Трудности, с которыми столкнулся бывший премьер-министр Республики Молдова Владимир Филат во время своего пребывания в течение трех лет и девяти месяцев в Пенитенциаре № 13 в Кишиневе «превысили неизбежный уровень страданий, свойственных заключению, и достиг порога жестокости вопреки ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека (ЕКПЧ)». Так Кишиневский суд аргументирует определение от 30 июля 2019 года, в соответствии с которым девятилетний срок тюремного заключения бывшего премьер-министра Владимира Филата был сокращен на 682 дня.
30 июля 2019 г. Кишиневский районный вынес определение, в котором установил, что Владимир Филат содержался в «бесчеловечных и унижающих достоинство условиях» в период с 23 октября 2015 г. по 30 июля 2019 г., и компенсировал этот ущерб, сократив тюремное заключение на 682 дня. Соответственно, срок заключения бывшего премьер-министра, которому все еще предстоит отбывать наказание в течение пяти лет и двух месяцев, был сокращен на один год и десять месяцев.
В жалобе, поданной в суд 26 апреля 2019 года, адвокаты Владимира Филата подробно описали условия содержания бывшего премьер-министра в Пенитенциаре № 13 в Кишиневе.
По словам адвокатов, в Пенитенциар № 13 Филат прибыл 23 октября 2015 года, после недели содержания под стражей, в течение которой он находился в изоляторе НЦБК. До 3 ноября 2015 года Филат находился в камере, ранее предназначенной для посещений, и не приспособленной к условиям содержания под предварительным арестом.
Впоследствии его перевели в камеру площадью 8,2 кв.м., предназначенную для содержания двух человек, но в которую, в действительности, были помещены три человека. Через три дня, после неоднократных просьб адвоката Филата, третье лицо было переведено.
«Помимо того, что в камере часто курили, ***** не был курящим, и не было соответствующей вентиляции, сама камера была в антисанитарном состоянии, со следами сырости на стенах». Стол и непосредственно место, где подавали еду, находились рядом с санитарной группой, что противоречит правилам гигиены. Ввиду несоответствующего качества предлагаемой еды, г-н ***** вынужден был питаться исключительно едой, доставленной через передачи, приносимые родственниками.По просьбе родственников и адвокатов передать продукты питания для г-на *****, еженедельно принималась одна передача. В камере № 127 были насекомые, переносчики паразитов и инфекционных заболеваний, она являлась настоящим очагом инфекции. Кроме того, в камере был неприятный, тяжелый и резкий запах, который вызывал чувство постоянного дискомфорта и постоянные головные боли. Помимо бесчеловечных условий, в которых он должен был находиться почти весь день, за исключением прогулки во дворе пенитенциара, которая продолжалась всего один час в день, его запугивали другие заключенные учреждения, к чему администрация Пенитенциара № 13 проявляла терпимость.В частности, другие заключенные учреждения, когда они пошли в душ, использовали запугивание уничижительными и унизительными заявлениями, со ссылкой на тот факт, что ***** занимал должность премьер-министра и депутата в Парламенте Республики Молдова. В течение этого периода г-н ***** получил множество писем от других заключенных, в которых содержались угрозы физической расправы. Такое положение дел заставило его опасаться за свою жизнь и безопасность, в этом контексте он потребовал нотариуса для составления завещания», – отмечается в мотивированном определении со ссылкой на жалобу адвокатов. Защитники также отметили, что бывший премьер-министр попросил выполнить ряд ремонтных работ на собственные средства.
Месяц спустя с тех пор, как он попал в Пенитенциар № 13, Владимир Филат был переведен в третью камеру. По словам адвокатов, в связи с отключением электроэнергии бывший премьер-министр был переведен в подвал тюрьмы, в камеру, условия которой были схожими с условиями карцера, и куда адвокатам было отказано в доступе. В жалобе адвокатов отмечается, что она находилась в той же секции пенитенциарного учреждения, где они были помещены вместе с лицами, в отношении которых велось расследование за преступления с применением насилия.
«Под предлогом ряда мер безопасности в отношении г-на *****, в частности в качестве «содержащегося под особым надзором», сквозь призму многократных перемещений, периодов изоляции и систематических телесных обысков, а также других условий содержания под стражей в совокупности (грязное и ветхое место, недостаточное количество света для чтения или письма) – это условия, несовместимые с уважением человеческого достоинства и представляют собой унижающее достоинство обращение или ситуации, которые могут превысить неизбежный уровень страдания, свойственный содержанию под стражей.Отношение администрации пенитенциарного учреждения к подверганию ***** бесчеловечному и унижающему достоинство обращению в период, когда он находился под предварительным арестом, к множественным перемещениям из камеры в камеру под разными предлогами, по сути, преследовало одну единственную цель: унизить ***** и вызвать у него состояние тревожности, стресс и моральную дестабилизацию при рассмотрении его дела в судебной инстанции. Учитывая бесчеловечное и унижающее достоинство обращение, которому постоянно подвергался ***** в Пенитенциаре № 13, 30 ноября 2015 года он объявил голодовку в знак протеста против действий, предпринятых администрацией Пенитенциара № 13», – уточняется в определеннии Кишиневского суда от 30 июля 2019 года.
Во время голодовки Владимир Филат был переведен в другую камеру, которая, однако, также находилась в «плачевном, грязном состоянии, с высоким уровнем влажности, а на стенах камеры можно было наблюдать пятна плесени; было недостаточно света для чтения или письма».
«В камере не было питьевой воды, тепла и отсутствовал отдельный туалет, – условия, которые несовместимы с уважением человеческого достоинства и представляют собой унижающие достоинство виды обращения или ситуации, которые превышают неизбежный уровень страданий, свойственных заключению, в том числе во время голодовки», – указывается в жалобе адвокатов Владимира Филата.
Адвокаты обосновывают соответствующие жалобы на условиях содержания под стражей отчетами омбудсмена, которые обязывали администрацию тюрьмы принять срочные меры для улучшения условий или прекратить свою деятельность.
27 февраля 2016 года бывший премьер-министр оказался в другой камере. На этот раз его поместили в камеру с осужденным, у которого был диагностирован хронический бронхит, посттуберкулезные осложнения, и в отношении него велось расследование за сексуальные преступления (педофилию).
Адвокаты заявили, что они просили о переводе подсудимого, но не получили никакого ответа от Департамента пенитенциарных учреждений, соответственно, они обратились в Прокуратуру мун. Кишинева, где попросили расследовать условия содержания под стражей и проверить исполнение определения Кишиневского суда, в соответствии с которым Пенитенциар был обязан обеспечить Владимиру Филату доступ к врачу из Республиканской клинической больницы. Через несколько недель, утверждают юристы, Пенитенциар № 13 ответил Владимиру Филату, что учреждение не располагает дополнительными человеческими ресурсами для сопровождения и обеспечения безопасности во время поездки, а также специализированными транспортными средствами.
В сентябре 2016 года Владимир Филат вернулся в камеру, где он содержался во время голодовки.
«Условия в этой камере все еще были катастрофическими и не соответствовали минимальным правилам обращения с заключенными. Камера была в антисанитарном состоянии, с заплесневелым запахом, отсутствием искусственной вентиляции и возможностью попадания свежего воздуха. Искусственного света было недостаточно для письма и чтения, а санитарная установка не была отделена, поэтому ею приходилось пользоваться в присутствии других заключенных.В течение всего периода превентивного ареста г-н ***** был лишен краткосрочных и долгосрочных свиданий, поэтому первая встреча с родителями состоялась в Буюканском суде, поскольку администрация тюрьмы отказалась обеспечить право на свидание. Кроме того, право на телефонные звонки множество раз ограничивалось или даже запрещалось администрацией Пенитенциара № 13, которая прямо и непосредственно преследовала изоляцию г-на ***** от родственников и других членов семьи.11 ноября 2016 года Кишиневская апелляционная палата вынесла промежуточное определение, учитывая тот факт, что администрация Кишиневского пенитенциара № 13 не выполнила решения Кишиневской апелляционной палаты относительно удовлетворения ряда заявлений г-на ***** и его адвокатов, в частности, о проведении свиданий с близкими родственниками, частным нотариусом, а также ограничении доступа к помощи независимого врача», – отмечается в определении Кишиневского суда.
В суде, согласно судебному документу, представитель Пенитенциара № 13 в Кишиневе попросил отклонить жалобу относительно сокращения срока содержания под стражей на основании бесчеловечных и унижающих достоинство условий, в которых он находился, как необоснованную. По его словам, условия содержания под стражей «соответствуют необходимому минимуму, в соответствии с условиями изолятора уголовного преследования».
Судья Константин Дамаскин принял решение, устанавливающее нарушение ст. 3 ЕКПЧ, в которой говорится, что «никто не может быть подвергнут пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию». Он обосновал свое решение отчетами национальных и международных организаций о состоянии Пенитенциара № 13, таких как Отчет Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (КПП) от 13 декабря 2018 года и Отчет Совета по предупреждению пыток за 2017 год. Последний констатировал, что «большинство посещенных дисциплинарных изоляторов, в том числе Пенитенциар № 13 в Кишиневе, находятся в плачевном состоянии и могут быть квалифицированы как бесчеловечные и унижающие достоинство условия».
Соответственно, за размещение в период с 23 октября 2015 года по 11 ноября 2016 года в Пенитенциаре № 13, в условиях содержания под стражей, Кишиневский суд сократил срок его заключения на 385 дней.
В то же время за период пребывания в Кишиневском пенитенциаре № 13 в качестве осужденного, в период с 12 ноября 2016 года по 30 июля 2019 года, срок был сокращен на 297 дней, из рассчета: три дня сокращения за десять дней содержания под стражей.
Таким образом, срок окончательного наказания, установленного Владимиру Филату приговором Буюканского суда от 27 июня 2016 года, был сокращен в общей сложности на 682 дня.
С 1 января 2019 года вступили в силу новые поправки к Уголовно-процессуальному кодексу, предусматривающие, что лица, содержавшиеся не менее десяти дней в бесчеловечных или унижающих достоинство условиях, могут требовать уменьшения наказания или денежную компенсацию. Механизм был введен после того, как Европейский суд по правам человека рекомендовал Республике Молдова во многих своих решениях, в которых он установил, что лица в Пенитенциаре № 13 содержатся в бесчеловечных и унижающих достоинство условиях, создать средство правовой защиты на национальном уровне от этих нарушений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Судебные инстанции Республики Молдова приговорили Владимира Филата к девяти годам заключения с исполнением приговора, признав виновным в пассивной коррупции и извлечении выгоды из влияния.
На рассмотрении в Кишиневском суде находится второе уголовное дело на имя Влада Филата. Бывший премьер-министр обвиняется по этому делу в отмывании денег в особо крупных размерах. Бывший премьер-министр не признает себя виновным.
Марина ЧОБАНУ