В феврале этого года исполняется 3 года с тех пор, как дело Илана Шора поступило на рассмотрение в Апелляционную палату (АП) Кагула. За этот период было назначено 54 судебных заседания, при этом был зарегистрирован 51 перенос рассмотрения. Судебные слушания переносились на 3 месяца – осенью 2018 года и на 6 месяцев – с сентября 2019 года по март 2020 года, с целью проведения правовой экспертизы дела по заявлению защитников Шора.
Весной 2020 года несколько слушаний были перенесены в связи с чрезвычайным положением в стране, введенным в контексте пандемии COVID-19, а в мае 2020 года адвокаты Шора попросили перенести уголовное дело в другую инстанцию, равную по рангу, это ходатайство было отклонено Высшей судебной палатой, однако оно привело к еще 13 переносам рассмотрения дела. В последние месяцы защитники Шора направили несколько обращений в Конституционный суд (КС), поэтому судебные слушания были вновь перенесены, а в декабре 2020 года рассмотрение дела было даже приостановлено на месяц. Тем временем судья Нина Велава, которая рассматривала это дело, она же – судья-докладчик подали, ушла в отставку из системы, а адвокаты Шора запросили переноса нескольких других судебных слушаний на том основании, что они оба находятся в ежегодном отпуске.
12 февраля 2018 года, после почти восьми месяцев блокирования в Кишиневском суде и Апелляционной палате Кишинева, дело о мошенничестве и отмывании денег, возбужденное на имя Илана Шора, поступило в АП Кагула. Судебные заседания начались в апреле 2018 года, а летом они всё переносились из-за отсутствия свидетелей или из-за проблем Шора со здоровьем. В сентябре 2018 года дело Шора было приостановлено на три месяца после того, как защита запросила проведение финансово-бухгалтерской экспертизы. Очередная пауза по той же причине, только уже на 6 месяцев, была в период с сентября 2019 года по март 2020 года, после того как материалы уголовного дела были повторно направлены на проведение судебной экспертизы.
Адвокаты Шора просили провести правовую экспертизу еще в 2016 году, однако им было отказано. Их ходатайство было удовлетворено только тогда, когда поступило в Апелляционную палату Кагула, в 2018 году.
Экспертиза, предполагающая «анализ всех осуществленных сделок и движения на счетах с целью установления ущерба», была проведена Национальным центром судебной экспертизы (НЦСМ) Министерства юстиции. В феврале 2020 года, спустя почти полтора года после инициирования экспертизы, НЦСМ приостановила процедуру «в связи с необходимостью представления распорядителем дополнительных материалов на рассмотрение». НЦСМ сообщал, что финансово-экономическая судебная экспертиза будет завершена и направлена в суд только в том случае, если распорядитель представит запрошенные дополнительные материалы, чего не произошло по настоящее время.
Илан Шор мотивирует непредоставление дополнительных документов в НЦСМ тем, что «12 томов уголовного дела» достаточно, раз их достаточно для предъявленного ему обвинения.
«Я категорически заявляю, что никто и ничто не препятствует проведению экспертизы, так как на все заявленные вопросы можно ответить на основании документов по делу, а также документов, предоставленных дополнительно банком и Прокуратурой. Представляя мне обвинение в мошенничестве, прокуроры сочли, что этих документов в 12 томах уголовного дела достаточно для того, чтобы поддержать это обвинение? Почему же экспертиза утверждает, что их недостаточно? И если эти документы не доказывают мою вину, и экспертиза не хочет это устанавливать, я задаюсь вопросом, за какие деяния меня судят?» – прокомментировал недавно Илан Шор.
Весной 2020 года несколько судебных слушаний были перенесены в связи с чрезвычайным положением в стране, установленным в контексте пандемии COVID-19, а в мае 2020 года адвокаты Шора запросили перенос уголовного дела в другую инстанцию, равную по рангу, запрос был отклонен Высшей судебной палатой, однако привел к еще 13 переносам рассмотрения дела.
В последние месяцы защитники Шора направили в КС несколько жалоб, из-за чего судебные слушания вновь перенесены. В декабре 2020 года рассмотрение дела было приостановлено на месяц после того, как адвокаты Шора обратились в Высокий суд с требованием вынести решение об исключительном случае неконституционности. Однако магистраты КС отклонили обращение адвокатов, а 18 января 2021 года рассмотрение дела было возобновлено. Четыре дня спустя адвокаты Аурелиу Коленко и Денис Калайда подали ходатайство об отводе состава суда, а процедура рассмотрения дела была приостановлена до оглашения Конституционным судом решения относительно исключительного случая неконституционности.
По данным портала АП Кагула, на февраль назначены еще три судебных слушания по делу Илана Шора и одно на 1 марта.
Адвокаты Шора уходят в отпуск и просят отложить 14 слушаний
Между тем, 3 февраля адвокаты Аурелиу Коленко и Денис Калайда запросили перенос 14 судебных слушаний, запланированных на февраль–март, на том основании, что они будут в ежегодном отпуске.
Председатель АП Кагула Руслан Петров сказал для ZdG, что их ходатайство будет вынесено на обсуждение и рассмотрено на ближайшем судебном заседании.
Руслан Петров также сообщил нам, относительно хода судебного процесса, что на слушании 12 декабря 2020 года, в рамках протокольного определения, прокурору был установлен крайний срок для запроса предоставления новых доказательств до 17 декабря 2020 года. По его словам, в настоящее время рассматриваются все ходатайства о предоставлении доказательств, выдвинутые прокурором.
Отставка судьи-докладчицы и ее влияние на дело
26 января 2021 года члены Высшего совета магистратуры приняли отставку судьи АП Кагула Нины Велевой, которая более двух с половиной лет рассматривала дело Илана Шора и которая также является докладчицей по этому делу. Предложение об ее освобождении от должности было представлено президенту Майе Санду.
Председатель АП Кагула уточнил для ZdG, что судья Велева будет считаться освобожденной от должности судьи палаты с момента публикации указа об освобождении от должности в «Официальном мониторе Республики Молдова».
«До того момента судья Нина Велева находится на своем посту, и материалы дела, находящиеся в производстве у судьи, не могут быть отозваны. Впоследствии, при необходимости, уголовное дело по обвинению Илана Шора будет автоматически распределено – случайным образом через Интегрированную программу управления делами (ИПУД), компьютерную программу назначения судьи-докладчика по соответствующему уголовному делу», – сказал нам Руслан Петров.
После отставки судьи-докладчицы и ее замены другим судьей, согласно Уголовно-процессуальному кодексу, дело будет продолжать рассматриваться, что предоставит судье, который включится в процесс, время, чтобы ознакомиться с материалами дела, не возобновляя судебное разбирательство с самого начала.
«Новый судья вправе запросить повтор ряда процессуальных действий, уже осуществленных на слушании в его отсутствие, если у него есть дополнительные вопросы, требующие конкретизации», – сказал также председатель АП Кагула для ZdG.
Руслан Петров не смог прокомментировать, что произойдет, если президент Майя Санду не подпишет указ об отставке судьи Нины Велевой.
Нина Велева работает в системе более десяти лет и с 2015 года является судьей в Апелляционной палате Кагула.
Задержанный в мае 2015 года Илан Шор был приговорен в 2017 году к семи годам и шести месяцам лишения свободы за мошенничество и отмывание денег, но суд постановил, что приговор вступит в силу только после того, как станет окончательным.
Илан Шор, в отношении которого применен запрет покидать страну, в последний раз появился в публичном пространстве 12 июня 2019 года на пресс-конференции. Это случилось за два дня до того, как ДПМ уступила власть и ушла в оппозицию.
фиса Интерпола в Республике Молдова заявил для ZdG, что Илан Шор находится в Израиле, государстве одного из его гражданств.
23 августа 2019 года глава офиса Интерпола в Республике Молдова заявил для ZdG, что Илан Шор находится в Израиле, государстве одного из его гражданств.
Виктория БОРОДИН
Pingback: Три года переносов по делу Илана Шора о мошенничестве и отмывании денег - nokta
Pingback: Три года переносов по делу Илана Шора о мошенничестве и отмывании денег — Наша Автономия