День 9 мая остается для Молдовы спорным праздником. Избирательное вызывание картинок прошлого – прошлого, которое одним представляется славным, а другим – трагичным, разделяет общество. Клише о «Великой Отечественной войне», прославление «советского солдата-освободителя», люди, несущие на груди многочисленные медали, которые не имеют ничего общего со Второй мировой войной, одновременно с продвижением ленты «Святого Георгия» и совсем новой акции «Бессмертный полк», порождают разногласия и споры.
«Бессмертный полк» – прославляем помпезно, действуем жестоко
В этом году Партия социалистов (ПСРМ) организовала впервые на 9 мая акцию «Бессмертный полк». Неся снимки людей, сражавшихся во Второй мировой войне, участники акции «Бессмертный полк» прошли колонной от сквера Театра оперы и балета до Мемориала «Вечность».
Если некоторые участники марша говорили, что на фотографиях изображены их бабушки и дедушки или прародители, погибшие во Второй мировой войне, то другие утверждали, что не знают, кто на фото. «Я не знаю, кто на фотографии. Мне сказали ее принести», – говорит Михаил из Кишинева.
На просьбу прокомментировать тот факт, что некоторые участники не знают людей с фотографий, депутат Богдан Цырдя, член ПСРМ, заявил: «Речь о нескольких провокаторах, которые умышленно хотели дискредитировать акцию, бросить тень на это событие, притупить атмосферу события и надсмеяться над этим для многих священным праздником».
Вскоре после того, как участники возложили цветы к вечному огню у Мемориального комплекса «Вечность», несколько молодых людей, одетых в солдатскую форму, начали собирать фотографии в толпе. Молодые люди собрали в охапку десятки фотографий, которые впоследствии были брошены в микроавтобус. Наряду со всем реквизитом, понадобившимся социалистам: черно-оранжевые флаги, плакаты, мегафоны, – лежали брошенные в кучу фотографии предполагаемых ветеранов. Таким образом, многие из тех, кто прошел маршем по Кишиневу с фотографиями дорогих родственников, больше не взяли их портреты домой.
В социальных сетях появились изображения, показывающие, что и в Москве были организованы фотографии, а впоследствии брошенные, в конце акции «Бессмертный полк», в которой приняли участие более 500 тысяч человек.
Мы пытались узнать у депутата Цырдя, кто эти люди, изображенные на фотографиях, и существует ли родственная связь с человеком, который держал фотографию. Цырдя сказал: «Мы, или лично я, не стояли и не проверяли каждого человека в отдельности. Каждый пришел с фотографией родственника, деда, прадеда… Смысл в том, что мы потомки тех, кто принес победу, тех, кто защищал демократию, тех, кто победил фашизм».
Случайно или нет, но некоторые участники акции «Бессмертный полк» несли изображения ветеранов, которые, хотя и воевали за СССР, но родом не из Молдовы. В базе данных сайта www.podvignaroda.ru находим имя ветерана Фисун Терентия Андреевича, который родился в 1908 году в Украинской Советской Социалистической Республике, в Запорожской области, Васильевском районе, с. Скельки.
Со слов Цырди, организация этой акции ПСРМ не была сложной и дорогостоящей. «Лица, нуждавшиеся в определенной технической поддержке, определенных панно, на которых были размещены эти фотографии или даже… Речь не идет о тысячах единиц, а о нескольких… сотня, две сотни, не более того».
Историк Октавиан Цыку считает, что «Бессмертный полк», прошедший в Кишиневе – это акция, аналогичная проведенной в Российской Федерации. «С помощью различных трюков, некоторые политические партии пытаются узаконить присутствие России посредством различных форм: социальной мобилизации, антагонизации общества. В стратегиях Додона две составляющие: продвижение интересов Российской Федерации и продвижение его политической партии».
Бывший посол Молдовы в США, директор «IDIS Viitorul» Игорь Мунтяну считает, что «Бессмертный полк» является пиар-акцией со всего лишь эмоционально-предвыборной начинкой. «Партия, организующая подобные мероприятия, заботится обо всем: о реквизите, знаменитостях и ресурсах, которые вкладываются в пропагандистскую манифестацию». Игорь Мунтяну уточняет, что эта инициатива исходила от анонимной группы из России, города Томска, которая провела эту манифестацию в качестве акции местного значения, а затем Москва переняла эту идею. «Грандиозные и масштабные мероприятия, организуемые Кремлем, не могут похвастаться очень большим участием общественности, потому что ветеранов больше нет, и тогда происходит замещение физического присутствия ветеранов посредством фотографий. В некоторых случаях эмоциональная связь между этими фотографиями и теми, кто их несет, равна нулю. Они приходят, берут плакаты как реквизит, триумфально несут их через весь город и бросают. Любой нормальный человек не бросит фотографию деда, родственника, родителя».
Более того, директор «IDIS Viitorul» считает, что эта акция включает в себя и некоторые забавные аспекты. «Я видел в Кишиневе, как несли фотографии противоречивых фигур, таких как, например, Молотов. Что с этими людьми, которые вышли на улицу с Молотовым? Очевидно, что кто-то бездумно размножил фотографии в рамках этого пропагандистского марша, дойдя до крайности».
Лента вместо серпа и молота
В последние годы, накануне 9 мая, проводятся акции по массивной раздаче черно-оранжевой ленточки под названием «Святой Георгий».
В то время как власти Украины, Казахстана и Белоруссии официально запретили использование «Георгиевской ленточки» на манифестациях, посвященных 9 мая, из-за того, что она вызывает разобщенность в обществе, в Молдове волонтеры ряда этнических русских организаций раздавали ее в общественных местах на территории Молдовы в преддверии 9 мая и в сам «День Победы» оранжево-черные ленточки. Этот жест по-разному оценивался прохожими. Некоторые из них крепили их на грудь, другие вязали ленточки на руки, сумочки и автомобили.
В то время как для некоторых черно-оранжевые ленточки символизируют патриотизм и героизм тех, кто воевал во время Второй мировой войны, другие считают их выражением обновленного русского национализма и элементом пропаганды.
Лента «Святого Георгия» является элементом российской военной символики. Изначально, она была прикреплена к Ордену Святого Георгия, Кресту Святого Георгия и Медали Святого Георгия, которыми награждались российские военные за героизм во время Царской России. В советское время эти знаки отличия были запрещены, потому что представляли царизм. Таким образом, в 1917-1992 годы лента не использовалась для наград ни в каком виде.
История этой ленты является довольно противоречивой. Лента продолжала использоваться в качестве знака отличия Святого Георгия в Белой гвардии, в советских наградах: Ордене Славы и Медали «За победу над Германией», но называлась Лента Гвардии («гвардейская лента»).
Историк Октавиан Цыку утверждает, что только в 2005 году, спустя 60 лет после окончания Второй мировой войны, лента Святого Георгия была заново использована и распространена несколькими организациями: «Она стала символом Дня Победы и массивно насаждалась посредством государственной политики. Кроме того, этот символ был разрекламирован и за пределами России».
Октавиан Цыку объясняет, что на самом деле черно-оранжевая лента, используемая в настоящее время, не имеет ничего общего с символикой и победой во Второй мировой войне. «Приверженность символу черно-оранжевой ленты является предметом пропаганды, организованной Российской Федерацией для достижения двух основных целей. Во-первых, был создан новый элемент видимой сплоченности на фоне того, что серп и молот были скомпрометированы, поскольку советская символика была отвергнута большой частью русского населения. Во-вторых, создается чувство единства советского пространства вокруг новых символов, которые привязывают нас к памяти о Второй мировой войне».
Игорь Мунтяну, директор «IDIS Viitorul», объясняет, что лента Святого Георгия является частью герба германского государства, откуда происходила Екатерина Великая, ставшая императрицей России после 1762 года.
Таким образом, существует путаница между наградой Святого Георгия – наградой царской эпохи Екатерины Великой – и тем, что сегодня происходит на наших улицах. Игорь Мунтяну утверждает, что большое количество советских солдат, перешедшие к немцам: либо в то время, когда находились в концлагерях, либо потому, что ненавидели сталинский режим больше, нежели нацистский. Примером может служить «Армия Власова» (Русская освободительная армия), которая стала широко известна как армия, состоящая из славян Сталинградского или Белорусского фронтов. Эта армия, в состав которой входили более миллиона солдат, использовала ленту Святого Георгия в качестве цветового элемента отличия от советских солдат.
«Во время Второй мировой войны даже существовал антагонизм, т.к. тех, кто был пойман с черно-оранжевой лентой советской властью, расстреливали, потому что они немедленно квалифицировались как коллаборационисты нацистской армии», – добавил Мунтяну.
Эти действия по текущему продвижению и пропаганде черно-оранжевой ленты начинают становиться проблемой, поскольку они излишне политизированы. Директор «IDIS Viitorul» считает, что партии, которые продвигают Георгиевскую ленту, делают это по заказу российской имперской пропаганды. «Они носят на груди эту Георгиевскую ленту, чтобы продемонстрировать, что они верны внешнеполитическим приоритетам Российской Федерации. Те, кто носит ленту, принимают нынешний нрав России, которая считает, что главной задачей российской внешней политики является восстановление влияния на постсоветском пространстве и, возможно, еще дальше».
Фальшивые ветераны
По данным, предоставленным Министерством труда, социальной защиты и семьи, в Молдове проживает около 1362 ветеранов Второй мировой войны. Самому младшему участнику сражений Второй мировой войны в настоящее время должно быть минимум 89 лет. Девяностолетние почти не попадают на уличные манифестации, и, все же, в митингах 9 мая принимают участие люди, одетые в военную форму с военными наградами и знаками отличия. Воинские уставы содержат строгие правила относительно ношения знаков отличия, запрещая их ношение другими лицами, нежели теми, кто был ими награжден.
Виталий Чобану, директор Музея военной истории в Кишиневе, говорит, что узнал носителей военных орденов, которые даже не являются ветеранами войны. Анализируя ряд фотографий людей, которые участвовали в праздновании Дня Победы и несли на груди множество орденов и медалей, Виталий Чобану утверждает, что в большинстве случаев они являются простыми спортивными значками, юбилейными медалями советской армии и не имеют ничего общего с медалями и орденами, которыми награждали участников войны. «Многие из тех, кто нес на груди десятки медалей, даже не знают, как их правильно крепить на груди. Медали носят слева. Справа – значки об образовании. Есть случаи, когда они покупают ордена на барахолке и представляются на манифестациях 9 мая ветеранами войны».
Андрей Ковриг, военный эксперт, говорит, что символы 9 мая должны регулироваться законом, а также обращение с военными символами, которые, будучи использованы не по назначению, обесценивают жертвы одних и оскорбляют память тех, кто погиб в этой войне. «Тем, что они носят на груди десятки медалей, они объявляют себя героями. 9 мая есть люди, у которых много значков на груди, но они не имеют никакой ценности».
9 мая 2016 года вдоль улицы Измаильской в Кишиневе, которая ведет к Мемориальному комплексу «Вечность», продаются красные флаги с серпом и молотом, военная форма, различные сувениры с символикой Советского Союза, а также различные военные награды.
НАТАЛИЯ ГЕЦУ