576 тысяч леев было потрачено в 2017 году на асфальтирование части около 700 метров дороги, соединяющей сёла Валя Флорий и Карпинянка в коммуне Сарата-Галбенэ, Хынчештского района. Три года спустя дорога выглядит как после войны, а автомобили едва могут ездить по ней. В последние годы власти пытались её отремонтировать, но процесс не был завершен из-за нехватки финансовых ресурсов.
Представители Хынчештского районного совета и примэрии Сарата-Галбенэ утверждают, что не экономический агент, который выполнял работы, виноват в качестве дороги, а… грузовики, передвигающиеся по этой дороге для перевозки зерна от сельхозпроизводителя в этом районе. «А мне откуда везти товар, как экономическому агенту? Я плачу государству все налоги. Государство, если оно сделало дороги, должно отвечать за качество. Другой вопрос, что деньги были украдены или отмыты, это другой вопрос, но не то, что я вожу товар», – отреагировал управляющий сельхозкомпании.
Люди, передвигающиеся по отремонтированной в 2017 году дороге, утверждают, что она ухудшилась вскоре после завершения восстановительных работ. Согласно информации с сайта Агентства государственных закупок (АГЗ), работы стоили 576 тысяч леев, их выполнила компания ООО «Dromas-Cons».
ГДА: «Мы не вмешиваемся в чужое хозяйство»
Заместитель директора Государственной дорожной администрации Ион Дручек утверждает, что дорога с 2017 года больше не находится в ведении учреждения, которое он представляет. «Местные дороги были переданы вместе с финансовыми источниками в районные советы. Они обязаны поддерживать их в хорошем состоянии. Государственная дорожная администрация ни при чем. Я не могу проверить. Мы не вмешиваемся в чужое хозяйство», – утверждает чиновник.
Михаил Лозовой, примар коммуны Сарата-Галбенэ, также утверждает, что дорога находится в ведении Хынчештского районного совета (РС) и что она прохудилась якобы не из-за того, что была отремонтирована неправильно, а из-за… машин высокого тоннажа, перевозящих сельскохозяйственную продукцию. «Дорога Валя Флорий – Сарата-Галбенэ была построена три года назад, и должны были уложить второй слой асфальта. Был уложен только слой асфальта в 5 сантиметров, а во втором году должен был быть уложен второй слой асфальта. Но машины высокого тоннажа, перевозившие сельскохозяйственную продукцию из хозяйства «Agrovalflor», немного повредили эту дорогу. В прошлом году был проведен ямочный ремонт, а в этом году поверх должен был быть уложен второй слой асфальта. Но на данный момент из-за проливных дождей ухудшилось состояние еще одного участка дороги…», – утверждает примар Сарата-Галбенэ.
Хынчештский РС: «Я не считаю, что виноват только предприниматель»
Мария Рашку, начальница Отдела строительства, коммунального и дорожного хозяйства Хынчештского районного совета (РС), уточняет, что этот участок дороги был заасфальтирован в 2017 году «без проекта, без гидрологических расчетов и геологических изысканий, в то время как над глиной и поверхностными водами есть песчаные почвы. Возможно, когда делали эту дорогу, не была принята во внимание правильная технология дорожных работ на склоне. Проект, чтобы её сделать, тоже стоит не менее 100 тысяч леев, и после проектирования нам показали смету, что на ремонт этого участка требуется несколько миллионов. Нам на содержание 140 км подъездных дорог выделяются ежегодные средства на сумму 10-11 млн леев. Бюджет не позволяет нам выделять такие суммы на один участок дороги», – признает чиновница.
На отремонтированный участок дороги был годовой гарантийный срок, который с тех пор истек. Хынчештский РС утверждает, что дорога прохудилась не только по вине предпринимателя. «Я не считаю, что виноват только предприниматель. Для спасения ситуации был предпринят вариант. Мы продолжали получать объявление от Управления образования, что микроавтобусы с детьми не прибывают из сёл Карпинянка, Валя Флорий в школу в Сарата-Галбенэ. И мы были вынуждены пойти по этому пути – быстро и недорого». Мария Рашку считает, что одна из причин, по которой участок дороги прохудился, заключается в том, что по нему ездят машины высокого тоннажа. «Причина – машины высокого тоннажа с сельскохозяйственной продукцией, которые ездят со складов и полей, для которых эта дорога не рассчитана».
Чиновница утверждает, что ранее часть дороги периодически ремонтировалась только гравием. «Каждый раз мы привозили гравий, перепрофилировали дорогу, укладывали… При первом же дожде мы оставались без нее. И так далее».
«Никаких денег на эти работы не было выделено, и так и осталось»
Начальница Отдела строительства, коммунального и дорожного хозяйства Хынчештского РС утверждает, что в 2019 году вновь был инициирован ремонт дорог, но процесс не был завершен. «В прошлом году нам пришлось очистить некоторые деградировавшие участки от базовых слоев земли – было вырыто около 70 см, очищено от пропитанных водой песков. Мы убрали их и на их место уложили щебень. Уложили, как при строительстве основы для фундамента. А сверху уложили гравий, думая, что в этом году осуществим асфальтирование. С асфальтированием в этом году не получилось. Денег на эти работы не выделили, и так и осталось. В следующем году мы собираемся заполнить все эти оголившиеся гравийные участки асфальтом».
Сейчас все надежды властей на бюджет на следующий год. «Мы ждем декабря, когда будут выделены деньги из Дорожного фонда на 2021 год, и тогда мы планируем скорректировать этот участок дороги. Мы заполним гравийные участки, но для того, чтобы расширить асфальтирование дороги на 5,8 км, нам всё же придется сделать проект. Мы видим, сколько денег будет выделено в этом году, потому что каждый раз выделяются все меньшие и меньшие суммы. У нас 140 км подъездной дороги в Хынчештском районе – все они находятся в состоянии, как вы видели в Валя Флорий, то есть, в плачевном состоянии, они были переданы нам из Государственной дорожной администрации в 2017 году, в июле, и вот мы мучаемся с ними, чтобы отремонтировать их по небольшому участку, в соответствии с ассигнованиями. Мы также работаем на проектной основе, но сметы очень высоки, и мы не можем полностью покрыть необходимые работы деньгами, выделяемыми из Дорожного фонда. Выделенные средства – на содержание дорог в летний и зимний период, и, если у нас еще остается – также на ремонт поврежденных участков, проекты, экспертизы, лабораторные исследования и т.д.”, – отмечает начальница Отдела строительства, коммунального и дорожного хозяйства Хынчештского РС.
«Тогда дорога была сделана «для галочки»»
Андрей Мороз, администратор и один из владельцев экономического агента, обвиняемого властями в причастности к разрушению отремонтированной дороги, выражает удивление выводами представителей Хынчештского РС и примэрии Сарата-Галбенэ. «Я хочу сказать вам следующее: национальная дорога сделана для чего? Чтобы ходил транспорт с 40 тоннами, 30 тоннами. Дорога, в целом, для чего делается? Чтобы люди перевозили по ней товар, верно? А если они сделали е ё для красоты, и её пересекли две машины и повредили дорогу, это означает, что плохое качество дороги, а не тоннаж машины. Есть НААТ, которое проверяет тоннаж машин. В чем дело? Как по моей вине может прохудиться дорога? Они не сделали дорогу. Лучше бы вообще её не делали, чем укладывать асфальт на открытый грунт», – отмечает предприниматель.
«Они сделали тротуар или они делают дорогу? Если я экономический агент, где мне проезжать? На вертолете или как перевозить мой товар? Скажите мне, пожалуйста! Или спросите их: Морозу по чему везти товар? Прилететь на вертолете, чтобы загрузить его и забрать, чтобы не ехать по дороге, которая… То есть, дорога была сделана из рук вон плохо, полностью, не то, чтобы… Гравия вообще не было, а слой асфальта – 4 см. Как будет держаться асфальт, если его уложили на землю, на клее? Как он будет держаться? Я слышал это и раньше: что я перевожу товар, и поэтому дорога ломается. Я говорю: что с вами? А для чего сделана дорога? Возить грузовики или чтобы ездили такси? Что происходит? Конечно, ведь тогда дорогу сделали «для галочки». Вы меня понимаете? Потому что им было нужно…», – обвиняет представитель компании, который отмечает, что на этой дороге не установлены дорожные знаки, запрещающие движение многотоннажных машин.
«Ничего такого нет. Но как они могут поставить, чтобы по ней не ездили многотоннажные машины, если дорога сделана для перевозки материальных благ. Это будет отрицать тот факт, что это дорога, если поставить знаки, которые нельзя ставить. А я откуда привезу товар, как экономический агент? Я плачу государству все налоги. Государство, если оно сделало дороги, должно отвечать за качество. Другой вопрос, что деньги были украдены или отмыты, это другой вопрос, но не то, что я перевожу товар», – заключает представитель экономического агента.
«Она прохудилась, потому что не было правильно выбрано решение для ремонта»
Серджиу Гуцу, технический директор компании «Dromas-Cons», которая выполнила работы в 2017 году, уточнил для ZdG, что дорога прохудилась не из-за работ, неправильно выполненных компанией, а потому, что она была отремонтирована в отсутствие проекта.
«Была некоторая сыпучесть и очень большие неровности. И мы написали письмо, что должны сделать правильную основу, что мы не можем уложить выравнивающий слой, потому что нужно сделать основу. Основу должно было сделать АО «Drumuri Hîncești». Они сделали и сказали нам класть асфальт. Вы понимаете, что пятисантиметровый асфальт представляет собой выравнивающий слой. Мы уложили, как надо, сделали нормально. Но понятно, что под трафиком он прохудился, потому что ремонтное решение было выбрано неправильно. Нужно было сразу укрепить основу, чтобы увидеть, может ли в эти места, где расположена дорога, проникнуть вода. Нужно было посмотреть, куда идет вода», – утверждает представитель экономического агента. «Но прошло время. Как правило, выравнивающий слой – это так, для ликвидации ситуации в какой-то момент. Возможно, именно в этом и состояла цель объявленной районным советом работы – имея мало денег, по крайней мере, исправить ее. Конечно, дороги должны ремонтироваться на основе проектов», – заключает технический директор «Dromas-Cons».
В 2018 году Хынчештский РС выделил 188 тысяч леев на ремонт другой части дороги, соединяющей села Валя Флорий и Карпинянка с Сарата-Галбенэ. В 2020 году на ремонт еще одной части этой дороги было выделено 816 тысяч леев, работы уже были выполнены. Оба участка дороги также были отремонтированы в отсутствие проекта.
История коммуны Сарата-Галбенэ идентична другим населенным пунктам страны, где в течение последних трех лет проводится программа «Хорошие дороги для Молдовы». Как ранее писала ZdG, в отсутствие технических проектов программа «Хорошие дороги» началась с двух больших проблем: дороги не предусматривали стоков и бордюров. В отсутствие этих элементов инфраструктуры, необходимых для ХОРОШЕЙ ДОРОГИ, первыми прохудились дороги из гравия, большинство из которых были расположены на склонах. Но и тем, что выложены из асфальта, не гарантирована более длительная «жизнь», многие из них стали нуждаться в ремонте вскоре после того, как они были сданы в эксплуатацию.
Виктор МОШНЯГ, Анатолие ЕШАНУ
Pingback: Власти винят в разрушении отремонтированной дороги грузовые автомобили | Информационный портал в Молдове
Pingback: Власти винят в разрушении отремонтированной дороги грузовые автомобили — imedia.md