Адвокаты двоих борцов, которых судят за убийство: «Это дело рассматривают с политической точки зрения»
Спустя два года после того, как 30-летний Сергей Беженарь был убит в драке возле торгового центра «Атриум» в Кишиневе, единственные двое лиц, отправленные прокурорами в суд, были оправданы магистратом Ольгой Беженарь по обвинению в «умышленном причинении телесных повреждений, повлекших смерть жертвы».
Только одного из них наказали штрафом за хулиганство, обязав выплатить, помимо штрафа, моральную и материальную компенсацию на общую сумму 10 тысяч леев, хотя родственники погибших затребовали более миллиона. Третий фигурант дела, на которого указали свидетели, а также обвиняемые, что он является главным виновным, не была найден служителями закона, хотя вскоре после инцидента был объявлен в розыск.
Ночь с 18 на 19 мая 2018 года стала фатальной для 30-летнего Сергея Беженаря, который был убит в драке возле торгового центра «Атриум» в Кишиневе. Беженарь отмечал в ночном клубе со своим братом Ионом, полицейским Сергеем Браду и тремя женщинами день рождения служителя закона. Вследствие конфликта между тройкой и группой спортсменов, вылившегося в драку, Беженарь был доставлен в Институт неотложной медицины, где он умер утром 25 мая.
В ходе действий по уголовному преследованию, включая допрос свидетелей и изучение видео с нескольких камер наблюдения, прокуроры впоследствии объявили о том, что лица, причастные к совершению преступлений, были установлены. Михай Пыргару был задержан 25 мая, а через день был задержан Аурел Игнат. Оба – бойцы К1. Тогда же прокуроры объявили о том, что третий подозреваемый, Еуджениу Делиу, был объявлен в международный розыск. Дело в отношении Пыргару и Игната было направлено в суд в июле 2018 года. Приговор в отношении двух бойцов, Аурела Игната и Михаила Пыргару вынесля в пятницу, 26 июня, судья Кишиневского суда Ольга Беженарь.
«Была очерчена совершенно иная реальность, чем та, которую подчеркнул государственный обвинитель»
«На основании анализа представленных доказательств суд отмечает, что не было убедительных доказательств того, что подсудимые Игнат Аурел и Пыргару Михаил простым участием совершили преступление в виде причинения умышленных тяжких телесных повреждений или нанесения вреда здоровью, опасных для жизни и повлекших смерть потерпевшего. В ходе процесса, заслушав потерпевшую сторону, а также свидетелей, изучив доказательства в виде документов, была очерчена совершенно иная реальность, нежели та, которую подчеркнул государственный обвинитель в обвинительном заключении подсудимых Игната Ауреля и Пыргару Михаила», – уточняется в приговоре, вынесенном судьей Ольгой Беженарь.
Судья аргументировала свое решение оправдать обоих тем, что некоторые заслушанные свидетели утверждали, что «Беженаря Сергея бил бесчисленное количество раз в область головы человек в красной одежде, высокого роста, с маленькой бородой, которого впоследствии остановили сотрудники ночного клуба «Edgo». Свидетели ссылались на Еуджениу Делеу, впоследствии объявленного в международный розыск, но не найденного правоохранительными органами и через два года после преступления. Свидетели также сообщили, что «Делеу бил Беженаря ногами по голове«, и описали нападавшего как человека в красной одежде, который бил умершего – Беженаря Сергея.
Судья также пришла к выводу, что Аурел Игнат только однажды ударил Сергея Беженаря, «после чего он (жертва, прим.ред.) даже встал и хотел продолжить перепалку, а специалист Андрей Тертышный, будучи заслушанным на судебном заседании, подчеркнул, что, нанесением одного удара невозможно причинить такую травму погибшему и, как следствие, повлечь смерть жертвы – Беженаря Сергея».
Подсудимый Аурел Игнат, будучи заслушан на судебном заседании, также отрицал совершение хулиганских действий и утверждал, что он является потерпевшим и нанес удары «только с целью самозащиты«. Суд постановил, что нет никаких доказательств для осуждения другого фигуранта дела, Михаила Пыргару, поскольку «ни один из свидетелей обвинения или даже потерпевшая сторона не указали, что подсудимый Пыргару Михаил нанес хотя бы один удар по кому-либо».
«Обвинительный приговор по данному уголовному делу будет иметь серьезный превентивный эффект как для подсудимого, так и для других лиц»
Таким образом, в то время как Михаила Пыргару оправдали в полном объеме, Аурел Игнат был признан виновным в хулиганстве, ему было предписано уплатить 50 тысяч леев штрафа. Судья признала Игната виновным в хулиганстве, констатировав, что он, «по согласованию с Делеу Еуджениу, из хулиганских намерениий, грубо нарушая общественный порядок и выражая явное неуважение к обществу, с особой дерзостью, в присутствии ряда лиц, в общественном месте, с целью мести, инициировал конфликт, который перешел в драку, нанося им множественные удары руками и ногами по различным частям тела, причинив им физическую боль». Выводы были сделаны, хотя судья ранее утверждала, что Игнат ударил жертву только один раз.
Хотя брат жертвы, а также мать Беженаря в суде просили о возмещении ущерба в размере более 1,5 миллиона леев, судья лишь частично удовлетворила иск и постановила взыскать с Аурела Игната в общей сложности 10 тысяч леев.
Приговор, вынесенный судьей Ольгой Беженарь, подвергается критике в социальных сетях со стороны нескольких адвокатов и юристов. Адвокат Юрий Мэрджиняну написал, что приговор оставляет впечатление, «что он написан адвокатом, а не судьей». И все же, несмотря на критику приговора, судья пришла к выводу в документе, что «приговор по данному уголовному делу будет иметь серьезные превентивные последствия как для подсудимого, так и для других лиц, склонных к совершению таких преступлений, и установит гарантию и страховку того, что права и свободы, закрепленные в Конституции Молдовы и других законах государства, защищены, а их нарушение парируется и наказывается».
Резюме судьи и уточнения прокурора, ведшего дело
Ольга Беженарь была назначена судьей сроком на пять лет 18 декабря 2014 года, через две недели она приостановила исполнение своих обязанностей на период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком. Магистрат находилась в отпуске до 18 февраля 2017 года, согласно порталу magistrat.md. В январе 2017 года она была вновь приостановлена в должности на период пребывания в неоплачиваемом дополнительном отпуске по уходу за несовершеннолетним ребенком. На этот раз отпуск продлился до февраля 2018 года. Осенью 2018 года, уже рассматривая дело об убийстве у «Атриума», магистрат решила подать заявление об отставке, но позже решила отозвать его.
Дело об убийстве у «Атриума» вела прокурор Кишиневской муниципальной прокуратуры Анжела Плешка. Она запросила приговор для двух бойцов К1 в виде 15 лет лишения свободы, но магистрат Ольга Беженарь констатировала, что государственное обвинение не собрало достаточно доказательств для демонстрации вины обоих подсудимых. Третий подсудимый, Еуджениу Делеу, не был найден даже через два года после совершения преступления.
Отвечая на вопросы ZdG, прокурор Анжела Плешка уклонилась от обсуждения приговора, перенаправив нас в пресс-службу Генеральной прокуратуры (ГП). Через пресс-службу Плешка сообщила нам, что ей не в чем упрекнуть себя при ведении уголовного преследования по этому делу, уточнив, что имеются «убедительные« доказательства вины этих двух лиц, и что приговор будет обжалован в АП Кишинева. В то же время прокурор сообщила нам, что Еуджениу Делеу, на которого указали некоторые свидетели, а также подсудимые по делу, будет нести ответственность за смерть Сергея Беженаря, Генеральный инспекторат полиции разыскивает Делеу, а ГП не проинформирована о его местонахождении.
«Можешь убить человека, но если у тебя есть деньги, останешься дома»
Родственники Сергея Беженаря утверждают, что справедливость в данном деле не была восстановлена, потому что «судебная система коррумпирована. Семья отказалась от адвоката и надеется, что в Апелляционной палате Кишинева будет принято другое решение. Алиса Черанёва, сожительница молодого человека, говорит, что узнала о приговоре из новостей. Она утверждает, что «это было ожидаемо, потому что судебная система у нас очень коррумпирована».
«Мы ждем действия закона бумеранга, раз наш закон не сработал. Правосудие коррумпировано. Всех купили – направо и налево. Этого следовало ожидать, они – люди с деньгами. Если бы он был простым человеком, его бы уже давно арестовали, предали суду, и несколько дел сверху повесили бы», – заявила она в интервью для ZdG. «Свидетельница, которая была в тот вечер, с самого начала сказала все, как она видела, а потом, когда их освободили, изменила свои показания – что она уже ничего не видела. Меня ничто не удивляет. Можешь убить человека, но, если у тебя есть деньги, останешься дома. Вбухали деньги, и приняли это решение. Давайте подумаем логически, Пыргару был заключен после заявлений, сделанных парнем, который был там и видел. Когда его освободили, этот парень изменил свои показания, как и Дойна Русу. Возьмем Аурела Игната: почему он сбежал из больницы и был объявлен в розыск, если он невиновен? Адвоката мы не берем, потому что мы потратили много денег на адвоката, а пользы от этого не было. Что, брать адвоката, платить ему, а с их стороны ему заплатят больше, чем я, и на что мы выйдем?» – прокомментировал Ион Беженарь для ZdG.
«Если суд не восстановил справедливость, что нам делать? У меня нет денег, чтобы покупать. Если ее купили, что я могу сделать? Мне очень жаль, что они не восстановили справедливость. Нет справедливости. Мой сын лежит и гниет, а они гуляют. Нет никакой справедливости. Мы будем двигаться дальше», – уточнила для ZdG и Валентина Беженарь, мать умершего молодого человека. Судья Ольга Беженарь отрицала для «ProTV», что на вынесенный ею приговор повлияли другие факторы, помимо юридических. «Какие деньги? Мы рассматривали это дело в течение двух лет. Мы заслушали 18 свидетелей. Я не могу дать голову на отсечение по данному приговору, чтобы ответить на капризы, потому что это резонансное дело».
Адвокаты двоих борцов, которых судят за убийство у торгового центра Atrium, обвиняют правоохранительные органы в неэффективном расследовании: «Это дело рассматривают с политической точки зрения»
Адвокаты борцов K-1 Михаила Пыргару и Аурела Игната, которые предстали перед судом по делу об убийстве Сергея Беженаря в мае 2018 года, считают незаконным и необоснованным приговор Кишиневского суда, по которому один был полностью оправдан, а другой – частично.
И все-таки, по их словам, «неправильное освещение» дела может повлиять на судей Кишиневской апелляционной палаты, вследствие чего «будет принято решение, которое с трудом можно будет назвать законным».
На пресс-конференции в пятницу, 3 июля, защитники двоих борцов заявили, что ни один свидетель не говорил, что видел, как Игнат и Пыргару избивали Беженаря. Кроме того, было нарушено несколько процедур.
«Это дело рассматривают с политической, а не с юридической точки зрения»
«Уголовное дело, которое касается Аурела Игната, никогда не было связано с политикой, и мы не понимаем, почему его так рассматривают с политической точки зрения. Игнат уже не был членом FEA как минимум за 6 месяцев до инцидента в мае 2018 года. Это дело рассматривают с политической, а не с юридической точки зрения», – отметил адвокат Игната Александр Барган.
По его словам, хотя приговор, который Кишиневский суд вынес 26 июня, «достаточно обоснован», есть «некоторые обстоятельства, которые не излагаются в приговоре, которые я озвучил в конце рассмотрения дела в суде и которые скорее всего сыграли решающую роль при вынесении приговора».
«Обвинение провело совершенно некорректное расследование»
«Если внимательно проанализировать показания свидетелей, все подтвердили, что на самом деле на Аурела Игната напала группа людей, и его действия были направлены на самозащиту, а не на избиение кого-либо, нападение на кого-либо или другие цели. Еще во время первого допроса Игнат отметил, что ударил Сергея Беженаря только один раз, незначительно, а потом побежал за его братом Ионом Беженарем через дорогу от «Атриума». По словам свидетелей, после этого Сергей Беженарь подрался с другими людьми, а Аурел Игнат был на другой стороне.
Эксперт, который составлял отчет, заявил, что смерть Сергея Беженаря наступила в результате открытой черепно-мозговой травмы, которая не могла быть вызвана одним ударом рукой или ногой.
Если профессионально, тщательно и объективно расследовать этот конфликт, который произошел вечером с 18 на 19 мая 2018 года, то это уголовное дело не закончится привлечением к ответственности троих человек за одно и то же правонарушение без правильной квалификации действий и степени участия каждого человека отдельно.
Следственные органы — обвинение, если хотите, провело совершенно некорректное расследование, что заставило суд признать невиновным моего клиента по пункту 4 статьи 151 УК. В материалах дела есть только два видеофайла, однако, если изучить доклад следователя, за 25 мая 2018 года мы найдем следующую информацию: были изъяты видеоматериалы с 15 устройств. Но у нас их только два, и по ним ничего невозможно понять», – заявил Барган.
Он добавил, что к материалам дела не приобщили и другие собранные доказательства, такие как записи телефонных разговоров или около 5 часов съемки в клубе EDGO, в котором проводили время все, кто впоследствии участвовал в драке.
«На основании каких доказательств суд собирался вынести приговор этому человеку: тех, которых никогда не было, или тех, которые есть, но доказывают невиновность Аурела Игната? Или же суд должен был основываться на предположениях и на том, что общественность публично осудила его еще в мае 2018 года?» – спросил защитник.
«Свидетели не меняли своих показаний»
Адвокат Михаила Пыргару Марьяна Арабаджи подчеркнула, что, «по нашему мнению, этот приговор абсолютно незаконный и необоснованный».
«Почему не провели техническую экспертизу этих записей? Ведь в результате такой экспертизы стало бы ясно, что есть на этих видеозаписях. Ведь после просмотра существующих записей ничего не понятно, и невозможно разглядеть ни одного человека – не видно лиц Михая Пыргару и Аурела Игната. Ни один свидетель не сказал, что видел, как подсудимые – я говорю о своем клиенте – нанесли телесные повреждения потерпевшему, который скончался», – заявила она.
Она отмечает, что свидетели не меняли своих показаний в ходе судебного заседания, хотя брат Сергея Беженаря сообщил об этом ZdG.
«Это ложь. Свидетели давали показания так, как их спрашивали в суде. Более того, некоторые свидетели говорят о существовании деревянной биты, которой нет в материалах дела», – добавила она.
Что касается той части приговора, в которой суд постановил, что «спортсмен, обученный в этой области, может рассчитать и принять во внимание силу, с которой он наносит удар, а также точно знает, как ударить для того, чтобы обездвижить противника, который нападает на него, а не нанести ему серьезные повреждения, которые могут привести к смерти», адвокат отметила, что некоторые шутили, но на самом деле суд высказался в отношении позиции обвинения.
«Создается впечатление, что мы живем в Средневековье, поскольку обвинительный приговор хотят вынести просто из-за того, что прокурор потребовал 15 лет лишения свободы. На решение Кишиневской апелляционной палаты уже повлияли», – заключила Арабаджи.
В то же время адвокат Александр Барган отметил, что «каждый раз, чем дальше мы продвигались, заслушивая показания свидетелей, тем больше выяснялось сведений, которые доказывают невиновность наших клиентов».
«Цель в том, чтобы при помощи неправильного освещения в СМИ заставить Апелляционную палату принять решение, отличное от текущего», – считает адвокат.
По словам двоих адвокатов, при отсутствии доказательств вины борцов K-1 обвинение полагается на давление общественности в принятии решения судом.
Реакция Прокуратуры
Анжела Плешка, прокурор, который отвечал за дело о преступлении у Atrium, отказалась говорить об обстоятельствах, о которых упомянули адвокаты подсудимых Пыргару и Игната, и предложила нам обратиться в пресс-службу Генеральной прокуратуры (ГП).
В ответ на вопрос от ZdG прокурор Мария Виеру, пресс-офицер ГП, сообщила, что «аргументы Прокуратуры против заключения суда будут изложены в апелляции, которую прокурор подаст в высшую инстанцию в срок, предусмотренный законом».
После вынесения приговора по делу смерти Сергея Беженаря, молодого человека, убитого в 2018 году перед столичным клубом, его родственники заявили, что судебная система продажна, и что правосудия нет. Они предполагают, что виновные в убийстве не будут наказаны.
В беседе с ZdG сожительница молодого человека Алиса Черанёва отметила, что услышала о приговоре в новостях и «почувствовала себя ужасно, но этого следовало ожидать, потому что наша судебная система очень продажная».
«Мы ждем, чтобы сработал закон бумеранга, раз не сработал наш закон»
«Я не могу сказать конкретно, кто из них, была группа людей, не только эти двое, а многие были вовлечены, и я не знаю, почему только их схватили. Теперь мы ждем, чтобы сработал закон бумеранга, раз не сработал наш закон. Судебная система продажная, и всех подкупали направо и налево. Этого следовало ожидать, ведь это люди с деньгами. Если бы это был обычный человек, то его бы давно арестовали, осудили, и ему бы прибавили еще несколько дел», – сообщила она ZdG.
Брат Сергея Беженаря Ион отметил в разговоре с ZdG, что по ходу дела свидетели меняли свои показания, а от адвоката он отказался, поскольку это ничего не изменит.
«Они дали деньги, и было принято такое решение»
«Дойна Русу, свидетельница, которая присутствовала там тем вечером, сначала рассказала все, что видела, а потом, когда их освободили, она изменила свои показания – сказала, что уже ничего не видела. Я ничему не удивляюсь. Можно убить человека, но если у вас есть деньги, то вы останетесь дома. Они дали деньги, и было принято такое решение. Подумаем логически, Пыргару задержали после заявлений парня, который был там и все видел. Когда его освободили, тот парень изменил свои показания, как и Дойна Русу. Возьмем Аурела Игната: почему он сбежал из больницы, и его объявили в розыск, если он не виноват? Прокурор обжалует. Адвоката мы не нанимаем, потому что и так уже потратили кучу денег на адвоката, а пользы не было. Зачем нанимать адвоката, платить ему, а они со своей стороны заплатят больше, и что из этого выйдет?» – прокомментировал Ион Беженарь для ZdG.
В пятницу, 26 июня, магистрат Ольга Беженарь из Рышканского филиала Кишиневского суда решила оправдать Михаила Пыргару полностью, а Аурела Игната – частично, наложив на него штраф в размере 50.000 леев. Адвокат заявил, что обжалует приговор, по которому его клиент был оштрафован.
Рышканский филиал Кишиневской прокуратуры, который потребовал приговорить обоих к 15 годам лишения свободы, тоже сообщил, что обжалует приговор и будет настаивать на их осуждении в соответствии с совершенными преступлениями.
Виктор МОШНЯГ Диана ГАЦКАН Николетта БРАГИШ
Pingback: Преступление в торговом центре «Atrium»: прокуратура объявила, что подала апелляцию против оправдательного приговора в отношении двух бойцов К-1 | Ziarul de Gardă RUS