20 сентября 2019 года. Олег Прутяну, по прозвищу «Борман», освобожден из-под ареста спустя почти два года. Однако у двери пенитенциара он снова задержан, по другому уголовному делу, открытому за торговлю наркотиками в Российской Федерации и переданному в правоохранительные органы Республики Молдова для осуществления уголовного преследования.
В то время как адвокат, она же – теща Олега Прутяну, заявляет для прессы, что его задержали для того, чтобы заставить его дать показания против Владимира Плахотнюка, представители правоохранительных органов в Кишиневе отмечают, что расследование в отношении «Бормана» ведется в рамках того же дела, по которому статус обвиняемых уже получили Владимир Плахотнюк и Константин Цуцу. Тем не менее, уголовные дела, по которым проходят два бывших депутата, пока НЕ достигли Молдову, несмотря на информацию, распространяемую прессой в последние недели.
20 сентября 2019 года, в день, когда Олег Прутяну, по прозвищу «Борман», был освобожден из-под ареста и снова задержан по другому делу, его адвокат и теща Алла Раевская заявила журналистке телеканалов, принадлежащих Владимиру Плахотнюку, что ее зять был задержан, чтобы на него было оказано давление, и чтобы он дал показания против бывшего депутата и лидера Демократической партии Молдовы. Прутяну тоже, в течение нескольких минуты свободы, сказал журналистам, что его просят дать показания против кого-то, но без указания имен. «Мне угрожали, что меня ликвидируют. Жена и семья также будут арестованы, если я сейчас назову имена», – сказал Прутяну журналистам. Дело обострилось после того, как Алла Раевская провела пресс-конференцию, на которой она обвинила правоохранительные органы в фабрикации уголовных дел в отношении Олега Прутяну. В то же время она отметила, что новое уголовное дело, по которому проходит ее зять, основано на обвинениях, которые уже были предъявлены ему в рамках других уголовных дел. В свою очередь, Прокуратура по борьбе с организованной преступностью и особым делам (ПБОПОД) отреагировала, отметив, что обвинения являются необоснованными.
Прокурор о новом деле в отношении «Бормана»
Лилиан Бакалым, прокурор ПДОПОД, в ведении которого первоначально находилось новое уголовное дело, по которому проходит Олег Прутяну, заявил для ZdG, что обвинения, выдвинутые прокурорам, не соответствуют действительности. Он утверждает, что дело в отношении Прутяну было открыто в Российской Федерации, и правоохранительные органы оттуда ведут уголовное дело, по которому проходят лица из целого ряда стран. «Это международная операция, которая называется «Пиренейский излом». В этой операции участвуют полицейские из Португалии, Испании, Российской Федерации и, вероятно, теперь присоединятся и из других стран Европейского Союза, стран, через которые проходили наркотики. Морским путем они поступали из Марокко в Испанию, откуда их упаковывали в Российскую Федерацию. Большая часть этих наркотиков приобреталась и отправлялась в Российскую Федерацию преступной организацией «Бормана». Это информация, поступившая к нам из Российской Федерации. Из большого уголовного дела, находящегося в ведении россиян, они объявили в розыск Олега Прутяну. Поскольку он был арестован в Молдове, и, согласно Конституции, наша страна не выдает своих граждан, Российская Федерация изъяла из основного дела дело в отношении Прутяну и отправила его в Молдову для расследования здесь. После того, как эти материалы были получены – более 100 томов – генеральный прокурор постановлением распорядился о принятии уголовного преследования. Соответственно, в сентябре он был задержан и арестован на основании доказательств из дел с территории Российской Федерации», – уточнил Бакалым.
«В июне 2018 года в отношении Олега Прутяну в суд было направлено уголовное дело за контрабанду наркотиков, контрабанду денег, отмывание денег, незаконный оборот наркотиков и создание преступной организации, и управление ею. На данный момент дело рассматривается в Кишиневском суде, в офисе Центр. Там есть и другие эпизоды, которые ему инкриминируются. Другие количества, другие лица, другие маршруты. В материалах из Российской Федерации кое-что другое. Это не те же эпизоды. В первый раз, когда дело пришло из Российской Федерации, было вынесено постановление о принятии уголовного преследования. Впоследствии осуществлялись действия по уголовному преследованию, обыски, действия, продиктованные материалами, поступившими из Российской Федерации. После осуществления действий по уголовному преследованию был сделан вывод о необходимости его задержания», – утверждает Бакалым.
Цуцу и Плахотнюк обвиняются в России по одному и тому же делу. Материалы НЕ были переданы в Республику Молдова
В июне 2019 года Следственное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации объявило, что по уголовному делу о незаконном обороте наркотиков Владимира Плахотнюка и Константина Цуцу в их отсутствие обвиняют в том, что они с помощью «преступной организации», созданной в июне-августе 2012 года, во главе с Олегом Прутяну и другими лицами из Республики Молдова и Королевства Испания.
Российское министерство утверждает, что в ходе расследований было установлено, что бывший председатель ДПМ Влад Плахотнюк, «имея возможность оказывать влияние на политическую ситуацию в государстве и органы государственной власти, воздействуя на людей, которые выступали против него и в целях личного обогащения, вступил в соучастие с лидерами преступных группировок Республики Молдова, которые находились на верхушке криминальной иерархии», – говорится в пресс-релизе. «По имеющейся у нас информации, не позднее 2012 года Плахотнюк стал одним из лидеров транснационального наркосиндиката и покрывал всех, кто в него входил. (…) Сферу контролировал молдавский спортсмен Константин Цуцу, его доверенное лицо», – отмечало в пресс-релизе МВД России.
В последние недели в кишиневской прессе появилась информация о том, что вместе с материалами из дела Олега Прутяну в Молдове попали и материалы, касающиеся Константина Цуцу и Владимира Плахотнюка, поступили бы в Республику Молдова. Однако информация не подтвердилась. «Когда впервые появились материалы, видимо, имен этих лиц (Константина Цуцу и Владимира Плахотнюка, прим. ред.) не было. Впоследствии поступили и другие материалы. Там могли фигурировать их имена, но я не могу ничего утверждать или отрицать, потому что дело больше не у меня. Дело было передано другой группе уголовного преследования», – уточнил прокурор Лилиан Бакалым. В свою очередь, прокурор Сергей Рошу, который в настоящее время руководит уголовным преследованием по делу Олега Прутяну, отметил, что официально власти Кишинева не получили информации по делу о Цуцу и Плахотнюке.
«Я, исходя из того, что знаю и видел в прессе, в отношении этих двух лиц ведется расследование, и их обвиняют в России по одному и тому же делу, но нам материалы касательно их действий переданы не были». К нам поступили только материалы Олега Прутяну. В материалах в отношении Олега Прутяну, переданных нам, я не могу сообщить вам, фигурируют ли эти имена или нет, потому что уголовное преследование еще не завершено. Но, по сути, уголовное преследование было принято только по Прутяну и еще одному лицу. У нас пока нет официальной информации о причастности этих двух лиц (Константина Цуцу и Владимир Плахотнюк, прим. ред.) к уголовному делу из России. Я недавно получил дело. Оно очень объемное. Принятие уголовного преследования по делу „Бормана” было произведено в феврале», – отметил Рошу.
Виктор МОШНЯГ / ZDG