Материал Hromadske
Во время пожаров в российской Сибири, которые продолжаются до сих пор, сгорело более 3 млн гектаров леса. Это равно площади Бельгии. Российский президент под давлением защитников природы отреагировал только через неделю — дым от огня успел распространиться не только на российские города, но и на США и Канаду.
«Ощущение такое, что живу не в городе, а в какой-то химической лаборатории. Что дома, что на улице постоянно чувствуется запах гари и запах какого-то газа», — жалуется корреспонденту Сибирь.Реалии житель Кемерово, куда доносится дым, Геннадий Шевелев.
Кемерово — один из 800 населенных пунктов России, находящихся в зоне задымления вследствие масштабных лесных пожаров в Сибири.
Российские власти более недели не отдавали приказ остановить пожары, аргументируя это тем, что «угрозы населенным пунктам и объектам экономики нет, а прогнозируемые расходы на тушение превышают прогнозируемый вред».
Хотя огонь бушует на территории леса, дым от него разнесся далеко за пределы России. Природоохранная организация Greenpeace Russia назвала пожары в Сибири «экологической катастрофой».
Рассказываем, почему пожары так долго не гасили, чем это грозит мировой экологии и что будет с лесом.
Почему (опять) не гасили огонь?
Лесные пожары — это не всегда плохо, поскольку природно они являются частью экосистемы леса. В частности, об их пользе говорится на правительственном сайте, посвященном американскому штату Аляска, где также продолжается сезон пожаров.
В разъяснении говорится, что пожары способствуют росту новой травы, кустов, со временем появляются и животные, почва в результате сгорания деревьев насыщается питательными веществами. Однако подчеркивается, что зоны горения должны быть строго ограничены, а огонь — контролируемым.
Лесные пожары в Сибири начались более недели назад в Красноярском крае, Иркутской области, Бурятии, Забайкалье и Якутии. Пожары бушуют в России каждый год, и ситуация повторяется из года в год, правда, в разных масштабах. Например, в 2018-м в Иркутской области пламя охватило 74 тыс. га, а в этом году площадь пожаров составила 679 тыс. га.
Ежегодно власть принимает решение не тушить пожары, поскольку те бушуют в так называемых «зонах контроля», где за огнем ведется только наблюдение.
«Зоны контроля – это территории, на которых природные пожары можно не тушить, если расходы на тушение превышают ущерб, который пожар может нанести», — объясняет руководитель противопожарного отдела Greenpeace Russia Георгий Кускин.
Однако с каждым годом климатическая ситуация меняется и, к сожалению, не способствует затуханию пожаров. Наоборот — из-за высоких температур и сухости огонь распространяется на гораздо большую площадь. Еще одной причиной российское МЧС называет недостаточные меры по предотвращению возгораний.
«Я думаю, в случае с нынешними пожарами расчет, скорее всего, был на то, что как-нибудь само обойдётся, дожди пойдут и погаснет, — объясняет Кускин. — Но из-за климатических изменений все труднее делать какие-либо прогнозы».
Как лесные пожары влияют на климат — и наоборот?
В июле ООН предупреждала о высоком риске лесных пожаров, и сообщила, что за месяц в результате пожаров в атмосферу попало 50 мегатонн углекислого газа. Это равняется годовому уровню выбросов этого газа в Швеции. Таким образом, лесные пожары способствуют глобальному потеплению, а глобальное потепление — лесным пожарам.
«Кроме прямой угрозы от огня, лесные пожары также высвобождают опасные загрязнители в атмосферу», — отметили в ООН.
Ветер разнес дым от пожаров более чем на 800 населенных пунктов. Режим чрезвычайной ситуации ввели в Красноярском крае и Иркутской области, частично он действует в Бурятии и Якутии. Кроме того, NASA опубликовало данные со спутников, на которых видно, что дым распространился на территорию США и Канады. Люди в задымленных районах жалуются на плохое самочувствие.
«Я стояла на остановке, а ощущение было, что нахожусь в газовой камере, — говорит жительница Омска Валерия. — Казалось, что с каждым вдохом мне обжигает легкие. Надышалась, приехала домой – головная боль, рвота. Пришлось вызвать скорую помощь».
Сейчас ситуация с задымлением улучшилась — дым рассеивается. 31 июля, когда площадь пожаров составила около трех миллионов гектаров, а история разошлась по мировым медиа, российский президент приказал Министерству обороны потушить огонь — те выделили на это 10 самолетов Ил-76 и 10 специализированных вертолетов, пишет Meduza.
Федеральное агентство лесного хозяйства пытается вызвать искусственные дожди над местами пожаров в Иркутской области и Красноярском крае — там, где есть облака, самолеты выпустят пиропатроны с йодированным серебром, что и вызовет осадки. В «Авиалесоохране» сообщают, что на 1 августа потушили более 116 тыс. га леса, что составляет чуть меньше 4% от общей площади пожаров.
В то же время русские православные верующие пытаются «помочь» пожарным своими молитвами. А шаманы коренных народов Югры и других регионов России начали проводить обряды, чтобы «вызвать» дождь.
Что будет со сгоревшим лесом?
Пожар для леса — это не всегда гибель, объясняют ученые российского Института леса имени Сукачева. Главное — чтобы не сгорел корень дерева, потому что тогда оно погибнет. Если же огонь был поверхностным, лес может восстановиться, однако и это зависит от многих факторов. Например, от породы дерева, типа почвы и того, какие деревья росли на этом месте раньше.
Наиболее распространенные породы деревьев в Сибири — береза и осина. Осина хорошо приспособлена к огню — дерево может легко вырасти снова. Так же большие шансы у сосен и лиственниц. А вот ели и пихты восстанавливаются хуже.
Время восстановления деревьев зависит от климата, рельефа, высоты над уровнем моря, плодовитости почвы и других факторов. Если на юге Сибири молодое дерево может вырасти через 60-70 лет, то на севере пройдет не менее века.
Заглавное фото: К тушению лесного пожара в сибирской тайге привлечены военные, Красноярский край, Россия, 1 августа 2019 года / EPA-EFE/RUSSIAN FEDERATION SERVICE AVIATION FOREST PROTECTION