Компания «Magda-Tur», получившая право на эвакуацию автомобилей, припаркованных в неположенном месте на улицах Кишинева, была признана победительницей по итогам аукциона, в котором зарегистрировались только две фирмы, одна из которых была дисквалифицирована после того, как «не представила формуляр тендера и полную ценовую спецификацию».
Компания, которая эвакуирует машины, перепрофилировалась в прошлом году. Ранее она оказывала услуги, в том числе государственным учреждениям, в области ремонта автотранспорта. Семья, которая управляет фирмой, владеет напротив «специальной стоянки» комплексом зданий, состоящим из мотеля, кафе, автомойки и станции технического тестирования автомобилей, где в последние годы тестировались в том числе полицейские машины.
Семья также владеет международной транспортной компанией, которая управляет «парком автобусов свыше 10 единиц», а в последний месяц она привлекла внимание общественности вследствие серии взаимных обвинений с крупной строительной компанией.
«Специальной стоянкой» управляет 30-летний бывший сотрудник Пограничной полиции и Национального агентства автомобильного транспорта, в то время как Отдел технического тестирования находится в ведении супруги главного прокурора Прокуратуры по борьбе с организованной преступностью и особым делами.
В последние дни внимание общественности в Кишиневе привлекают те несколько эвакуаторов, которые с 28 сентября начали процесс принудительной эвакуации автомобилей, припаркованных в неположенном месте. Водители, припарковавшиеся на тротуарах, перекрестках, пешеходных переходах или других пространствах, запрещенных для парковки, остались без автомобилей, которые задержали, транспортировали и хранят на специальной стоянке, благоустроенной на трассе Кишинев-Страшены, недалеко от коммуны Трушены. В этих обстоятельствах, помимо штрафа и штрафных баллов, применяемых служителями закона, водители, которые припарковались в неположенном месте и чьи автомобили были задержаны эвакуатором, также должны будут покрыть расходы на транспортировку и хранение автомобиля на стоянке. Стоимость задержания и транспортировки автомобиля составляет 790 леев. В дополнение к этим расходам, водители платят 12 леев за каждый час, проведенный их автомобилем на спецстоянке.
Аукцион с участием двух компаний
Государственный бюджет, однако, напрямую не выигрывает от процесса задержания и транспортировки автомобиля на спецстоянку. Единственные деньги, которые идут государству, это штраф, наложенный на водителя за незаконную парковку, от 900 до 1500 леев, который, если заплатить в течение 72 часа, вдвое меньше. Государственный бюджет также может быть пополнен налогами, которые фирма, отвечающая за процесс, платит государству.
Все деньги поступают на счета частной компании «Magda-Tur», которая выиграла аукцион, объявленный в июле Главным инспекторатом полиции (ГИП). Поскольку он не предполагал расходования государственных денег, тендер был организован в соответствии с Гражданским кодексом, который позволяет проводить оценку и отбор экономического агента независимо от количества участников. ZdG установила, что до 10 августа на аукцион были поданы оферты только двух компаний: ООО «Magda-Tur» и ООО «Custodis». Оба экономических агента должны были заполнить специальный формуляр с указанием цен на услуги по задержанию, транспортировке и хранению транспортных средств.
Техническое задание, среди прочего, также предусматривало, что экономический агент, участвующий в аукционе, должен владеть автостоянкой на правах собственности или аренды, и что она не должна быть расположена более чем в 10 км от центра Кишинева. В то же время участок должен быть покрыт твердым покрытием, огорожен, освещен и обеспечен водой, иметь место для мусора, пункт технического обслуживания, пару отдельных ворот с доступом к дорогам, иметь физическую охрану и способность хранить не менее 500 автомобилей, из которых 40 парковочных мест должны быть с навесом. Цена за такие услуги не должна превышать рыночную более чем на 5%.
Фирма была дисквалифицирована. «Мы не дали цену за мотоцикл»
17 августа ООО «Custodis» было уведомлено письмом, подписанным главой ГИП Сергеем Паю о том, что оно «было исключено из процедуры публичного аукциона на том основании, что не представило формуляр оферты и полную ценовую спецификацию в соответствии с техническим заданием». «Мы не дали цену за мотоцикл. Мы сочли, что мотоцикл, поскольку это более мелкое транспортное средство, за парковку мы облагаем нулевой таксой. Это и стало причиной дисквалификации», – утверждает Вячеслав Секуряну, управляющий ООО «Custodis». Он утверждает, что вместе с юристом компании они проанализируют законность аукциона, а затем смогут обратиться в суд.
ZdG проанализировала оферты, предложенные этими двумя компаниями. Компания «Custodis», которая была дисквалифицирована, НЕ указала цену задержания и хранения мотоциклов, но предложила более низкую цену на задержание, транспортировку и размещение транспортных средств: 550 леев – для автомобилей общей массой до 3500 кг, 650 леев – от 3500 до 5000 кг и 950 леев для тех, что весят от 5000 до 8000 кг. В то же время «Custodis» предложила более низкую цену на хранение транспортных средств после 6-го дня хранения. «Magda-Tur», компания-победительница, однако, предложила цены в три или даже четыре раза ниже для хранения транспортных средств на специальной стоянке за 30 минут и час.
Общий анализ цен, предложенных двумя конкурентами, показывает, что если бы обычный автомобиль массой до 3500 кг был задержан и припаркован на специальной стоянке на срок до 10 часов, то ценовая оферта, предложенная ООО «Custodis», была бы лучше, чем у назначенного победителя. Если бы такой автомобиль пробыл там дольше 11 часов, то ценовое предложение компании «Magda-Tur» было бы более выгодным.
ГИП: «Мы старались вывести средний показатель и сколько плюсов у одной, и сколько плюсов у другой»
Виорел Чернэуцяну, начальник Юридического управления ГИП, однако, утверждает, что, несмотря на дисквалификацию фирмы «Custodis», ценовая оферта этой компании была проанализирована, и после анализа был сделан вывод, что «Magda-Tur» всё же предложила лучшие условия. «Мы провели многофункциональный анализ: сколько будет в час, сколько будет в день, сколько будет в неделю. И вот из этого всего мы попытались вывести средний показатель, и сколько плюсов у одной, и сколько плюсов у другой. Несмотря на то, что они были дисквалифицированы, мы все равно хотели пройтись по ценам. Почему так? Если бы у нас были подозрения или рыночные цены показали нам, что что-то не так, мы бы пошли на отмену процедуры и ее повторение», – объясняет Чернэуцяну. Чиновник уточняет, что были также проанализированы рыночные цены на других автостоянках, доступных в черте муниципия Кишинева, и было установлено, что цены, предлагаемые «Magda-Tur», соответствует рыночным ценам. «Мы также подсчитали, сколько будет стоить день для машины, которую задержали и припарковали на стоянке. У «Magda-Tur» выходило 1078 леев, а у «Custodis» получалось 1750 леев. Таким образом, на 700 леев больше», – утверждает Виорел Чернэуцяну.
Начальник Юридического управления ГИП отмечает, что, помимо факта незаполнения формуляра в рубрике цены за задержание и хранение мотоциклов, компания «Custodis» не выполнила и другие условия, установленные в техническом задании, такие как внесение 200 тысяч леев на банковский счет или владение эвакуаторами на правах собственности. Он уточняет, что процесс аукциона был транспарентным. «Когда в феврале была начата процедура утверждения, тогда был сделан наш пресс-релиз – Полиция инициирует процедуру изменения в части, связанной с отбором экономического агента для оказания услуг по задержанию, транспортировке и хранению. Когда коснулось прозрачности, был начат процесс, я лично дал интервью, думаю, 5-7 СМИ. Это был первый этап. Второй этап был 17 июня, когда было утверждено решение, мы снова выпустили пресс-релиз и сказали: «Уважаемые граждане, было утверждено решение и в ближайшее время будет инициирована процедура». Это был второй шаг, когда мы публично вышли к прессе, я не скрывал, что не знаю, что мы будем делать. Мы не можем сказать, что не было известно», – аргументирует Виорел Чернэуцяну.
Отношения между четырьмя собственниками специальной автостоянки
Компания «Magda-Tur», выигравшая право распоряжаться специальной стоянкой, была основана Владимиром Немцану еще в 2011 году в селе Улму, Яловенского района, а затем управлялась местным предпринимателем Мирчей Кошлецом. Юридический адрес компании до сих пор расположен в Улму, только потому, что она была зарегистрирована в местечке, откуда родом первый управляющий, и впоследствии адрес не был изменен. В последние годы компания занималась ремонтом транспортных средств, оказывая услуги в том числе государственным учреждениям. Например, в декабре 2018 года компания получила от Главного управления образования, молодежи и спорта Кишиневского муниципального совета 73 тысяч леев на «работы по ремонту автобуса».
В начале 2020 года компания реорганизовалась, сменив собственников. Владимир Немцану, который изначально владел 100% акционерного капитала, уступил 75% троим другим лицам. 25% досталось его золовке Галине Немцану, 25% оказались в собственности у Дианы Гаврил, супруги Раду Гаврила, первоначального собственника земельного участка, на котором сейчас расположена специальная стоянка, и давнего сотрудника фирм, принадлежащих семье Немцану. Остальные 25% были уступлены 28-летней Наталье Крецу. Она замужем за Ионом Крецу (30 лет), бывшим полицейским-пограничником и бывшим сотрудником Национального агентства автомобильного транспорта (НААТ). Отец Крецу, его тезка, работает инспектором в Центральном таможенном бюро.
Специальная стоянка, управляемая «Magda-Tur», расположена на двух прилегающих участках общей площадью 3 гектара. На части этих участков размещено несколько автобусов, в то время как свободное пространство ждет автомобили, незаконно припаркованные на улицах Кишинева. Оба участка первоначально принадлежали Раду Гаврилу, а впоследствии, в мае 2020 года, были разделены на равные доли между четырьмя семьями, которые в настоящее время управляют фирмой «Magda-Tur». 31 июля 2020 года, за 10 дней до объявления результатов аукциона, один из двух участков был сдан в наём фирме «Magda-Tur», а другой участок попал в распоряжение компании в сентябре, после того как фирма была признана победительницей аукциона.
Тяжба с Примэрией Трушен по вопросу подъездной дороги к автостоянке
Оба участка были куплены в октябре 2017 года Раду Гаврилом, супруге которого сейчас принадлежит 25% акций ООО «Magda-Tur». Через год после того, как Гаврил стал собственником земли, он запросил у Примэрии Трушен выдачу градостроительного сертификата на проектирование и разрешение на строительство подъезда и стоянки. Однако представители примэрии отказались выдавать этот градостроительный сертификат, сославшись на то, что земля сельскохозяйственного назначения, а не под строительство. Что касается второго запроса, то представители примэрии дали понять, что доступ к участку может быть осуществлен по другим дорогам, не общего пользования. Недовольный этим решением Гаврил подал в суд на примэрию, и в феврале 2018 года Кишиневский суд подтвердил его правоту, заявив, что ему не дали возможности получить доступ к своему участку.
Однако представители Трушенской примэрии сочли решение низшего суда неправосудным и подали апелляцию. Таким образом, в октябре 2019 года магистраты Кишиневской апелляционной палаты констатировала законность отказа примэрии выдать сертификат, и что у Гаврила имеется доступ к своему участку по другим дорогам. В то же время инстанция также установила, что участок, принадлежащий Гаврилу, имел сельскохозяйственное назначение и поэтому не мог использоваться под строительство автостоянки. Что касается доступа к дороге общего пользования, то инстанция установила, что этот доступ должен быть благоустроен на соседнем участке, который отдан в пользование Государственной дорожной администрации (ГДА) без какого-либо разрешения на это. Мы обратились к Серджиу Грозаву, который представлял примэрию в Апелляционной палате и спустя время стал заместителем примара населенного пункта, чтобы узнать, чем закончился спор, учитывая, что подъездная дорога все же была построена, но он отказался беседовать с нами, отметив, что беседа с журналистами не входит в его полномочия.
В ответе на запрос ZdG представители ГДА сообщили нам, что в 2019 году Министерство экономики и инфраструктуры всё же выдало Раду Гаврилу разрешение на размещение для «доступа и стоянки», а ГДА координировала проект.
Управляющие «специальной стоянки», участвующие в других бизнесах
Семьи четырех учредителей компании ООО «Magda-Tur» вовлечены и в другие бизнесы. Олег Немцану и его заловка Валерия Негарэ являются учредителями «Nemțanu Service», фирмы, которая управляет комплексом зданий, расположенным через дорогу от «специальной стоянки», в котором находится также автомойка, пункт технического тестирования автотранспорта, мотель и кафе. По тому же адресу работает транспортная компания «307», управляемая семьей Немцану. Он объявляет, что «выполняет регулярные рейсы в европейское пространство с 2002 года» и владеет «автобусным парком, превышающим 10 единиц», считая себя одной из самых важных транспортных компаний на рынке Республики Молдова.
Владимир Немцану и его невестка Галина Немцану управляют транспортной компанией «Gorsevit-Trans». Галина Немцану, супруга Олега Немцану, также владеет 50% компании «Vasoltrans», которая управляет станцией технического тестирования напротив специальной стоянки. 25% акций этой фирмы принадлежат Корине Бачу, супруги заместителя главного прокурора Прокуратуры по борьбе с организованной преступностью и особым делам Северного подразделения. Бачу также является управляющей компанией по документам.
Летом 2019 года ООО «Vasoltrans» выиграло договор «малой стоимости» на «услуги по проведению технического тестирования служебных автомобилей ГИП, получив по нему 29 тысяч леев. На странице Транспортного агентства «307» в Facebook, однако, есть изображения полицейских машин, проходящих технический контроль на станции, принадлежащей ООО «Vasoltrans» в 2017 или 2018 году.
Компания Немцану и споры с компанией «Glorinal». Потребовали выплаты более 1,3 млн евро
Братья Владимир и Олег Немцану родом из Филипен, Леовского района. Они привлекли внимание общественности в середине сентября, когда адвокаты строительной компании «Glorinal» обвинили их в «рейдерской атаке». На следующий день на пресс-конференции Олег Немцану вместе со своим адвокатом отверг обвинения, обвинив строительную компанию в том, что она не выполнила свои инвестиционные договоры.
Фактически споры между братьями Олегом и Владимиром Немцану и компанией «Glorinal» начались еще в 2017 году, когда братья обратились в суд с просьбой о расторжении инвестиционных договоров, которые они заключили со строительной компанией в 2008-2012 годах. Они затребовали у «Glorinal» погашение общей суммы долга в размере более 1,3 млн евро, из которых 885 тыс. евро представляли собой долг, а 438 тыс. евро – проценты за просрочку. В 2017 году суд вынес постановление о наложении ареста на имущество компании в размере 885.000 евро. Год спустя они снова обратились в суд, требуя, чтобы в отношении компании была инициирована процедура о несостоятельности.
В начале сентября собственник компании «Glorinal» Василий Кирикэ был задержан за мошенничество, злоупотребление служебным положением и подделку документов, фирма обвинила его в нецелевом использовании 50 миллионов леев, вложенных 70 лицами для приобретения квартир в Кишиневе.
«Увидев конкурс ГИП, я только случайно сказал: давайте попробуем принять участие»
«У компании «Glorinal» нет никаких активов, ноль. Пожалуйста, скажите мне, насколько нормальным на голову должен быть человек, чтобы предпринять рейдерскую атаку на компанию, имеющую только долги? У вас есть ответ на мой вопрос? Я не думаю, что он у вас есть», – утверждает Олег Немцану относительно встречных обвинений между его семьей и строительной компанией.
Что касается аукциона, выигранного компанией, которую контролирует его семья, то он отметил, что она выиграла справедливо, без влияния извне, а также, что фирма сменила собственников в начале этого года, так как намеревалась развивать другие проекты.
«Я не думаю, что кого-то должны интересовать наши прежние отношения с нашими партнерами. Короче говоря, я хотел бы уточнить, что сумма, которая была вложена в покупку подъемников, проделанная работа не может контролироваться и держаться только на одном человеке. В этой ситуации ты вынужден сотрудничать с друзьями, коллегами или кем-то из инвесторов, чтобы осуществить проект, независимо от того, какой проект был бы на данном участке, потому что сегодня говорят о стоянке специального назначения или если бы это было другое строительство, для которого проект был сделан заранее для другого вида деятельности. На последней стометровке, увидев конкурс ГИП, я сказал, случайно: давайте попробуем. И если так случилось, что мы выиграем – мы движемся дальше с проектами, которые мы подготовили. И если нам довелось победить – так тому и быть», – говорит Олег Немцану. Его брат Владимир Немцану, учредитель и управляющий компании «Magda-Tur», отказался общаться с ZdG, мотивируя тем, что он «не располагает временем».
«У лиц, которые думают, что это дорого, есть возможность получить доступ и проверить, какова рыночная цена на такую услугу»
Ион Крецу, который представился менеджером стоянки, и его супруга, которой принадлежит 25% «Magda-Tur», утверждают, что они знакомы с братьями Немцану на протяжении ряда лет, и тот факт, что он или его отец работали в Пограничной полиции, НААТ или Таможенной службе, не повлиял на его участие в бизнесе или победу «Magda-Tur» на аукционе, организованном ГИП. Крецу утверждает, что цены на задержание и парковку автотранспортных средств были установлены в соответствии с рыночными. «Цена формируется из расходов на транспортировку, начиная с водителя, на дизельное топливо, амортизацию, заработную плату, налоги, НДС и так далее. У лиц, которые думают, что это дорого, есть возможность получить доступ и проверить, какова рыночная цена на такую услугу и убедиться, что если мы везем его из другого конца города – это тоже 790, в то время как в частном порядке без 1000 леев никто не привезет ему такое транспортное средство».
Компания платит НДС, а тот факт, что в социальных сетях появился налоговый чек, на котором значится, что фирма освобождена от НДС, вызван ошибкой, аргументирует представитель «Magda-Tur». «Мы приобрели несколько кассовых аппаратов. Один из них не был настроен правильно лицом, которое продало его нам. Очевидно, что я позвонил ему, он приехал, исправил ошибку на этом чеке. Бухгалтер позвонила в Государственную налоговую службу и спросила, какова процедура в данном случае. Это была техническая ошибка, и как только мы заметили ее, приняли меры, чтобы ее исправить», – уточняет Крецу.
Виктор МОШНЯГ, Диана ГАЦКАН, Анатолие ЕШАНУ