Кишиневская апелляционная палата (АП) отправила на пересмотр дело в отношении бывшего депутата Юрия Болдбочану, приговоренного первой инстанцией к 14 годам тюремного заключения за предательство Родины, после того, как установила, что в отношении обвиняемого были «значительно нарушены права, гарантированные как Конституцией РМ, ЕСПЧ, так и Уголовно-процессуальным кодексом. Соответствующие нарушения отражены в мотивированном решении АП Кишинева как «эквивалентные судебной ошибке, которая будет исправлена путем отмены приговора суда первой инстанции с вынесением решения о пересмотре дела».
Согласно документу, хотя защита выявила множество недостатков по получению доказательств и формулированию обвинения, судьи АП Кишинева постановили отправить дело на пересмотр по причине того, что первая инстанция нарушила права защиты на отвод судей, организовывала заседания в отсутствие обвиняемого, а также в отсутствие защитника, которого нанял Юрий Болбочану, предоставив ему офисного адвоката, а также – не уведомила должным образом защитников о дате и времени судебного заседания.
В обжаловании, поданном в АП Кишинева, а также при вербальной поддержке заявления, адвокат Георгий Малик сослался на тот факт, что, «хотя за ним следили более года, Юрие Болбочану не был пойман с поличным, не было обнаружено никаких фактов, например, что ответчик получил что-либо от кого-то, не было выявлено ни одного случая передачи информации или получения денег». По словам адвоката, наказание в виде 14 лет тюремного заключения было оглашено Кишиневским судом путем воспроизведения обвинения, в то время, как к делу не приложено никаких доказательств, которые бы подтверждали, что Александр Грудин, которому, по словам прокуроров, Болбочану, якобы, поставлял секретную информацию, является офицером под прикрытием. Адвокат заявил, что на всем протяжении рассмотрения, Юрий Болбочану не имел доступа к материалам дела, в том числе, к видео- и аудиозаписям, которые были приложены в качестве доказательств, а требование, чтобы прокурор предоставил оригиналы записей, чтобы их можно было сравнить с содержанием стенограмм, представленных в суде, было отклонено без единой причины.
В мотивированном решении АП Кишинева не высказалась по поводу тех аспектов дела, которые рассматривались за закрытыми дверями, и о которых Юрий Болбочану заявил, что они являются политическими, обвинив демократов в том, что они раскрыли их после того, как он вышел из партии.
По поводу суммы в 22.280 долларов США, изъятой прокурорами из квартиры семьи Болбочану и приписанных прокурорами экс-депутату как «средства, появившиеся в результате преступной деятельности», сын экс-депутата Алексей Болбочану заявил, что доказательств по этому поводу не может существовать, поскольку деньги принадлежали ему.
По словам защиты, не существует ни одного доказательства по поводу того, что с октября 2016 года по март 2017 года Юрий Болбочану передавал Александру Грудину, который в тот период был дипломатом Российской Федерации, «конкретные предварительные данные по поводу стратегий и тактик некоторых национальных законодательных реформ повышенной важности, собранных у политических деятелей, принимающих решения, личных данных и слабых мест людей, занимающих высокие государственные должности, которые продвигали политические реформы, тактической эволюции действий по внедрению Соглашения об ассоциации Республики Молдова с Европейским Союзом, детальной информации по поводу законодательных намерений и парламентских групп управления, основанных на данных, собранных внутри политических партий, информации по политическому потенциалу, которую можно использовать в ущерб интересам Республики Молдова».
Юрий Болбочану заявил, что, «помимо дискуссий, которые у него были с господином Александром Грудиным, дискуссий на общественные темы, известных в Республике Молдова, обсуждаемых в обществе, в прессе, в средствах массовой информации РМ, других информаций или тем для разговоров с господином Грудиным у него не было».
АП Кишинева не сослалась на эти аспекты, выдвинутые защитой, и аргументировала решение об отправке дела на пересмотр перечислением нарушения права Юрия Болбочану на равноудаленный процесс.
17 марта 2017 года, через три года после того, как он покинул Демократическую партию Молдовы (ДПМ) по причине того, что больше не состоит в ней, бывший депутат Юрий Болбочану был задержан с поличным прокурорами и офицерами Службы информации и безопасности (СИБ) по уголовному делу, открытому за шпионаж и предательство родины, в то время как он, якобы, поставлял информацию «национального значения» Александру Грудину, заместителю военного атташе Посольства Российской Федерации в Кишиневе, информацию, которая могла быть «в ущерб суверенитету и безопасности Республики Молдова». Иностранного агента оставили на свободе, поскольку европейские конвенции запрещают применение принудительных мер в отношении офицеров под прикрытием, принадлежащих к дипломатическим миссиям. Позже, 29 мая 2017 года, пять российских дипломатов были объявлены персонами нон-грата в Республике Молдова. Среди этих пятерых высланных дипломатов был и Александр Грудин. 4 августа 2017 года дело было передано в суд. Юрий Болбочану находился в пенитенциарном учреждении на протяжение всего этого периода, а мера пресечения в виде ареста периодически продливалась судьями.
13 марта 2018 года судья Сергей Папуха приговорил Юрия Болбочану к 14 годам тюремного заключения за предательство родины.
Марина ЧОБАНУ