С появлением социальных сетей и приложений для обмена сообщениями, в Р. Молдова был запущен и онлайн-рынок наркотиков. Таким образом, говорят власти, наркотики стали намного доступнее, разнообразнее и опаснее, а их оборот намного сложнее контролировать. По их словам, хотя число молодых людей, начинающих употреблять наркотики, вызывает тревогу, в нашей стране нет эффективной борьбы с этим явлением.
Насколько легко можно купить наркотик в Молдове
Чтобы установить, насколько легко можно достать наркотик в Р. Молдова, ZdG провела эксперимент. Мы вошли на страницу одного из десятков виртуальных магазинов наркотиков, выбрали вещество, желаемое количество и удобное место для доставки. Вскоре магазин прислал нам счет электронного кошелька, на который мы перечислили запрашиваемую сумму. Как только продавец наркотиков увидел свои деньги на счете, мы получили географические координаты и фотографию места, где был оставлен препарат, задолго до того, как мы зарегистрировали заказ. Дальше было просто. Мы пошли по указанному адресу и забрали только что купленное вещество. Позже мы уведомили полицию, а наркотик был передан в правоохранительные органы.
Ион Цуркану, глава Управления по борьбе с наркотиками Национального следственного инспектората, утверждает, что сегодня в Республиканском наркологическом диспансере официально состоят на учете более 11 тысяч наркоманов, а неофициально, в Р. Молдова, примерно 80 тысяч потребителей, из которых 50% молодые. Он объясняет, что большое количество молодых потребителей наркотиков связано с развитием онлайн-рынка, который делает наркотические вещества очень доступными. «Полиция борется с последствиями употребления наркотиков, зависимостью… Но эти силы, участвующие в этой борьбе, могут быть неэффективными, потому что сегодня ты поработал, задокументировал, наказал его, но он снова возвращается на улицу и снова совершит преступления, потому что должен удовлетворить свою нужду», – утверждает Ион Цуркану.
Власти Молдовы неэффективно борются с феноменом наркотиков
Глава Управления по борьбе с наркотиками считает, что в настоящее время власти Р. Молдова не ведут эффективную борьбу с феноменом наркотиков, и считает, что очень важно разработать механизм предотвращения употребления наркотиков, начиная с образовательных учреждений. «Профилактические мероприятия, мероприятия по сокращению спроса, то есть те, кто потребляет, должны быть своевременно проинформированы и реабилитированы. В то же время борьба со спросом должна быть гораздо более ожесточенной. Предложение наркотиков будет существовать до тех пор, пока существует спрос, и полиция будет бороться с незаконным оборотом наркотиков, если потребителям нужны наркотики, но если больше усилий и времени будет уделено сокращению спроса на наркотики, тогда этот феномен можно будет нейтрализовать», – утверждает он.
Отсутствуют меры, альтернативные осуждению лиц, зависимых от наркотиков
Как Ион Цуркану, так и Руслан Поверга, директор Общественного объединения «Inițiativa Pozitivă», считают, что еще одной проблемой является тот факт, что в Р. Молдова потребители наркотиков воспринимаются как преступники, а не как люди, которые нуждаются в помощи. В возрасте 15 лет Руслан впервые попробовал наркотики и в течение многих лет был активным потребителем. После того, как ему поставили диагноз ВИЧ, Руслан изо всех сил сопротивлялся зависимости от наркотиков. Сегодня, спустя 22 года, Руслан Поверга возглавляет ассоциацию, которая помогает потребителям наркотиков преодолеть зависимость и оказывает поддержку людам с диагнозом ВИЧ. Он утверждает, что одной из основных причин неэффективной борьбы с наркотиками является то, что в Р. Молдова нет мер, альтернативных осуждению, таких, чтобы человеку, зависимому от наркотических веществ, была предложена программа реабилитации вместо осуждения к лишению свободы. «Пока этот механизм у нас не работает. Это функционально только в отдельных случаях, построенных на человеческом факторе. В исключительных случаях полиция ведет себя по-человечески, понимает, в чем проблема, и использует различные механизмы, чтобы помочь употребляющему наркотики, дать ему возможность изменить свою жизнь. К сожалению, однако, это не системный подход», – объясняет Руслан Поверга.
Руслан утверждает, что государство неэффективно борется с проблемой употребления наркотиков. «Нет стабильных программ, которые бы поддерживались государством и влияли бы на профилактику молодежи, употребляющей наркотики». Он также заявляет, что наркологический учет неэффективен в Р. Молдова, медицинская помощь в таких случаях имеет советский подход, а 52% тех, кто понес наказание в пенитенциарной системе за преступления, связанные с наркотиками, вернулись в тюрьму. «Мы не можем быть настолько наивными, чтобы верить в то, что потребитель наркотиков останется в больнице на 15 дней, очистит свою кровь и выйдет невинным ангелом. Это не может быть правдой. Степень эффективности лечения составляет около 2%. Наркотическая зависимость затрагивает все аспекты жизни, поэтому нужен комплексный подход, реабилитация, но у нас этого нет», – констатирует он.
Наш собеседник считает, что важным шагом в борьбе с наркоманией является изменение документа, регулирующего дозы минимально допустимых наркотических веществ, а на национальном уровне Р. Молдова нуждается в эффективной антинаркотической стратегии. «Любая национальная антинаркотическая стратегия должна быть ориентирована на поддающиеся измерению результаты и профинансирована, и должны быть определены субъекты или лица, ответственные за определенные сегменты. Вот такая стратегия, которая сейчас находится в процессе подтверждения, в большей степени выглядит, как рабочий документ, потому что раньше это были только планы и намерения», – говорит Поверга.
Насколько опасны «притоны» потребителей наркотиков
Что касается «гнезд» употребляющих наркотики, Руслан Поверга говорит, что они представляют повышенную опасность как для тех, кто является их частью, так и для окружающей среды. «Мы можем представить, что кто-то в этой квартире заболел туберкулезом. Со временем туберкулез распространится по воздуху, и все, кто там живет, скорее всего, заболеют. Поэтому проблема должна решаться в комплексе. Должны быть вовлечены: полиция, социальная помощь, организации, которые специализируются на подобном. Людям нужно помогать преодолевать проблемы. А те, кто вовлечен в решение этой проблемы, должны руководствоваться, в первую очередь, простым принципом, что он просто-напросто человек, и только после этого он человек, употребляющий наркотики, человек, который создает проблемы для окружающих и тому подобное», – объясняет Поверга.
Он утверждает, что существование «гнезда» потребителей наркотиков сигнализирует о «проекции выраженной зависимости». Руслан объясняет, что мир тех, кто попадает в сети такого окружения, становится очень узким, а попытки вернуться к нормальной жизни безуспешны. «Мой мир постепенно сужается и становится все более узким. Все интересы и возможности, которые у меня были вчера, сегодня отсутствуют. Круг людей, с которыми я взаимодействовал, сужается, и в какой-то момент все становится слишком узким. Остается несколько людей, которые, как и я, употребляют наркотики, и вместе мы преследуем одну и ту же цель: найти «дозу», принять наркотики и по возможности не умереть и не попасть в тюрьму. Настолько узко. И когда ты находишься в таком узком мире, другие реалии человеческой жизни становятся слишком виртуальными для меня, я уже не знаю, как всем этим пользоваться. Как следствие, выбраться достаточно сложно, потому что даже если я пытаюсь связаться с реальным миром, я чувствую себя чужаком. Даже если бы я захотел вернуться к нормальной жизни, самое страшное, что мир больше не принял бы меня», – рассказывает Руслан.
После 22 лет зависимости от наркотиков
Александру Биату 36 лет. Он впервые попробовал наркотики всего лишь в 12 лет. В течение 22 лет он был зависимым от наркотиков. В течение этого периода его пять раз приговаривали к тюремному заключению за различные преступления, связанные с употреблением наркотиков. «Пока я был закрыт, я систематически употреблял наркотические вещества. Со мной случалось, что я и из тюрьмы выходил зависимым», – рассказывает мужчина.
Жизнь Александра радикально изменилась после того, как в пенитенциарном учреждении, где он должен был отбывать последнее наказание, было открыто терапевтическое сообщество для заключенных-потребителей наркотиков, и он записался в эти группы. Так началась его реабилитация. «Я так устал…15 лет я был закрыт. Постоянно: тюрьма, наркотики, друзья отвернулись от меня, знакомые считают тебя наркоманом, никто не доверяет тебе, даже твои родители. Я потеряла свою маму, которая хотела видеть меня нормальным человеком, но она знала меня как не очень хорошего сына. У меня есть дети, детям я ничего не дал», – обеспокоенно рассказывает Александр.
Мужчина говорит, что когда он участвовал в группах, организованных «Inițiativa pozitivă», он впервые начал думать о своих эмоциях и чувствах, которые до этого он атрофировал употреблением наркотиков. «Там я увидел таких людей, как и я, которые побороли зависимость, были закрыты и объяснили все на доступном мне языке, что я должен быть честным с самим собой и оценивать свое прошлое в одиночку. Тогда я захотел что-то изменить», – вспоминает он.
Сегодня Александр работает в пенитенциаре в качестве консультанта. Он оказывает психосоциальную помощь наркоманам, осужденным за различные преступления. «Я буду честен, это очень необычно, но мне это нравится. Ни за что в мире я бы не поменял свою нынешнюю жизнь на мое прошлое. Я учусь получать удовольствие от других вещей», – говорит мужчина, улыбаясь.
Даниела КАЛМЫШ