Александру Никита, начальник Управления политик, реформ и защиты общественных интересов в составе Генеральной прокуратуры, Эдуард Булат, начальник Отдела политик, реформ и управления, и Мирча Рошиору, занимавший это кресло и в период мандата Эдуарда Харунжена, были выбраны Думитру Робу, временным генеральным прокурором, чтобы занять кресла заместителей генерального прокурора. «Были приняты во внимание, в том числе, их личные качества, то, как они проявили себя в должности прокуроров–руководителей, вся карьера – в органах Прокуратуры и, не в последнюю очередь, их неподкупность», – объявляют представители Генеральной прокуратуры, отвечая на вопросы о критериях, которые легли в основу этих назначений. ZdG проанализировала их карьеру, декларации об имуществе и интересах и представляет наиболее важную информацию.
В соответствии с Законом о Прокуратуре, каждый вновь назначенный генеральный прокурор может выбирать без конкурса трех заместителей. Думитру Робу, временно и.о. генерального прокурора, предпочел оставить в должности Мирчу Рошиору, который также был заместителем Эдуарда Харунжена, а также продвинуть двух других прокуроров: Александру Никиту, начальника Управления политик, реформ и защиты общественных интересов в составе Генеральной прокуратуры (ГП), и Эдуарда Булата, начальника Отдела политик, реформ и управления проектами.
ГП: Приняли во внимание их личные качества, то, как они проявили себя
Согласно закону, мандат заместителей генерального прокурора и выполнение ими своих функций заканчивается в день, когда назначаются новые заместители генерального прокурора. «Учитывая, что в настоящее время они находятся в ежегодном отпуске, по возвращении, как это предусмотрено законом, в течение 5 рабочих дней, они будут вправе выбирать любую вакантную должность, существующую в ГП. Пока что они не сделали свой выбор», – уточняют представители ГП со ссылкой на прокуроров Игоря Попа и Юрия Гараба, бывших заместителей Эдуарда Харунжена, которые не входят в новое руководство учреждения.
ГП также уточняет, что требования для назначения на должность заместителя генерального прокурора прямо предусмотрены Законом о Прокуратуре, но что при назначении Булата, Никиты и Рошиору «дополнительно учитывались их личные качества, то, как они проявили себя в должности прокуроров-руководителей за всю карьеру в прокуратуре и, не в последнюю очередь, их неподкупность».
Двухуровневый дом в Криково
В последние годы Александру Никита занимал несколько руководящих должностей в ГП, его карьера несколько раз пересекалась с карьерой Юрия Гарабы, чье место Никита займет во главе учреждения. В сентябре 2010 года Александру Никита выиграл конкурс на должность начальника Отдела финансово-экономических расследований, должность, которую ранее занимал Юрий Гараба, а в феврале 2014 года Никита был назначен временно и.о. начальника Управления общих расследований, должность, которую Гараба занимал в 2009-2013 годах, пока не был назначен заместителем генерального прокурора. Впоследствии, после реформы прокуратуры, Александру Никита стал временно и.о. начальника Управления политик, реформ и защите общественных интересов, а в 2017 году он выиграл конкурс на эту должность на полный срок полномочий. В последние годы он также работал тренером в Национальном институте юстиции (НИЮ). В январе 2014 года Никита был избран председателем Дисциплинарной коллегии, а позже, в мае 2016 года, его коллеги проголосовали за то, чтобы он вошел в состав Коллегии по оценке эффективности деятельности прокуроров.
В феврале 2017 года ZdG писала, что прокурор Александру Никита купил в октябре 2012 года участок площадью 7 аров в Криково, мун. Кишинев, и впоследствии начал строительство двухуровневого здания. Однако в феврале 2017 года здание не фигурировало ни в базе данных Государственного предприятия «Cadastru», ни в декларациях о доходах и имуществе прокурора. «Дом не достроен. Вот почему я его не задекларировал. В декларации за этот год он будет указан», – утверждал прокурор, отвечая на вопросы ZdG. И он сдержал свое слово. Недвижимость была указана в декларации об имуществе за 2017 и 2018 годы, оно было официально введено в эксплуатацию в июле 2017 года.
Как прокурор объяснил строительство здания: долги и пожертвования
Отвечая на вопрос о источниках финансовых средств, на которые он построил свой дом, Никита заявил, что на протяжении некоторого времени продал несколько квартир. «Вопрос хороший. Давайте сделаем иначе. Если желаете, в шесть часов вечера, когда вы хотите, я приглашаю вас к себе домой, чтобы посмотреть, как я живу на 50 кв.м. с супругой, 23-летним сыном и дочкой. Я живу там 16 лет. Теперь о деньгах на дом. У меня была трехкомнатная квартира в многоквартирном доме, построенном для прокуроров на улице Н. Сулака. Я его продал. Часть денег ушла на дом, а другую часть денег я вложил в другую ипотеку, в домах на ул. Мелештиу, также построенных для прокуроров. Только я не был включен в список привилегированных. Отдельно, индивидуально я подписал договор со строительной компанией. Я не заплатил специальную цену. Все могут подтвердить. Я инвестировал туда, потому что был уверен, что, так как это дом для прокуроров, он обязательно будет построен, а фирма не обанкротится. В 2016 году я продал ту квартиру на ул. Мелештиу и деньги вложил в дом», – отмечал новый заместитель генерального прокурора в 2017 году.
Согласно декларациям об имуществе и интересах, поданным Александром Никитой за последние два года, он, помимо своей зарплаты и зарплаты супруги, также получил доход от продажи квартиры и автомобиля. В то же время его семья в течение 2016–2017 годов взяла в долг у двух коммерческих банков и трех физических лиц сумму в 355 тысяч леев и 10 тысяч евро. Вместе с тем Александр Никита указал в декларации, что он получил в 2017 и 2018 годах денежные переводы на общую сумму 6 тысяч евро от Веры Никиты, его матери, которая в течение нескольких лет находится в Италии.
Булат: долги более одного миллиона леев на последующие 20 лет
Эдуард Булат работает в органах Прокуратуры с 1994 года. Он начал свою карьеру в Чуленах, а в 1997 году был переведен в Кишинев. Он работал в Прокуратуре мун. Кишинев, в Антикоррупционной прокуратуре, а с 2008 по 2017 год возглавлял Отдел по предупреждению и борьбе с торговлей людьми в ГП. После реформы учреждения в 2017 году Булат выиграл конкурс и был назначен главным прокурором Отдела политик, реформ и управления проектами. Согласно декларации об имуществе и интересах за 2018 год, Эдуарду Булату принадлежат 2 квартиры, одна из которых площадью 120 кв.м., приобретенная в доме, построенном для сотрудников прокуратуры, а также автомобиль «Volvo XC 90», изготовленный в 2007 году и находящийся в пользовании с 2012 года.
Эдуард Булат также утверждает, что в 2014 и 2016 годах он взял два кредита на сумму 55 тысяч евро у Алены Солонару. Долги с процентной ставкой 0% подлежат погашению прокурором до 2039 года и, соответственно, до 2041 года. Через пресс-службу учреждения Эдуард Булат уточнил, что лицо, у которого он одолжил 55 тысяч евро, приходится ему сестрой и, таким образом, он получает возможность отложить погашение. Новый заместитель генерального прокурора не ссылался в последних декларациях об имуществе и интересах на доходы своей супруги, уточнив, что «на момент подачи декларации супруга не была трудоустроена».
Заместитель Харунжена, который сохранил свое кресло
Мирча Рошиору сохранил свое кресло после того, как был впервые назначен заместителем генерального прокурора в 2017 году Эдуардом Харунженом, бывшим генеральным прокурором, который был тогда председателем Высшего совета прокуроров. Ранее Рошиору возглавлял Юридическое управление ГП и являлся председателем Квалификационной коллегии. Рошиору работает в прокуратуре с 2001 года. За 2018 год он сообщил о доходах в размере 397 тысяч леев от ГП. Еще 33 тысячи леев Рошиору получил от НИЮ и ГУМ. В 2018 году заместитель генерального прокурора официально стал владельцем квартиры площадью 121 кв.м., в которую он ранее инвестировал, как и его коллега, в многоквартирном доме, возведенном для прокуроров. В 2018 году Рошиору также приобрел гараж и нежилое помещение площадью 13 кв.м.
Эта статья подготовлена в рамках проекта «Консолидация правового государства и обеспечение прозрачности судебной системы», реализуемый О.А. «Юристы за права человека», при поддержке National Endowment for Democracy, которые никоим образом не оказывают влияние на выбор тем и содержание публикуемых расследований.
Виктор МОШНЯГ