Молдавские активисты добиваются принятия нового закона о фемициде и эффективной работы старых законов о домашнем насилии
25 ноября 2019 года – в Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин – в пригороде Кишинева мужчина убил женщину. Пока она умирала, власти участвовали в торжественных мероприятиях в честь этого дня.
«Не знаю, почему он ее убил…»
Дом, в котором жила жертва этого преступления, женщина по имени Родика, практически пуст. Сегодня в нем живет свекровь убитой – Иляна Ганца. Ее сын и Родика прожили вместе 23 года. Иляна подтверждает: да, сын часто бывал жесток к жене. Как именно умерла Родика, Иляна не знает – в день убийства ее не было дома, а сын так и не сказал, что произошло на самом деле.
Иляна Ганца считает виной всему алкоголь. «Кто не ссорится после стакана вина? Иногда они целыми днями не трезвели. Родика его боялась и слушалась. Я говорила ей бросить его, ведь он безумный. Она отвечала, что ей его жаль. В тот день Руслан сказал мне, что нашел ее мертвой на пороге…
Она была хорошей девушкой, приносила нам поесть и кормила. Особенно она заботилась обо мне. Не знаю, почему он ее убил…», – рассказывает свекровь жертвы.
Судмедэкспертиза обнаружила, что причиной смерти стала травма в области головы. Партнера Родики арестовали, ему грозит до 15 лет тюрьмы.
По официальной статистике, в прошлом году более пятиста молдавских женщин подверглись домашнему насилию. Среди них – 55 несовершеннолетних. Семь женщин погибли от рук мужей или партнеров в прошлом году.
За последние пять лет таких убийств было 144.
Активисты говорят, что большинство этих женщин годами терпели домашнее насилие.
Преступление без наказания
Активисты полагают, что множество преступлений остаются неведомы статистике: изнасилования, домогательства, сексуальная и трудовая эксплуатация, психологическое насилие. Многие женщины годами терпят это, пока оно не приводит к тяжелой травме или к смерти. По данным Народного адвоката от 20 февраля, 63% женщин в Молдове, по крайней мере, один раз в жизни подвергались психологическому, физическому или сексуальному насилию. В полицию обратились всего 8,4 процента.
Наталья Вылку – исполнительный директор НПО «Центр по правам женщин». По ее словам, постоянные акты насилия над женщинами могут перерасти в так называемый фемицид.
В общих чертах фемицид – это явление выборочного убийства членов общества, в данном случае, женщин, которых в патриархальном обществе считают «слабым полом». В этом контексте Вылку рассказывает о двух его видах.
«Есть прямой и косвенный фемицид. Когда речь идет о прямом фемициде, мы имеем в виду убийство женщины членом семьи или половым партнером, в результате насилия в семье. К этому также относятся
убийства женщин из-за женоненавистнических убеждений мужчин, убийства с целью защитить «честь семьи»,
также можно включить виды фемицида во время вооруженных конфликтов в качестве военной стратегии. А под косвенной формой подразумеваются случаи абортов в антисанитарных и незаконных условиях или материнская смертность при родах», – отмечает Наталья Вылку.
В 2008 году Молдова приняла Закон о предотвращении и борьбе с насилием в семье. По закону, получив уведомление о насилии в семье, полиция должна прийти на место происшествия и оперативно разработать план дальнейших действий. Закон предполагает изоляцию насильника и помещение жертвы в безопасное убежище. Закон предусматривает и введение охранного ордера – документа, который запрещает насильнику приближаться к жертве.
Но на практике эти механизмы не работают: например, насильник может просто игнорировать ордер, или для жертвы насилия может не оказаться места в убежище. Женщины наслышаны об этих сложностях и поэтому в полицию обращаются крайне редко.
Свидетели насилия в семье – например, знакомые или соседи жертвы – тоже не склонны подключать правоохранителей. По данным исследования «Насилие в отношении женщин в семье», которое в 2016 году провела в Молдове неправительственная организация «La strada», более трети респондентов признались, что не вызовут полицию, узнав о насилии в семье своих знакомых.
Эксперты считают, что нужно не только добиваться работы уже существующих законов, но и принимать новые. Так, давно назрела необходимость закона о фемициде.
До сих пор в Молдове никто не пытался включить в законодательство этот термин.
«Но если такое положение включат в национальное законодательство, а особенно в Уголовный кодекс, то можно будет надлежащим образом наказывать это преступление», – объясняет Вылку.
Согласно отчету «Small Arms Survey», в 2016 году Молдова заняла второе место в Восточной Европе по числу случаев убийства женщин их мужьями или партнерами.
(Без)действие молдавских властей
Главный инспектор Генерального инспектората полиции (ГИП) Инна Кирилюк согласна, что корень проблемы – в стереотипах и предрассудках, связанными с ролью мужчины в устройстве семье.
Но в том, что понятие «фемицид» отсутствует в молдавских законах, Инну не смущает.
«Использование или неиспользование какого-либо термина никак не связано с уровнем преступности», – говорит Кирилюк.
Вадим Виеру, адвокат в Ассоциации «PromoLEX», которая уже много лет следит за проблемой насилия над женщинами, считает, что власти Молдовы не принимают проблему всерьез.
«Фемицид достаточно распространен у нас, в силу наших гендерных стереотипов. Однако власти не очень серьезно его воспринимают, что приводит, однако, к весьма серьезным ситуациям», – отмечает Виеру, подразумевая, безнаказанность и домашнее насилие, которые многие женщины терпят от своих партнеров годами, и которые, в конце концов, часто приводят к смерти.
По мнению адвоката, государство бы показало, что пытается сдвинуться с мертвой точки, если бы внедрило соответствующий закон.
«Было бы целесообразно включить положения в отношении фемицида в национальное законодательство. Так Республика Молдова показала бы, что может адекватно ответить на это явление и предотвратить определенные ситуации. Если эти положения спасут жизнь хотя бы одному человеку, это уже будет шаг вперед», – говорит адвокат.
Но одних законов, какими бы правильными они ни были, недостаточно и необходимо работать над образованием.
С этим согласна активистка Наталья Вылку, которая верит, что ситуацию можно изменить, если убедить общество, что
фемицид можно предотвратить.
«Есть много способов его предотвратить, а наиболее распространенный метод заключается в создании специальных механизмов, которые анализируют совершенные убийства, чтобы предотвратить следующие. Такие комиссии создаются на уровне госучреждений или внутри них. Задача этих групп – рассматривать каждый случай смерти и выявлять пробелы в работе властей и НПО, специализирующихся на помощи жертвам насилия. После обнаружения недостатков они дадут конкретные рекомендации по изменению политики и законодательства в этой сфере», – добавляет Вылку.
Согласно исследованию «Мужчины и равенство полов в Республике Молдова» 2015 года, 90,5% мужчин и 81,5% женщин считают, что для женщины важнее всего домоустройство и приготовление пищи для семьи.
Алёна ЧУРКЭ Фото, видео: Игорь ИОНЕСКУ
Pingback: Фемицид в Восточной Европе: назвать убийства женщин правильным словом | Ziarul de Gardă RUS
Pingback: Фемицид в Восточной Европе: назвать убийства женщин правильным словом
Pingback: Проголосовано в первом чтении: термин фемицид будет введен в молдавское законодательство | Ziarul de Gardă RUS
Pingback: Проголосовано во втором чтении: термин фемицид будет введен в молдавское законодательство | Ziarul de Gardă RUS