Каждый 5-й ребенок рождается в неполной семье. Что делать матери-одиночке с детьми, когда детские сады закрыты, когда она из-за этого не может устроиться на работу, а рядом нет родственников или друзей, к которым можно было бы обратиться за помощью?
Репортер ZdG пообщалась с несколькими матерями, которые сами воспитывают детей в бедном государстве, в разгар пандемии.
Они покупают детям только крайне необходимое, ходят с ними на работу и распределяют заработанные деньги на «сегодня и завтра». Вызовы, с которыми они сталкивались в обычный период, стали настоящими проблемами во время пандемии. Матери, у которых не было работы до рождения детей, получают пособие, которое даже не покрывает прожиточный минимум для воспитания ребенка. А поскольку маленькие дети не могут ходить в детский сад из-за пандемии, те не могут найти стабильную работу.
Чтобы содержать себя, обычно женщины соглашаются на предложения неквалифицированной работы, а если они могут брать с собой на работу детей, они считают эти предложения настоящей находкой. Государство говорит, что поддерживает неполные семьи, но этого все еще недостаточно.
Две матери и трое детей, которые вылечились от рака
У Ольги две дочери, одной из которых пять лет, а другой – шесть. У обеих был рак почек. У дочери Нины был рак глаза. Все три девочки лечились в онкопедиатрическом отделении Кишиневского онкологического института. Их матери познакомились в больнице. Из-за того, что они сами воспитывают своих детей, и из-за ограниченных доходов они решили жить вместе, чтобы легче справляться с расходами, и чтобы им было с кем оставлять детей, когда кто-то из них на работе.
«Был декабрь, и было очень сложно. Мы понимали, что будут расходы на отопление, что зима впереди, что дети болеют, и придется как-то найти выход из ситуации, придумать что-то такое, что было бы нам удобно», – говорит Ольга.
«Мы с Ольгой запланировали график, чтобы она могла отводить детей в детский сад, если мне нужно раньше выходить на работу, и чтобы я могла раньше освобождаться вечером и забирать детей. Мы чередуемся и стараемся как-то успевать», – говорит Нина.
Хотя матери-одиночки с маленькими детьми и в прошлом сталкивались с проблемами, когда искали работу, во время пандемии все усугубилось. Женщины говорят, что работодатели сразу сообщают им, что сейчас сложный период, и есть риск потерять работу из-за пандемии. Кроме того, некоторые работодатели стараются не нанимать мам с маленькими детьми, они изначально спрашивают, есть ли им с кем оставить детей, если те заболеют.
Фото: Екатерина Александр/ Ziarul de Gardă
По этой причине женщины больше работают при случае маникюрщицами, или делают уборку в квартирах. Заработанных денег хватает им на предметы первой необходимости, и иногда другие мамы помогают им – дарят одежду и продовольственные продукты.
«На квартиру и на услуги денег хватает. Мы стараемся, чтобы не было долгов. Другие мамы очень помогли нам с вещами, и нам пришлось покупать меньше на зиму. Продукты тоже от них есть», – говорит Ольга.
Фото: Екатерина Александр/ Ziarul de Gardă
Закрытые ясли и пособие в 640 леев
Дочери Светы один год и восемь месяцев. Поскольку Света мать-одиночка, девочка с раннего возраста ходила в социальные ясли, чтобы женщина могла трудоустроиться. Из-за пандемии ясли закрылись, а молодой маме не с кем оставить дочь, и по этой причине она не может устроиться на работу.
«Мне не с кем ее оставить. Я не могу пойти на работу, потому что детский сад не открылся. Если взять няню, то няне тоже нужно платить», – говорит Света.
Фото: Екатерина Александр/ Ziarul de Gardă
Молодая женщина получает пособие по уходу за ребенком, которое составляет 640 леев (около 30,65 евро) в месяц для незастрахованных лиц и выплачивается пока ребенку не исполнится два года. Другой материальной помощи от государства она не получила.
«Пособие в 640 леев не очень помогает. То есть совсем не помогает. Можно сказать, это ноль. У меня еще есть бабушка, которая мне помогает, есть люди, которые меня поддерживают, но все равно нельзя все время зависеть от кого-то», – говорит Света.
Она отмечает, что матери-одиночки должны быть в состоянии сами содержать детей, и что государство должно уделять больше внимания группам, которые нуждаются в поддержке: людям в возрасте, матерям-одиночкам и лицам, у которых есть проблемы со здоровьем.
По данным Национального бюро статистики (НБС), в 2019 году ежемесячное пособие по уходу за ребенком до двух лет, которое получали незастрахованные лица, покрывало прожиточный минимум, установленный для детей от одного года до шести лет, примерно на 41%.
По словам Светы, «чаще всего матери-одиночки сталкиваются с проблемой недостатка денег на оплату аренды, продовольственных продуктов или предметов, необходимых для детей».
Пандемия и неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком
«Я бы скорее сказала, что
мы живем сегодняшним и завтрашним днем.
Мы не можем строить планы на неделю вперед. Мы не можем делить деньги на неделю или месяц вперед», – говорит Ираида, другая мама-одиночка.
Весной 2020 года, так как ее дочери исполнилось три года, Ираида планировала выйти из декретного отпуска и пойти на работу. Из-за пандемии младшие группы в детских садах закрылись. Женщине пришлось взять неоплачиваемый отпуск еще на год, поскольку ей было не с кем оставить дочь. Чтобы содержать себя, молодая женщина прибирается в квартирах, а дочь, поскольку не с кем оставить, берет с собой на работу.
«Когда я иду на работу, я всегда беру ее с собой. Редко получается оставить ее с кем-то из соседей, но сейчас я не особо ее оставляю из-за пандемии. Она почти все время со мной. Мне повезло, что на работе дома никого нет, и я могу брать ее с собой», – говорит Ираида.
Фото: Екатерина Александр/ Ziarul de Gardă
Хотя женщина старается соблюдать режим приема пищи и сна дочери, она говорит, что не успевает уделять ей должное внимание, которое она бы получала во время занятий в детском саду.
«Я уделяю ей внимание, которое нужно ребенку, но у меня нет времени, чтобы долго сидеть с ней, рисовать и писать. Она спит, кушает. Я беру еду с собой. Я думаю, что это то же самое, что и детский сад, вот только нет внимания… Ведь я иду на работу не просто сидеть», – говорит женщина.
Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты (МЗТСЗ) объясняет, какую помощь от государства могут получить неполные семьи. Они могут получить разовое пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие, а также денежную помощь в рамках социальной услуги по поддержке семей с детьми или социальную помощь.
«В течение прошлого года были внесены некоторые поправки в трудовую правовую базу. Их целью было поддержать сотрудников и работодателей путем сохранения квалифицированного персонала в эпидемиологических обстоятельствах, связанных с распространением COVID-19», – говорится в ответе МЗТСЗ для ZdG.
Таким образом, закон позволяет сотрудникам временно работать из дома или удаленно. Они также могут договориться с работодателем о гибком графике работы, который может быть установлен на весь рабочий день. Также график может быть разделен на две части: в течение фиксированного промежутка сотрудник находится на работе, а в течение переменного периода сотрудник выбирает время прихода и ухода.
«Помощи государства часто недостаточно»
«Если есть только один родитель, это тяжелое бремя – обеспечивать ребенка всем необходимым, и в этом отношении у государства есть некий резерв, хотя неполные семьи получают социальные услуги и денежные выплаты, такие как разовые пособия при рождении ребенка, пособие по беременности и родам, пособие по уходу за больным ребенком с ограниченными возможностями», – говорит Майя Бэнэреску, Народный адвокат по защите прав ребенка.
Фото: Екатерина Александр/ Ziarul de Gardă
Она отмечает, что государство не оставляет неполные семьи без внимания, но помощи часто недостаточно. По словам омбудсмена по правам ребенка, неполные семьи могут воспользоваться материнской услугой и, если им не с кем оставить детей, подать заявление в воспитательное или учебное заведение – ясли, детский сад или школу — с просьбой позволить ребенку записаться в учреждение и посещать его. Тогда такие дети в приоритете. Они могут получить скидки и даже освобождение от оплаты детского сада и бесплатное питание.
В 2019 году, по данным НБС, менее четверти детей в возрасте до 3 лет получили доступ к услугам по уходу за маленьким ребенком.
Майя Бэнэреску говорит, что часто из-за недостаточной осведомленности неполные семьи не могут пользоваться полным спектром услуг, которые предлагает государство, и поэтому матерям следует узнавать о своих правах и настаивать на их соблюдении. С другой стороны, государство должно увеличить социальные выплаты этой категории и создать хорошо развитые социальные службы, специализирующиеся на предоставлении информации, психологической помощи и посредничестве.
Согласно НБС, в 2019 году почти каждый пятый ребенок родился вне брака, большинство из них – в сельской местности. Неполные домохозяйства составили 7% от общего числа домохозяйств с детьми.
Корина ШЕРЕМЕТ Фото/ видео: Катерина АЛЕКСАНДР Видеомонтаж: Андрей МУНТЯН
При поддержке Медиасети
Pingback: Матери-невидимки: как выживают в пандемию одинокие матери и их дети
Pingback: Матери-невидимки: как выживают в пандемию одинокие матери и их дети | Ziarul de Gardă RUS
Pingback: Около 2000 родителей подписали петицию, в которой просят вернуть детские сады к обычному графику работы | Ziarul de Gardă RUS