На рассмотрении в судах Молдовы находятся восемь дел, в которых фигурируют имена ряда прокуроров. Шестеро из них обвиняются в пассивной коррупции, будучи пойманы с поличным на взятке на протяжении последних трех лет.
В выпуске от 13 июня 2016 года ZdG писала о шести уголовных делах в отношении шести прокуроров, по которым Высшей судебной палатой (ВСП) в течение последних трех с половиной лет были вынесены окончательные, не подлежащие обжалованию приговоры. Сегодня в судебных инстанциях по-прежнему находятся восемь уголовных дел, по которым проходят восемь государственных обвинителей. Пять из них находятся в первой инстанции, два – в Апелляционной палате (АП) г. Бельцы, и одно – в ВСП. Семеро из восьми прокуроров, находящихся под судом, являются представителями районных прокуратур, и только один, недавно попавший под суд, работал в Кишиневской прокуратуре. Из ответа, полученного ZdG из Антикоррупционной прокуратуры (АП), становится известно, что на конец июня 2016 года было зарегистрировано три уголовных дела, возбужденных в отношении трех прокуроров, пока что не переданных в суд, и один уголовный процесс, находящийся на стадии, предшествующей открытию уголовного дела, на которой проверяются предполагаемые незаконные действия другого государственного обвинителя.
Пойманный на взятке и освобожденный от должности за договор в 13,7 тысяч леев в месяц
Прокурор Игорь Черкез работает в органах прокуратуры с 2010 года. После окончания Национального института юстиции (НИЮ) он был назначен на должность в Прокуратуру сектора Буюкань в Кишиневе. Впоследствии, приказом генерального прокурора, в ноябре 2013 года он был переведен на должность прокурора Оргеевской прокуратуры. В июне 2015 года он был пойман с поличным после того, как якобы вымогал и получил 600 долларов США за закрытие дела, возбужденного против лица, которое донесло на него в Национальный антикоррупционный центр (НАЦ). В августе 2015 года прокурор был отстранен от выполнения служебных обязанностей до вынесения окончательного приговора по его делу, а уголовное дело было направлено в суд. Первоначально, в Оргеевский суд, который взял самоотвод, а затем Дубоссарский суд, где дело находится на рассмотрении и сегодня, без вынесения какого-либо приговора. Согласно информации с сайта суда, по делу было проведено около 15 слушаний, большинство из них были отменены. Последние два – потому что не явились свидетели.
Спустя время, в апреле 2016 года в отношении Игоря Черкеза было инициировано дисциплинарное производство. В частности, Черкез, после приостановки прокурорских полномочий в октябре 2015 года, подписал договор на оказание юридических консультационных услуг в течение одного года с ООО «Moldova Transgaz», с ежемесячной их оплатой в сумме 13,7 тысяч леев. Дисциплинарная коллегия пришла к выводу, что эти действия Черкеза противоречат Закону о прокуратуре, который запрещает государственным обвинителям параллельно заниматься другими видами деятельности. Коллегия установила, что Черкез, хотя и был временно отстранен от занимаемой должности, не имел права оказывать юридические услуги, таким образом, в июне она попросила у Высшего совета прокуроров (ВСП) его отставки. Запрос был принят ВСП, но может быть обжалован в суде. Черкез является одним из 27 чиновников, на которых Министерство юстиции подало в суд для взыскания денег, выплаченных государством по делам, проигранным Молдовой в ЕСПЧ.
Два прокурора – подсудимые в суде первой инстанции
Другим прокурором, дело которого в настоящее время рассматривается в суде, является Станислав Берёзов из Чадыр-Лунгской прокуратуры, так же обвиненный в пассивной коррупции. Берёзов был пойман с поличным в июле 2015 года после того, как якобы попросил 24 тысячи евро от трех лиц, приговоренных к условному заключению за тяжкое преступление. Взамен, прокурор взял на себя обязательство не обжаловать приговор, вынесенный в отношении них. В сентябре 2015 года Берёзову предъявили обвинение и приостановили его полномочия. В октябре 2015 года дело было передано в суд. Первоначально, в суд Чадыр-Лунги, а затем, после ходатайства тогдашнего генерального прокурора – в суд Комрата, где оно находится на рассмотрении по сей день. До сих пор, по делу было проведено 11 слушаний, большинство откладывались из-за отсутствия нескольких свидетелей, таким образом, следующее заседание назначено на октябрь. Между тем, Берёзов пытался уйти из Прокуратуры, направив заявление в ВСП. В апреле 2016 года ВСП отклонил его просьбу, мотивируя решение тем, что уголовное дело находится на рассмотрении в суде.
Марчел Грицуник из Ниспоренской прокуратуры является еще одним прокурором, который пытается доказать в суде, что он не виновен в пассивной коррупции. Как и его коллеги, Грицуник был пойман с поличным в ноябре 2015 года по подозрению в том, что он претендовал на получение и получил 500 долларов США и 2000 леев от мужчины, чтобы прекратить уголовное дело, в котором фигурировала его дочь. Прокурор не выполнил обещание и согласился вернуть деньги, в момент чего и был пойман с поличным в своем служебном кабинете. Дело было направлено в суд в декабре и рассматривалось в Стрэшенском суде, после того, как судьи из Ниспорен взяли самоотвод. По этому делу было только пять судебных заседаний, большинство из них были отложены. В мае дело было приостановлено на том основании, что Георгий Малик, адвокат прокурора, обратился в Конституционный суд с ходатайством о толковании нескольких статей Конституции и Уголовно-процессуального кодекса. В то же время, в поданном обращении Малик отмечает, что в этом деле был допущен ряд нарушений законодательства.
Двое осужденных прокуроров, находящихся на свободе
Михаил Даду, прокурор Флорештской прокуратуры, был пойман с поличным офицерами по борьбе с коррупцией 15 января 2014 года в момент получения взятки в сумме 2000 леев от мужчины, подозреваемого в краже, в отношении которого он ранее прекратил уголовное преследование. В ходе процесса, прокуроры предъявили ему еще одно обвинение – в том, что он якобы вымогал 3 тысячи евро и получил 1500 долларов США от мужчины, находящегося под следствием за насилие в семье, чтобы тот не запрашивал ордер на его арест. В апреле 2015 года Шолдэнештский суд, который рассматривал дело, решил осудить прокурора, наказав его штрафом в размере 1000 условных единиц, что эквивалентно 20 тысячам леям, и лишить его права занимать должность прокурора сроком на один год за взятку в 2000 леев. Обвинение в том, что он получил 1500 долларов США, не подтвердилось, и прокурор был оправдан по этому пункту обвинения. В декабре 2015 года АП г. Бельцы оставила в силе оправдание по пункту получения взятки в размере 1500 долларов США. В то же время, судьи удовлетворили апелляцию Даду и прекратили уголовный процесс по факту получения взятки в сумме 2000 леев на основании того, что деяние является лишь правонарушением. Магистраты высказались и по поводу прекращения производства о правонарушениях, поскольку истек срок давности. Недавно, в апреле 2016 года, магистраты ВСП аннулировали решение Бельцкой АП и направили дело на новое рассмотрение в тот же суд, только в другом составе. Антикоррупционная прокуратура попросила для Михаила Даду восемь лет заключения.
Также, в АП г. Бельцы находится уголовное дело в отношении прокурора Василия Ткача из Окницкой прокуратуры. Он был задержан с поличным вместе с сообщником (родственником), Михаилом Гордей, в январе 2014 года, после получения от последнего 400 евро, чтобы было оказано влияние на ход уголовного дела. Хотя прокурор и его родственник не признали своей вины, оба были осуждены Единецким судом и АП г. Бельцы, которая в 2016 году приговорила осужденных к 3 и, соответственно, 4 годам лишения свободы (для прокурора).
Поскольку они оба не находятся в Молдове, суд подал их в розыск. «Он уехал, потому что не видел выхода. На данный момент, мы боремся имеющимися способами. Нельзя, чтобы его закрыли «ни за что». В действиях Ткача нет состава преступления. Г-н Гордей взял деньги, а затем его заставили отдать деньги прокурору. Есть много процессуальных нарушений», – считает Николай Бабан, адвокат прокурора Ткача, отстраненного от должности в январе 2014 г. По делу должна высказаться ВСП.
Осужден и Апелляционной палатой, но на свободе. «Решение подлежит обжалованию»
Октавиан Змеу является прокурором Ниспоренской прокуратуры с 2010 года. Он был обвинен в том, что получил в период 5-7 февраля 2013 года от Иона Мелничука и Марианы Бескиеру тысячу евро для прекращения уголовного процесса, в котором они оба фигурировали за кражу. 7 февраля прокурор был задержан с поличным в Ниспоренском суде. Тогда же он был временно отстранен от занимаемой должности. Змеу был осужден в июле 2015 года на 8 лет заключения. В декабре 2015 года в АП Кишинева Змеу утверждал, что он невиновен, и что деньги, которые он взял, были предназначены потерпевшей стороне, и он должен был их ей передать. Судьи не поверили в эту гипотезу и оставили в силе решение суда первой инстанции. Теперь дело находится в ВСП, следующее слушание назначено на октябрь 2016 года. Константин Мирон, прокурор, который представлял государственное обвинение в АП Кишинева, сообщил нам о том, что решение может быть исполнено, но только он не знает, закрыт Змеу или нет, потому что он больше не работает в Прокуратуре при АП Кишинева. Александр Богос, один из адвокатов Октавиана Змеу, сказал нам, однако, что его клиент находится на свободе, с обязательством не покидать страну, потому что решение подлежит обжалованию.
В настоящее время, в первой инстанции рассматривается уголовное дело в отношении Сергея Жумбей, заместителя прокурора Оргеева. Жумбей обвиняется не в коррупции, а в совершении дорожно-транспортного происшествия, приведшего к причинению тяжких телесных повреждений или вреда здоровью. Дело было направлено в суд в начале года, будучи передано из Оргеевского суда в суд сектора Чокана. До сих пор, по делу были проведены четыре слушания, все – в июне. Следующее заседание запланировано на август. Сергей Бодорин, прокурор Оргеева, подтвердил нам, что прокурор Жумбей отстранен от должности до вынесения окончательного решения суда по его делу.
Бывший прокурор из Кишинева, отправленный под суд
Недавно под суд попал и Корнелиу Плешка, бывший прокурор Кишиневской прокуратуры. Он обвиняется в злоупотреблении служебным положением в расследовании убийства. Согласно установленным данным, в период 2014 – 2015 гг., получив к исполнению поручения о производстве процессуальных действий, выданные властями Нидерландов по факту разбоя, приведшего к гибели человека, совершенного, в том числе, гражданином Молдовы в городе Винтерсвейк, Плешка прибег к злоупотреблению служебным положением. Так, будучи руководителем группы по уголовному преследованию в расследовании дела, прокурор утаил 79 электронных устройств с записями телефонных разговоров, сделанными в рамках специальных следственных мероприятий. Из содержания этих записей следовало, что на прокурора было оказано влияние в пользу обвиняемого, в виде исключения одного из пунктов обвинения. Таким образом, понимая, что в случае, если содержание переговоров станет известным, он может быть отстранен от дела и подвергнут дисциплинарному расследованию, или уголовному делу сквозь призму совершения коррупционных действий, прокурор не предоставил их судье, сокрыв их.
Корнелиу Плешка ушел из органов прокуратуры в декабре 2015 года, после того, как ВСП принял его заявление об отставке. Позже он якобы покинул Молдову. Плешка является единственным прокурором, который работал в столице и был судим по уголовному делу.
Виктор МОШНЯГ
Pingback: Имя прокурора, которого приговорили к 7 годам тюремного заключения за взятку в 600 долларов | Ziarul de Gardă RUS