Высший совет прокуроров дал старт конкурсу на должность генерального прокурора Республики Молдова, которая стала вакантной 1 марта 2016 после принятия отставки Корнелиу Гурина. С тех пор, на протяжении шести месяцев учреждением руководил временно исполняющий обязанности генерального прокурора Эдуард Харунжен, первый заместитель генерального прокурора. Будущего генерального прокурора назначат после проведения публичного конкурса, в ходе которого кандидатов будут проверять, в том числе на полиграфе.
Постановлением Высшего совета прокуроров (ВСП) от 22 сентября 2016 года было объявлено о начале проведения публичного конкурса по определению кандидата на должность генерального прокурора. Таким образом, желающие возглавить Генеральную прокуратуру (ГП) должны подать пакеты документов для участия в нем до 24 октября 2016 года.
Критерии и условия конкурса
Кандидаты должны подать заявку на участие в конкурсе, резюме, копии диплома об образовании и трудовой книжки, мотивационное письмо, концепцию управления и институционального развития Прокуратуры на следующие 7 лет, справку об отсутствии судимости, декларацию об имуществе и личных интересах и декларацию о достоверности данных. В конкурсе могут принимать участие только граждане Республики Молдова, владеющие румынским языком, обладающие полной дееспособностью, имеющие юридическое образование, профессиональный опыт в правовой сфере – не менее 10 лет и 5 лет в качестве прокурора, управленческие навыки, безупречную репутацию, ранее несудимые, которые в течение последних 6 месяцев не занимали пост члена ВСП и на протяжении последних трех лет не осуществляли политическую деятельность.
В соответствии с Положением, разработанным ВСП, кандидаты на должность генерального прокурора должны пройти проверку на полиграфе (детекторе лжи), результаты которой будут переданы в Совет. Кроме того, они будут оцениваться на основе оценочной формы, включающей в себя несколько критериев: мотивацию, презентацию концепции управления и институционального развития Прокуратуры, критическое мышление, социальную осознанность и вовлеченность, ясное и логичное изъяснение, в том числе на собеседовании, опыт работы и профессионализм, стремление к самосовершенствованию, пунктуальность, исполнительность и стрессоустойчивость, самоконтроль, управленческие навыки, этику и неподкупность. Интервьюирование кандидатов будет проходить на открытом заседании с трансляцией видео онлайн в режиме реального времени. В случае, если два кандидата получат одинаковое количество баллов, победителем будет признан имеющий больший стаж работы в должности прокурора.
Рошиору: «Мы не знаем, если у нас есть выход из этой ситуации»
С 1 августа 2016 года в Республике Молдова действует новый Закон о Прокуратуре. Он предусматривает, что Генеральный прокурор, избранный в результате публичного конкурса, организованного ВСП, предлагается президенту Республики Молдова для назначения, а не Парламенту, как это было в старом законе. Только вот, эта правовая норма не вступила в силу 1 августа 2016 года, поскольку депутаты действующего законодательного органа даже не попытались внести изменения в Конституцию с тем, чтобы новый генеральный прокурор был в полной мере выбран в соответствии с новым законом. Таким образом, все тот же Парламент, и, соответственно, то же самое парламентское большинство будет назначать нового генерального прокурора. «Если на момент завершения конкурса поправки в Конституцию будут внесены, тогда кандидата представят президенту Республики Молдова. Если нет, то мы будем действовать так, как написано в Заключительных и переходных положениях Закона о Прокуратуре. Таким образом, кандидат будет представлен председателю Парламента, для того, чтобы он вынес его кандидатуру на голосование в рамках пленарного заседания. За кандидата должны проголосовать более половины депутатов, присутствующих на заседании, с условием, что оно правомочно», – объясняет Мирча Рошиору, председатель ВСП. «Если Парламент не утвердит кандидатуру? По-видимому, это ситуация, из которой мы не знаем, если у нас есть выход. В Законе говорится, что происходит, когда кандидатура, предложенная президенту, отклоняется единожды. Однако, в случае с Парламентом… руки депутатов поднять труднее. Но закон говорит, что при повторном представлении одной и той же кандидатуры, орган, наделенный полномочиями по ее назначению, должен согласиться с ней. Тем не менее, если кандидат не наберет в Парламенте необходимого количества голосов, мы будем вынуждены инициировать проведение нового конкурса, хотя прерогатива повторного выдвижения, возможно, той же кандидатуры, остается привилегией Совета, предусмотренной Законом о Прокуратуре, который был принят тем же законодательным органом», – отмечает глава ВСП.
«Исходя из принципов, которые легли в основу разработки и последующего принятия действующего Закона о Прокуратуре, кандидат, выдвинутый Советом не должен вступать в беседу или вести переговоры с депутатами или фракциями, потому что, как я уже говорил, действующий Закон был принят именно для того, чтобы вывести Прокуратуру из-под политического влияния, в особенности, в части процедуры и порядка назначения генерального прокурора. Если депутаты осознали, что пришло время для того, чтобы генеральный прокурор больше не назначался по политическим критериям, это хорошо, если нет… До внесения изменений в Конституцию мяч будет на их поле. Так или иначе, партнеры по развитию и все общество будет внимательно следить за этим процессом, и, дабы отвести возможную ответственность за неэффективную реализацию этого упражнения по выполнению задач компетентного органа, изданию акта о назначении на должность, Совет будет с повышенной тщательностью выполнять роль организатора конкурса», – продолжает Рошиору.
Члены ВСП не могут быть кандидатами
Почти неделю спустя после объявления конкурса на должность генерального прокурора, пока еще нет ни одного кандидата. «Я думаю, что его может не быть и на следующей неделе, ведь вы видели, какие документы должны представить кандидаты: мотивационное письмо и, тем более, программу институционального развития на следующие 7 лет, что является довольно сложным документом, – я считаю, что это не может быть сделано за день или два. Да, кандидат пройдет проверку, в том числе на полиграфе. Но это будет после прохождения процедуры по признанию приемлемости пакета документов. Полиграф является одним из трех видов кумулятивного тестирования кандидатов, которое они проходят после проверки приемлемости пакетов документов, но до этапа собеседования, как то: медицинское обследование, проверка СИБ и третий – полиграф», – уточняет Мирча Рошиору.
В соответствии с Положением, разработанным ВСП на основе нового Закона о Прокуратуре, на должность генерального прокурора не может претендовать лицо, которое в течение последних 6 месяцев было членом ВСП, учреждения, организующего конкурс. Таким образом, изначально, целый ряд важных прокуроров, которые попали в ВСП при поддержке гильдии, за которых проголосовали на Общем собрании прокуроров, не смогут принять участие в этом конкурсе. «Учитывая рекомендуемые качества, прокуроры-члены Совета являются потенциальными кандидатами на пост генерального прокурора, но они исключены Законом из этой игры. На этом запрете настаивал ряд экспертов Совета Европы, когда они изучали первоначальный проект Закона о Прокуратуре, и он был принят во внимание, когда закон изменялся для рассмотрения во втором чтении. Эксперты утверждали, что, поскольку Совет является органом, который организует конкурс по отбору кандидата на пост генерального прокурора, необходимо избежать ситуаций, когда члены Совета могли бы выделить своих коллег в ущерб другим кандидатам», – отмечает Мирча Рошиору.
«Фаворит» утверждает, что еще не решил, если примет участие в конкурсе
Эдуард Харунжен, занимавший должность временно исполняющего обязанности генерального прокурора в течение последних шести месяцев и рассматриваемый в кулуарах Прокуратуры в качестве главного претендента на кресло генерального прокурора, утверждает, что еще не решил, если примет участие в этом конкурсе. «Я пока не думал. Есть еще месяц, и многое может измениться». Напомним, что, хотя он является временно исполняющим обязанности генерального прокурора, Харунжен не член ВСП, куда генеральный прокурор входил по должности, так что он может принять участие в конкурсе. «Я не являюсь членом ВСП, поскольку закон гласит, что генеральный прокурор является его членом по должности, но я всего лишь временно исполняющий обязанности генерального прокурора. Я не хотел злоупотреблять своим качеством. Были некоторые попытки во время Пынти получить доступ к ВСП, но ВСП тогда отказал ему. Это не связано с тем, что член ВСП не может быть кандидатом на должность генерального прокурора. Я даже не член ВСM. Я не могу быть его членом, потому что являюсь лишь временно исполняющим обязанности генерального прокурора, а в Законе ничего не сказано об этом, а только о генеральном прокуроре», – объясняет Эдуард Харунжен.
Будущий генеральный прокурор будет назначен на 7-летний срок без права повторного назначения на эту должность. После истечения срока действия мандата, генеральный прокурор может вернуться на ранее занимаемый пост, получив назначение без участия в конкурсе на должность.
Виктор МОШНЯГ