За 25 лет суверенитета, в Республике Молдова состоялось 8 парламентских кампаний, 7 местных и одна президентская. Сколько и которая из них избежали фальсификации? Ни одна. Есть, однако, у нас наиболее распространенные методы фальсификации выборов: «передвижные урны», голосование с несколькими бюллетенями или с несколькими паспортами, «заказной» голос, голосование в команде, альтернативные бюллетени, подкуп избирателя, «благотворительные» акции, предвыборные концерты, дополнительные списки избирателей, «мертвые души», фальсификация списков, манипулирования в СМИ и др.
Несмотря на то, что до 30 октября осталось почти 5 месяцев, бывший судья в ЕСПЧ Станислав Павловский, член Платформы ДА, заявил, что «фальсификация президентских выборов уже началась». Это заявление прозвучало сразу после того, как на нескольких телеканалах, контролируемых В. Плахотнюком, и сайтах был показан видеоролик об отношениях Андрея Нэстасе с бизнесменами Цопа, бежавшими в Германию и о которых уже давно ходят слухи, что именно они стоят за спиной Нэстасе и, возможно, находятся в коалиции с В. Филатом, являясь тайными спонсорами и режиссерами политического проекта ДА, через которого хотят прийти к власти вместо Плахотнюка.
С. Павловский и А. Нэстасе опровергают показанное в видеоролике. По их словам, ролик это «фальшивка» и был сделан, чтобы дискредитировать Партию «Достоинство и правда» и Андрея Нэстасе в качестве основного оппонента на президентских осенних выборах. «Дискредитация» представлена Павловским и как «фальсификация выборов». Я не знаю, если «ролик» и все, что было написано вокруг него, вписывается, с юридической точки зрения, в идею фальсификации выборов, но это, конечно, хороший предлог или повод для возбуждения уголовного дела. И не осенью, а как можно скорее. Я думаю, что это должен сделать Нэстасе, если его чести и достоинству нанесен вред, и он хочет исправить это. Независимо от того, однако, кто больше прав в этой ситуации – авторы «клипа» (фотографии кажутся подлинными) или Нэстасе – фильм и его последствия остаются на счету А. Нэстасе (сколько не упрекали бы, постфактум, Плахотнюка). С момента, когда Нэстасе решил вступить в политику, ему должно было быть известно, что с этого момента входит в другую плоскость, здесь другие правила игры, другие единицы измерения и с другими игроками. Забота о «хвосте» не может быть, с этого момента, проблемой третьей степени, а первой степени. Таков закон: вы должны постоянно заботиться, чтобы никто не наступил вам на хвост. В противном случае вы рискуете. Спросите Филата, каково это? Или Воронина? А если забываете, не можете или не знаете, как предотвратить «наступления», то лучше было бы, вероятно, прижать «хвост» между ног и выйти из игры.
Не имею в виду именно Нэстасе, говорю для тех, кто хочет войти в бой на осенних президентских выборах, они должны четко осознать, что в игру вступит новая национальная надежда, которую нужно будет оправдать. В противном случае будет новое мошенничество. Возможно, самое большое из всех, и, конечно, оно будет. Поскольку сохраняется политический контроль, и он, безусловно, будет и в окружных избирательных комиссиях и, таким образом, и на выборах.
В надежде изменить ситуацию, А. Нэстасе обращается к гражданскому обществу и гражданам с призывом «создать гражданский совет избирателей, который проверит списки и обеспечит качество проведения выборов». Хорошая идея. И лучше будет, если политические партии, участвующие в выборах, направили бы эффективных представителей в избирательные комиссии, даже с правом совещательного голоса. Но, в конце концов, судьбу выборов в день выборов решают наблюдатели. Не «абстрактные наблюдатели», а настоящие наблюдатели. Квалифицированный наблюдатель осуществляет мониторинг процесса голосования, а «фиктивный» болтает то с одним, то с другим, выходит за пивом, подписывает протокол и получает суточные за… За что?
Петру ГРОЗАВУ