На нескольких гектарах около станции очистки сточных вод в Кишиневе хранится более 700 тысяч кубометров ила, собранных здесь за последние 12 лет. Именно он является одним из источников неприятного запаха, укоренившегося в Кишиневе в течение последнего месяца. Зловоние не только вызвало возмущение жителей, но и выдвинуло на первый план проблемы с эффектами «часовой бомбы», которые власти замалчивали годами, потому что в основе был бизнес-интерес. Одной из них является несоблюдение экономическими агентами законной обязанности по очистке сточных вод, которые они сбрасывают в канализационную систему. В результате, на протяжении нескольких дней вода в реке Бык в том месте, где она выходит из станции очистки, является белой, и власти не могут определить источник ее пигментации.
Неприятный запах, который сохраняется в Кишиневе, и загрязнение реки Бык стали предметом расследования полиции, Генеральной прокуратуры (ГП) и Службы информации и безопасности (СИБ). ГП инициировала два уголовных процесса для комплексного выяснения обстоятельств, установления личности виновных и возможного возмещения причиненного ущерба, а Министерство внутренних дел распорядилось о проведении незапланированных проверок в ответственных государственных учреждениях и на частных предприятиях для проверки степени их соответствия законодательству в области защиты окружающей среды. Тем временем Правительство просит Министерство сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды определить источники кредитования для экономических агентов-производителей, чтобы они могли закупать и устанавливать свои собственные очистные сооружения.
Две отдельные проблемы: запах и белый цвет воды
Несмотря на то, что проблема загрязнения реки Бык и тайных сбросов сточных вод в канализационную систему экономическими агентами в Кишиневе является старой, «маринованной» муниципальными властями и всеми правительствами, она всплывает в центре внимания общественности только тогда, когда Кишинев наводняет неприятный запах. Общественное возмущение на этот раз также было подпитано появлением в прессе изображений с места, где очищенная вода сбрасывается в реку Бык: вода белого цвета. Представители АО «Apă-Canal Chișinău» заверяют, что белый пигмент не вызван существующими проблемами, а связаны с функционированием станции очистки, и что он не имеет никакого отношения к неприятному запаху, распространяющемуся по городу ранним утром.
«Неожиданный» визит на очистные сооружения
Станция очистки сточных вод (СОСВ) в Кишиневе работает уже 54 года и является бытово-фекалоидной, то есть не оснащена необходимым оборудованием для очистки промышленных сточных вод и, очевидно, не приспособлена для повышенного уровня концентрации веществ, загрязняющих окружающую среду. Это происходит, когда, например, в Европе срок эксплуатации очистных сооружений составляет 35 лет.
В настоящее время станция находится в процессе реабилитации на основе кредитов ЕБРР, ЕИБ и инвестиционного гранта, предоставленного ЕС. Соответственно, объясняет Аркадий Руснак, глава Департамента обеспечения и контроля качества в составе АО «Apă-Canal Chișinău», 50% установок находятся в ремонте и строительстве, так что станция работает в принудительном режиме.
В то же время глава Станции очистки Александр Вишневский дает заверения, что системы работают в полном технологическом режиме: механическая очистка, биологическая очистка, обработка ила с помощью центрифуг, только вот удвоилось значение взвешенного вещества, составляющее 50 мг/л показателей органического загрязнения.
«Это не смертельное количество для реки Бык, это не смертельное количество, чтобы убить реку Бык», – утверждает Александр Вишневский, глава Станции очистки сточных вод, который уточняет, что в процессе реабилитации находятся четыре первичных и три вторичных декантера, строится здание пропуска, фильтр для очистки воды от песка и здание обработки ила. Работы будут завершены к концу следующего года.
НЕЛЕГАЛЬНЫЕ сбросы компании «Zernoff»?
Глава Департамента обеспечения и контроля качества АО «Apă-Canal Chișinău» объясняет, что частичная функциональность установок не является причиной пигментации воды в точке сброса, и иллюстрирует это, представляя пробы воды, собранные во вторичном декантере.
Причиной, по его предположению, являются недавние тайные сбросы компании «Zernoff», которая производит этанол. Аркадий Руснак признает, что в последние дни на территории станции очистки сохранялся сильный запах алкоголя. Он утверждает, что за последние месяцы это второй случай, когда данная компания незаконно сбрасывала сточные воды. На вопрос о том, каковы были действия АО «Apă-Canal Chișinău» по этому случаю, он не дал точного ответа. Другое предположение ответственного лица заключается в том, что белый пигмент генерируется окисляющимся водородом.
«Мы думали, что ночью температура воды понизится, и он исчезнет. У существующей микрофлоры и серобактерий есть определенные условия: если вода слишком горячая, они размножаются сильнее. Мы надеемся, что погода станет прохладнее, и будет дождь, и их количество уменьшится, и приумножится микрофлора, которая должна быть в бассейнах аэрации », – заявил глава департамента АО «Apă-Canal Chișinău».
В настоящее время, утверждает Аркадий Руснак, пробы воды переданы в лабораторию Академии наук, которая должна определить источник белого пигмента.
Обсуждение этой темы в контексте появления в прессе информации о том, что три тонны рыбьих голов попали через канализационную систему на решетки Станции очистки, где отсеивается твердое вещество, привела к мониторингу со стороны контрольных органов деятельности экономических агентов в Кишиневе.
Ответственное лицо из АО «Apă-Canal Chișinău» утверждает, что у учреждения нет списка экономических агентов, располагающих работающими станциями очистки, и не может предоставить информацию о юридических лицах, которые подписали договоры с АО «Apă-Canal Chișinău» на предварительную очистку сточных вод. Глава пресс-службы АО «Apă-Canal Chișinău» Надежда Фотеску заявила, что информация о наименованиях экономических агентов и суммах, которые они платят муниципальному предприятию, являются персональными данными.
Мы отправили запрос на получение информации в учреждение, чтобы выяснить, по крайней мере, сточные воды скольких компаний АО «Apă-Canal Chișinău» обязалось очистить, и какую общую сумму они заплатили в бюджет предприятия.
Министерство сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды не имеет точного объяснения
Вопрос отсутствия контроля над соблюдением «Положения о требованиях к сбору, очистке и сбросу сточных вод в канализационную систему и/или в приемники для городских и сельских населенных пунктов» также обсуждался на заседании Правительства 4 сентября. Отчет поступил от государственного секретаря Министерства сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды Юлианы Кантараджиу, которая не предоставила, однако, точных объяснений относительно учреждений, непосредственно отвечающих за соблюдение законодательства.
«Станция не может должным образом очищать сточные воды, поскольку они достигают предельно допустимых концентраций, превышающих норму, установленную законом. Это происходило годами, потому что не соблюдается Постановление Правительства, которое вводит в действие статью о требованиях к сбору и сбросу воды. Соответственно, было признано, что природоохранное законодательство не было исполнено, а экономические агенты не построили станции предварительной очистки сточных вод», – заявила Юлиана Кантаранджиу.
Ил – дурно пахнущая проблема
Еще одна проблема, упущенная из виду властями, и решение которой также не обязательно обусловлено реабилитацией станции, – это ил, хранящийся в течение 12 лет, который каждый год создает неприятный запах в столице и в пригороде.
«Ил годами хранится на территории станции, и мы должны сразу же сказать, чтобы не вводить в заблуждение горожан и соответствующие органы, что этот ил необходимо обезвоживать и использовать или вывозить на поля в качестве органического удобрения или вывозить и запечатывать. Нам не нужно перемещать его из одной ямы в другую, после чего запах устраняется, распространяясь по ветру. Вечером, когда ветра нет, или утром, когда ветер прекращается на полчаса, час, а затем в каком направлении он начинается, людям, находящимся на пути ветра, нет счастья. (…) Это вопрос государства, города. Государство должно думать о том, что делать с отходами, со всем этим мучением. Мы говорим о иле, а что делать с этими складируемыми геотрубками? Куда их везти?», – объясняет Аркадий Руснак, уточняющий, что в 2010 году геотрубки были приобретены как мгновенное решение, которое превратилось в долгосрочную проблему без решений.
За 12 лет 700 тысяч кубометров ила было собрано на полигонах станции очистки, представляющих собой огромные ямы без покрытия, вокруг которых сохраняется интенсивный неприятный запах. Это количество эквивалентно более чем половине годового количества мусора, вывозимого из Кишинева и пригородов.
Все власти знали о проблеме складирования ила. Одно время его доставляли на поля Академии наук в качестве удобрения для технических культур, но поскольку ил плохого качества, пока оборудование станции не обеспечивает полное удаление песка, фермеры отказываются его использовать.
Сегодня, говорит представитель АО «Apă-Canal Chișinău», власти молятся о дождях, чтобы уменьшить запах и возмущение жителей, а Правительство собирает информацию для разработки руководства по использованию ила.
Марина ЧОБАНУ
Pingback: ZdG получила семь наград в рамках ежегодного внутреннего конкурса Ассоциации независимой прессы | Ziarul de Gardă RUS