Это однокомнатная квартира в старом доме в Кишиневе, но для них это больше, чем они могли бы мечтать.
«Здесь наша спальня. Она разделена на три части – одна принадлежит мне и Алексею, а другие две – Сабинуце», – смеется Родика.
Пространство Сабины состоит из кроватки, в которой она спит, шкафчика, где она хранит одежду, манежа, изобилующего игрушками, книжек и ходунков. Позже Родика расскажет нам, что у ребенка все это – от читателей ZdG, следствие репортажа, сделанного год назад.
В продолжение они все вместе идут показывать нам санузел «с холодной водой и горячей водой». На кухне у семьи тоже есть все необходимое – шкафчики, холодильник, плита, стол, то есть им больше не приходится жить в плохих условиях, как это было в доме, затерянном среди руин.
А Родика – воплощение улыбки.
«Вы знаете, там мы хранили банки под столом, в коробках, под стенами, здесь у нас различные красиво расположенные шкафчики», – показывает хозяйка дома.
Красиво расставлены также посуда и продукты, которые находятся в шкафчиках. «Смотрите, у меня и сегодня есть продукты, которые принесли мне тогда добрые люди». «Тогдашние добрые люди» – это читатели ZdG, которые не смогли остаться равнодушными к их истории – истории любви, встроенной в разрушенный дом.
А поскольку в руинах готовили на старой электрической плите с двумя маленькими и медленными конфорками, то и сегодня Родикуца не свыклась к удобствам, предлагаемым новой плитой.
«Здесь четыре конфорки, но я еще не привыкла использовать их все. Когда готовлю, я будто и не вижу остальных трех, но я собираюсь потихоньку привыкнуть к этому», – говорит Родика.
Как и у любой хозяйки, у Родики на кухне есть фартук, перчатки для термозащиты, полотенца, баночки со всевозможными специями – все тщательно расставлено.
«Мы оказались здесь благодаря Никушору»
«У нас здесь есть и холодная, и горячая вода», – подчеркивает Алексей.
Семья Пахомий переехала в «новый дом» на пасхальные праздники.
«Мы оказались здесь благодаря Николаю. На самом деле я называю его Никушором, потому что я почувствовала его теплоту и что он – человек, который может стать мне близким. Недолго думая, я назвала его Никушор», – рассказывает нам Родика.
Николай возглавляет строительную площадку, на которой работает Алексей.
«Я поехал на стройку и ознакомился с работой, которую мне предстояло сделать. С каждым днем я работал все больше и больше, даже в нерабочее время. Ребята не понимали, зачем я это делаю, и я все время говорил себе, что надо полегче относиться, что я все равно не заработаю всех денег на свете», – рассказывает Алексей.
Однажды Алексей показал коллегам репортаж, который мы сделали год назад, рассказав их историю, казавшейся невероятной. Так его коллеги поняли, что Алексею нужны деньги, чтобы решить проблемы.
«Они связались с Николаем. В тот же вечер он позвонил мне и сказал, чтобы я подождал его, потому что у него был разговор ко мне». Сказано – сделано. Ближе к вечеру они встретились и обговорили план, который казался невероятным.
«Он спросил меня, хочу ли я переехать оттуда. Конечно, я хочу, как мне не хотеть? И он сказал мне прийти домой, собрать вещи и, как соберу их все, дать ему знать».
«Я спросил его, не хочет ли он переехать оттуда. У него навернулись слезы»
Николай говорит нам, что он видел этот репортаж и раньше. «У меня тогда было намерение помочь им, но работа поглощала меня, и я забывал. Теперь, когда Алексей был рядом со мной, я понял, что я не могу не действовать», – говорит Николай.
«Я спросил его, хочет ли он переехать оттуда. У него навернулись слезы, он долго молчал, потом сказал – конечно же, я хочу», – рассказывает Николай.
Алексей пришел домой. И если он не мог поверить, что это происходит с ним, то Родике – тем более, это казалось сном.
«Алексей даже не мог говорить. Я все пыталась вытянуть из него хоть слово, но он был в ступоре», – вспоминает сейчас Родика.
Как могли, супруги собрали вещей и позвонили Николаю.
«Я вроде как видел репортаж, я понимал, что там нельзя жить, но, когда я увидел все это в реальности – я испугался», – рассказывает Николай.
«Я даже долго не думал. Я сразу же нашел жилье, чтобы приютить их».
«С тех пор, как я помогаю им, будто и Бог помогает мне во всем»
Месяц назад Николай во второй раз стал папой. У его семьи есть свои расходы. При все этом, из своего малого они умеют делиться с другими, беря на себя дополнительные расходы.
«Мы стараемся экономить больше на себе, чтобы мы могли помочь им. Я плачу 200 евро за наём и еще около 2000 леев за коммунальные услуги», – говорит Николай.
Хотя семья Пахомий для него чужие люди, Николай отмечает: «С тех пор, как я помогаю им, в душе я чувствую себя лучше. Как будто все идет иначе, я иначе себя чувствую. Когда я просыпаюсь утром, моей душе легко. И как будто Бог помогает мне во всем».
И все это произошло весьма кстати, ведь незадолго до того, как семья Пахомий переехала в новое жилье, у них был неприятный сюрприз.
«У нас были нежелательные гости – вор»
Помимо того, что они носили воду в бутылке, у них не было ни тепла, ни электричества, в дополнение к глубокому чувству финансовой и социальной незащищенности, супруги Пахомий испытывали глубокое чувство неуверенности: жизнь с маленьким ребенком в разрушенном здании означает жизнь с постоянными страхами.
«У нас были нежелательные гости – вор. Мне повезло, что это была суббота, и Алексей был дома. Обычно он работает по субботам, но в ту субботу он был дома и увидел за дверью тень человека, который вошел в дом», – рассказывает сейчас Родика.
Год назад многие люди отреагировали на репортаж ZdG с намерением помочь им. Так, в укрытии в руинах семья Пахомий собирала продукты, моющие средства, одежду для Сабинуцы, игрушки, которые даже пересекали океан, а также бытовую технику.
«Их было так много, что им не было числа, но когда я увидела тень за дверью, я поняла, что он уже приходил, чтобы красть», – говорит Родика.
Николай подписал договор с собственником квартиры на год. После этого семья Пахомий должна найти новое решение.
«Здесь мы можем остаться еще на несколько месяцев. Я не знаю, что будет с нами дальше, но нам и перед Николаем неудобно. Он слишком тратится на нас», – говорит Алексей.
— Что бы значил для вас ваш собственный дом?
— Сбывшуюся мечту. Мечта сбылась, потому что у меня есть образование, у меня есть семья, мои ребенок и муж здоровы. Я уже ничего не говорю о себе, потому что мне нужно лечение, но на данный момент мое лечение будет означать отрыв мужа от работы, то есть, я не могу ездить сама с дочерью, чтобы пойти на массаж или парафин, говорит Родика.
Родика страдает детским церебральным параличом, вызванным травмой при рождении. Диагноз повлиял на ее моторику. Ей тяжело двигаться, она быстро устает и довольно часто может поскользнуться и упасть.
«Многие люди, когда видят меня, и я говорю им, что впервые начала ходить в 6 лет, и я была на линейке 1 сентября, находясь на руках у моей матери, то не могут в это поверить», – говорит Родика расплакавшись. Алексей утешает ее, как может, а Сабинуца не понимает, что происходит. Она смотрит то на нас, на свою маму, которая не может перестать плакать.
Шаг к своему собственному дому: «Они заслуживают того, чтобы жить как все, а не среди мышей и пауков»
«Я лицо с ограниченными возможностями, но я не лицо с ограниченными возможностями, которое сидело и ждало мизерной пенсии, которую мне дают. У меня высшее образование, у меня есть степень магистра, и я хочу расти в карьерном плане. Я вообще не хочу сидеть на спине государства и просто ждать. Я хочу продолжить свою работу, чтобы я могла положить кусок хлеба для моей маленькой девочки на стол, внести свой вклад, чтобы не только муж работал», – объясняет Родика.
Каждый шаг в жизни Родики давался ей с трудом, но она не сдалась. Теперь она хотела бы сделать еще один шаг – к собственному жилью.
«Они заслуживают того, чтобы жить, как и все остальные, в собственной квартире, иметь хорошую ванную комнату, хорошую спальню, а не так, как там было, с крысами, пауками и всем, что хочешь. Я думаю, что эта семья заслуживает, чтобы ей помогли», – отмечает Николай.
Также, по просьбе читателей ZdG, на имя семьи был открыт банковский счет. Было собрано более 4000 евро. Родика и Алексей надеются собрать больше денег, чтобы иметь свой собственный дом.
«Эти деньги я хранил на иконе, в надежде, что они приумножатся», – рассказывает Алексей. «Хочу поблагодарить всех, кто пришел с добрым словом, с поддержкой для нас. Мы не ожидали таких жестов, добрых дел. И я хочу, чтобы все знали, что в любое время я готов пойти и помочь им тем, чем я могу – работой, помощью, чем угодно. Я хочу, чтобы моя благодарность дошла до всех наших благотворителей», – говорит Алексей.
Мы выходим на улицу. Родика может взять Сабинуцу на прогулку только тогда, когда есть и Алексей.
«У меня нет сил идти с ней, держа за руку, следить, чтобы она не выходила на дорогу. Я не могу защитить ее, как любая мать защищает своих детенышей», – говорит женщина и снова плачет.
С Сабинуцей на руках и Родикой за руку, поддерживая ее при ходьбе – так Алексей идет по жизни. И он счастлив.
«Я люблю их. Они мои и никто, и ничто в этом мире не может их заменить», – признается Алексей.
А Родика еще счастливее.
«Я никогда не надеялась познать это счастье – счастье быть матерью и быть женой. Такие люди, как я, даже не могут надеяться на такую самореализацию. Я благодарна Благому Богу за все», – говорит Родика.
Те, кто желает помочь семье Пахомий увидеть, как сбывается их мечта – собственное жилье, могут связаться с Родикой по номеру 0684 19 923
Вы также можете делать пожертвования на банковские счета:
Марина ГОРБАТОВСКИ