Уголовное дело, открытое по факту уклонения от уплаты налогов, в рамках которого трое бизнесменов, которые впоследствии донесли о взятке прокурорам Роману Климу и Евгению Тифою в размере более 1,5 млн леев, закрытое в 2019 году, было возобновлено в марте 2020 года постановлением, подписанным генеральным прокурором Александром Стояногло.
Анатолий Брашовяну, один из бизнесменов, проходящих по этому делу, утверждает, что ему ничего не известно о возобновлении уголовного преследования, представители Генеральной прокуратуры не проинформировали его даже через четыре месяца после того, как этот акт был издан генеральным прокурором, хотя в постановлении отмечалось, что «заинтересованные» лица должны быть проинформированы.
С другой стороны, Генеральная прокуратура подтверждает, что уголовное преследование по этому делу было возобновлено, и информирует, что столичная прокуратура запросила у Государственной налоговой службы информацию о наличии ущерба, причиненного государственному бюджету. Анатолий Брашовяну утверждает, что Государственная налоговая служба ранее принимала меры после проверки деятельности «Radeva-Grup», не обнаружив нарушений.
5 марта 2020 года генеральный прокурор Александр Стояногло издал постановление о «полной отмене, как затронутого основными пороками, постановления прокурора Прокуратуры мун. Кишинева, Главного офиса, Еуджена Манолаке, от 17 апреля 2019 года».
Мартовское постановление генерального прокурора
Этим постановлением уголовное дело, в рамках которого в отношении бизнесменов Анатолия и Олега Брашовяну, а также Виталия Тодорогло велось расследование за уклонение от уплаты налогов, было закрыто, а все трое выведены из-под уголовного преследования.
Все трое являются лицами с правом подписи в компании «Radeva-Grup». Крайний срок судебного преследования был установлен на 5 апреля 2020 года, а генеральный прокурор распорядился «проинформировать заинтересованных лиц о вынесенном постановлении».
«Соответствующее уголовное дело находится в ведении столичной прокуратуры, которая обратилась в Государственную налоговую службу с просьбой предоставить информацию о наличии причиненного бюджету ущерба. В настоящее время проводятся другие следственные действия, которые позволят принять юридически взвешенное решение, одновременно с появлением заключения констатирующих агентов», – подтверждает Генеральная прокуратура возобновление уголовного преследования по этому делу.
Анатолий Брашовяну, один из трех бизнесменов, фигурирующих в деле, утверждает, что ему не было известно о возобновлении уголовного преследования, его не проинформировали ни представителями Генеральной прокуратуры, ни Прокуратуры мун. Кишинева, даже через четыре месяца после вынесения акта генеральным прокурором, хотя в постановлении говорится, что «заинтересованные» лица должны быть проинформированы.
Хотя прошло четыре месяца с момента возобновления уголовного преследования, стороны по делу НЕ были проинформированы прокурорами об этом
«Я не был официально проинформирован. Я не получил ничего, ни домой, ни на фирму, до сих пор. Я больше ничему не удивляюсь в этой стране. Я ни разу не получал повестку в этот период, ни я, ни кто-либо с фирмы. Даже после статьи, в которой мы говорили о деле, никто не связался со мной. Налоговая высказалась ранее, дважды. Она провела проверку, а затем провела судебно-бухгалтерскую экспертизу. Много проверок было в тот период. Был и эксперт. Провели экспертизу. Никаких нарушений выявлено не было. Вот почему дело было закрыто. Ни разу в течение этого периода со мной никто не контактировал, чтобы сказать мне или спросить меня что-нибудь об этом деле», – утверждает Брашовяну. «Я не удивлюсь, если прокуроры, на которых я донес, будут восстановлены и повышены в должности», – уточняет бизнесмен.
Олег Афанасий, временно и.о. начальника Прокуратуры мун. Кишинева, ознакомившись с материалами дела, уточнил для ZdG, что стороны по делу не были проинформированы, так как, когда дело поступило в Прокуратуру мун. Кишинева из Генеральной прокуратуры «прокурор по делу решил не информировать, потому что он думал, что они были проинформированы Генеральной прокуратурой, потому что дело пришло к нам со всем пакетом документов. Сейчас ведется уголовное преследование», – подтверждает Афанасий.
История взятки в 1,5 миллиона леев, которая вызвала другие дела
В мае 2020 года ZdG писала об этом деле, за которым наблюдали еще с 2018 года, когда оно было обнародовано. В мае, когда ZdG опубликовала ряд документов из дела о 1,5 миллиона леев, приписываемых двум прокурорам и трем полицейским, дела, потрясшего общественное мнение в январе 2018 года, ни одно лицо, причастное к делу, не сообщило нам, что по первоначальному делу, открытому в отношении бизнесменов, было возобновлено уголовное преследование.
Материалы уголовного дела говорят о возможной причастности Руслана Попова, тогдашнего начальника двух государственных обвинителей, который с декабря 2019 года является одним из заместителей генерального прокурора.
В заявлении для ZdG Руслан Попов утверждал, что «не имеет ничего общего с ситуацией, которая расследуется в отношении двух прокуроров. Мне не было известно о какой-либо незаконной деятельности, которую они вели», – сказал заместитель генерального прокурора.
И все же после смены руководства Генеральной прокуратуры, сразу после продвижения Руслана Попова в руководство учреждения, в уголовном деле, возбужденном еще в 2017 году, в ситуация получила новый виток. Прокурора, расследовавшего уголовное дело, вынудили уйти из системы, а в марте 2020 года в отношении него было инициировано дисциплинарное производство, поскольку он заставил стороны по делу признать свою вину и сделать «ложные доносы и заявления в отношении других сотрудников, имеющих высший иерархический статус в Прокуратуре».
Параллельно один из сотрудников полиции, проходивший по делу, признавший свою вину, осужденный еще в феврале 2019 года, не оспоривший приговор, обратился в Генеральную прокуратуру (ГП) с ходатайством о пересмотре приговора, уточнив, что его вынудили признать свою вину. Однако в 2019 году в ходе рассмотрения уголовного дела в суде полицейский согласился вернуть деньги, которые, как он признал, получил в рамках преступления. Помимо дисциплинарного производства, по этим фактам, описанным полицейским, было возбуждено уголовное дело.
На протяжении всего этого процесса у предпринимателя Анатолия Брашовяну, который в 2018 году донес на прокуроров и полицейских за то, что они просили взятку у его семьи, осталось больше вопросов, чем ответов, и он надеялся, что генеральный прокурор подключится и согласится «объяснить ему, что было с нашим делом и за что были даны деньги, и кто взял эти деньги и, пожалуйста, мои предположения, где они оказались». Брашовяну утверждает, что даже после публикации статьи генеральный прокурор не пригласил его на прием.
Виктор МОШНЯГ