30 августа 2016 года, Европейский суд по правам человека вынес решение по делу Касьян против Молдовы и Российской Федерации, в которой Россия была признана виновной за нарушение права владения истца. Этот случай является одним из первых, в котором Европейский суд высказался в связи с незаконными действиями сепаратистских органов, которые могут конфисковать, или наложить штраф владельцам автомобилей с молдавскими регистрационными номерами, проезжающие по территории приднестровского региона, о чем ранее писала ZdG.
Первое дело, в котором было установлено насилие
«В течении шести месяцев, Правительство должно решить станет ли оно обжаловать решение в Большой Палате. Однако, до Большой Палаты доходят очень мало дел, практически менее 1%. Потом предоставляются еще три месяца для выполнения решения. Комитет министров – орган, который следит за выполнением решения», – говорит Александру Постикэ, программный директор Promo-LEX, адвокат, представлявший интересы Петру Касьяна в ЕСПЧ.
Постикэ утверждает, что это не единственный случай подобного рода, но «это первое дело, в котором было установлено насилие. Мы говорим о создании юриспруденции». Истец Петру Касьян утверждает, что обратился к конституционным властям за помощью, которую так и не получил. Он подал жалобу о совершении преступления, чтобы органы начали уголовное дело, либо оштрафовали ответственные личности так называемого таможенного поста, которые конфисковали его машину. «Каждый раз, ему говорили, что у них нет доступа в регион и они не могут применить к ним санкции», – говорит защитник истца.
Похищен и осужден
Однако, это не первый случай, когда нарушаются права человека на левобережье Днестра. Александру Урсу тоже пострадал от так-называемого приднестровского «закона». Это лейтенант полиции, который провел в тюрьме села Хлиная в приднестровском регионе с июля 2009 года по ноябрь 2012 года. Тираспольская полиция похитила его 21 июля 2009 года и обвинила в подлоге документов и мошенничестве при приобретении объекта недвижимости на левом берегу Днестра. 19 мая 2010 года «судебная инстанция» города Бендер «приговорила» его к 15 годам лишения свободы. Под давлением общественного мнения, в октябре 2012 года Урсу был «помилован» сепаратистским лидером Евгением Шевчуком.
«Это не было решением Шевчука. Это результат вмешательства прессы, Promo-Lex, ОБСЕ, протестов. Даже комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг навестил меня, несмотря на то, что власти препятствовали этому. До этого он говорил в Тирасполе с моим отцом и женой. Г-н Хаммарберг меня выслушал, видел приговор и некоторые документы дела. Я рассказал ему, как проходил процесс. Похоже, после этого, вовлекся премьер-министр. Но, первые шаги сделали мой отец и моя жена, которые обратились в Promo-Lex, а Александру Зубко и Александру Постикэ помогли подготовить все документы, а потом подали заявления в несколько учреждений. Об их действиях я узнал только после приговора, когда у меня была встреча с семьей», – рассказывает Александру Урсу.
В июле 2016 года ЕСПЧ сообщил правительствам Республики Молдова и Российской Федерации о том, что дело Александра Урсу находится на рассмотрении в Европейском суде. В жалобе, поданной в ЕСПЧ при поддержке юристов Promo-LEX, было отмечено о применении пыток, бесчеловечном и деградирующем обращении, нарушении права на свободу и безопасность, но и права на эффективное правосудие.
«Паника и утрата здравого смысла»
Тоже в июле нынешнего года в Дубоссарах была задержана Ольга Иевлева, психолог Центра реабилитации детей с ограниченными возможностями, депутат молодежного парламента пмр. Причиной задержания явились высказывания в социальной сети относительного действий так называемого президента приднестровского региона. «Говорят о том, что мне инкриминируется ст. 316 УК о публичном оскорблении должностных лиц, вследствие чего они не могут полноценно выполнять свою работу», – сообщила Ольга Иевлева журналистам.
Андрей Сафонов, приднестровский политолог, подчеркивает, что «акция устрашения Ольги Иевлевой, задержание Юрия Петрика в Рыбнице; увольнение следователя Александра Харичкова со службы, смехотворные попытки заставить замолчать депутатов Верховного Совета через суд, несерьезные ссылки на итоги проверок фирм-«прокладок» через подконтрольные правящей группировке структуры и многое другое – все это звенья одной цепи. Это паника и утрата здравого смысла. И это ничего не изменит».
Люди, находящиеся на приднестровской территории, лишены возможности защищать свои права
«Наши власти ограничиваются лишь политическими заявлениями. Есть пресс-релизы Бюро по реинтеграции, в которых они кажутся озадаченными, возмущенными, а иногда сердитыми, но этим заканчиваются все действия государственных органов. Иногда, открываются уголовные дела, в зависимости от настойчивости истца. Т.е. если истец настойчив, у него есть адвокат, то прокуроры вынуждены начать уголовное дело», – объясняет Александру Постикэ.
Так, люди, находящиеся на приднестровской территории, лишены возможности защищать свои права и свободу. В Докладе «Соблюдение прав человека в приднестровском регионе Республики Молдова. Ретроспектива 2015 года» выявляются наиболее серьезные нарушения прав человека в приднестровском регионе. Среди них: люди, которые жалуются на факты жестокого обращения или пытки, впоследствии подвергаются преследованиям; представители силовых органов приднестровского региона похищают людей, которые находятся за его пределами, впоследствии их силой перевозят на территорию, контролируемую администрацией региона, затем обвиняют в совершении уголовных преступлений, осуждают и сажают в тюрьмы; в 2015 году, местный омбудсмен Василий Калько утверждал, что получил жалобы от 92 заключенных, которые жаловались на завышенный срок предварительного ареста, несогласие с оглашенным приговором, неоказание медицинской помощи и плохие условия содержания под стражей; тираспольская администрация продолжила практику ограничения доступа различных категорий лиц в регион, среди которых некоторые защитники прав человека, представители НПО и журналисты и т.д.
«Граждане не могут быть уверены в собственной безопасности. Поэтому дело Касьяна и решение Европейского суда, которое выявляет насилие, очень важны. В противном случае, остаются лишь выводы некоторых организаций, согласно которым люди действительно ограничены в правах», – подчеркивает программный директор Promo-LEX.
Ольга БУЛАТ