Николай Китороагэ, бывший начальник Прокуратуры по борьбе с организованной преступностью и особым делам, обвиняемый в незаконном обогащении, провел последнее время за решеткой в изоляторе Национального центра по борьбе с коррупцией. Антикоррупционные прокуроры, которые отреагировали на журналистское расследование, утверждают, что Китороагэ якобы скрытно управлял одной из организаций с ограниченной ответственностью (ООО), которая владела десятками гектаров земли, озером и несколькими строениями в трех селах Унгенского района. Компания зарегистрирована на его брата и посаженого отца.
Антикоррупционная прокуратура (АП) сообщает в пресс-релизе, что провела в четверг, 21 ноября 2019 года, обыски на дому у бывшего начальника Прокуратуры по борьбе с организованной преступностью и особым делам (ПБОПОД), а так же в домах еще троих человек, фигурирующих в уголовном деле, заведенном по факту незаконного обогащения. Первоначально Китороагэ задержали на 72 часа, а затем прокуроры запросили ордер на его арест на 30 суток. В субботу, 23 ноября, судья Мария Тертя частично удовлетворила ходатайство прокурора Виктора Фуртунэ и выдала ордер на арест Николая Китороагэ на 15 суток. Вместе с Китороагэ за решеткой оказался и его посаженый отец Тудор Бодруг, который был одним из учредителей, а также администратором указанной в уголовном деле компании.
Уголовное дело, возбужденное на основании информации из журналистского расследования
Уголовное дело, которое касается бывшего главы ПБОПОД, было возбуждено после того, как антикоррупционные прокуроры уведомили о своей реакции на публикацию портала anticoruptie.md, управляемого Центром журналистских расследований, расследования, в котором отмечалось, что фирма «La Ichel», основанная Тудором Бодругом, посаженым отцом Николая Китороагэ, а также братом прокурора Михаилом Китороагэ, владеет рыбоводческим бизнесом на территории села Нэпэдень Унгенского района.
«Бизнес состоит из рыбоводческого хозяйства, которое включает водоем площадью в 19 гектаров, озеро поменьше и два водоема для выращивания мальков. Рыбоводческое хозяйство расположено в живописном месте на опушке леса, на территории села Нэпэдень, в четырех километрах от села Куртоая, родного села Николая Китороагэ. Жители села Нэпэдень легко проведут вас к рыбоводческой ферме и скажут, что она принадлежит прокурору Китороагэ, которого часто видели там», – писали журналисты.
АП: «По словам свидетелей, за этим бизнесом стоит прокурор Николай Китороагэ»
Сотрудники Антикоррупционной прокуратуры продолжили следственные действия и впоследствии объявили, что водоем имеет площадь около 37 гектаров и что, «по словам свидетелей, за этим бизнесом якобы стоит прокурор Николай Китороагэ».
«В ходе уголовного процесса было установлено, что посаженый отец подозреваемого, а также принадлежащая ему фирма стали владельцами нескольких земельных участков вблизи водоема, причем некоторых из них при сомнительных обстоятельствах. В сентябре 2018 года коммерческая компания стала владельцем участка земли сельскохозяйственного назначения площадью более 8,8 га в одном из сел Унгенского района. Год спустя та же фирма становится владельцем строения в 6800 кв. м. и пяти сельскохозяйственных угодий площадью более 42 га в другом населенном пункте того же района. 2 мая 2019 года компания приобрела другой участок земли сельскохозяйственного назначения, площадью в 0,25 га, расположенного в третьем населенном пункте Унгенского района, на котором находятся агропромышленные сооружения площадью более 300 квадратных метров, оцениваемые более чем в 200 тыс. леев. За 2016-2018 годы на одном из вышеупомянутых участков была построена вилла площадью 551,4 кв. м., стоимость которой была оценена в 2,88 млн. леев. Кроме того, указанная вилла была подключена к электричеству, балансовая стоимость чего составляет 897,1 тыс. леев», – сообщили прокуроры.
Они также сослались и на декларации об имуществе и интересах прокурора Китороагэ, отметив, что на протяжении 2012-2018 годов его семья получила доход в размере 1,99 млн. леев. «Следовательно, стоимость имущества, приобретенного в период с 2014 года по настоящее время, превышает примерно на 1,7 млн. леев, без учета рыночной стоимости имущества, легальные доходы, указанные в декларациях об имуществе и личных интересах», – уточняли представители AП.
Адвокат: «Это имущество, которое он накопил совместно с двоюродным братом»
Я спросил прокурора Виктора Фуртунэ, который ведет уголовное дело в отношении Николая Китороагэ, есть ли в деле доказательства, свидетельствующие о том, что Тудор Бодруг и Михаил Китороагэ не позволили бы себе из официально заявленных доходов в последние годы сделать приписанные Николаю Китороагэ приобретения. «Я не могу дать вам такую информацию. Это принцип презумпции невиновности. Еще не все люди были заслушаны. Считаю, что информации в пресс-релизе достаточно. Г-н Бодруг и г-н Китороагэ имеют статус обвиняемых. Об остальных людях мы не можем сказать вам, каков их статус и что будет дальше. Свою вину они не признают», – уточнил Виктор Фуртунэ. Хотя суд постановил, чтобы оба были доставлены в Пенитенциарное учреждение 13, по требованию прокуроров они остались в изоляторе Национального центра по борьбе с коррупцией.
Адвокат Николая Китороагэ Юрий Табарча, он же и один из адвокатов судей Иона Друцэ и Олега Стерниоалэ, проходящие по другим инициированным в этот период делам, не ответил на звонки сотрудников периодического издания ZdG. А вот адвокат Тудора Бодруга Вадим Олту утверждает, что его клиент настаивает на своей невиновности.
«Он отстаивает свою невиновность, а мы попытаемся это доказать. Это его компания (La Ichel, прим. ред.). Он очень давно владеет компанией совместно с одним из своих двоюродных братьев. Как распределяют, что делают – это их дело, а далее орган уголовного преследования выявит и установит, что тут что-то другое, чем ему вменяют в вину. Он категорически настаивает на своей невиновности. Человек накопил свое состояние в течение очень многих лет. Он пенсионер, но всю жизнь работал. Оба управляли компанией. Он один из партнеров. Они уже давно владеют этой компанией. Согласно заявлениям г-на Бодруга, Николай Китороагэ не имеет никакого отношения к этому имуществу. Это имущество, которое он накопил совместно с одним из своих двоюродных братьев, как это указано и в документах», – отметил Олту в ответ на запрос ZdG.
Мария Артемова, примар села Нэпэдень, на территории которого находятся несколько земельных участков и водоем, приписываемые прокурорами как принадлежащие Николаю Китороагэ. «Я его видела (Николая Китороагэ, прим. ред.) только по телевизору. В реальной жизни я никогда не видела его. Он никогда не обращался с какой-либо просьбой, и не звонил. Я даже не знаю его голоса. Фирмой управлял г-н Тудор Бодруг, уроженец села Куртоая. У компании не так уж и много имущества у нас, взятое в аренду озеро, а также приобретенные несколько участков земли. Больше ничего нет».
Кем являются задействованные в уголовном деле лица
Компания «La Ichel» была основана в 2006 году. Ее социальный капитал составляет 687 тыс. леев, а данные Агентства общественных услуг показывают, что доля Тудора Бодруга составляет 25,16%, а доля Михаила Китороагэ – 74,83%. Компания задекларировала работу в области рыбоводства, а также в различных видах торговли и ресторанной деятельности. Юридический адрес фирмы – дом семьи Бодруг в Стэучень.
Тудор Бодруг (65 лет) – посаженый отец прокурора Николая Китороагэ и кузен братьев Китороагэ. Он живет в доме на земле в Стэучень мун. Кишинев. Тудор Бодруг – уроженец села Куртоая, как и братья Китороагэ.
Михаил Китороагэ (59 лет) – брат прокурора Николая Китороагэ. Проживает в квартире в Кишиневе. Помимо того, что является основателем компании «La Ichel», он также владеет индивидуальной компанией, названной его именем.
Николай Китороагэ является прокурором с 90-х годов, а после основания Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, нынешнего Национального центра по борьбе с коррупцией, был главой Управления уголовного преследования этого учреждения. Он занимал ряд важных должностей в Генеральной прокуратуре, а с 2016 года по июнь 2019 года возглавлял ПБОПОД. Представители Генеральной прокуратуры ранее утверждали, что на самом деле именно Китороагэ фактически руководил Генеральной прокуратурой в последние годы. Он подал в отставку с руководящего поста в ПБОПОД в июне после смены власти и ушел в отпуск до февраля 2020 года. В декларации об имуществе и личных интересах за 2018 год Китороагэ указал квартиру площадью в 144 кв. метров, о которой периодическое издание ZdG узнало, что она находится в секторе Ботаника столицы, и долевую часть в другом жилище площадью в 53 кв. метров. Китороагэ задекларировал один автомобиль марки Toyota, которым владеет с 2007 года, c года его изготовления.
Виктор МОШНЯГ
Pingback: Дело экс-начальника ПБОПОД: «Он пенсионер, но всю жизнь работал» | Pages.md
Pingback: Бывший глава Прокуратуры по борьбе с организованной преступностью и особым делам освобожден из-под ареста | Ziarul de Gardă RUS