Экс-премьер Влад Филат, приговоренный к девяти годам тюремного заключения за злоупотребление влиянием и пассивную коррупцию, sзаявил, что в период, когда он находился в заключении, у него были постоянные телефонные разговоры с экс-лидером ДПМ, Владом Плахотнюком, и что однажды они встретились. Заявления были сделаны бывшим премьером в рамках интервью, предоставленном для телеканала TV8. Он, однако, не был особо точен в описании встречи и воспроизведении разговора, который произошел у него с Владом Плахотнюком.
По словам бывшего премьера, встреча произошла 19 декабря 2015 года, в Национальном антикоррупционном центре (НАЦ), в кабинете антикоррупционного прокурора Адриана Попенко.
Вечером того дня, в 16.00, как говорит Влад Филат, его перевезли из пенитенциарного учреждения №13 в изолятор НАЦ, а в 23.00 один из сотрудников НАЦ попросил его следовать за ним, без того, чтобы объявить, с кем он должен встретиться.
Филат заявил, что Плахотнюка сопровождал Константин Ботнарь. По словам Филата, встреча не была «ни короткой, ни долгой», а Плахотнюк спросил его, почему он требовал встречи с ним. Филат, однако, заявил, что не требовал такой встречи, и что в рамках беседы с определенным человеком сказал, что хотел бы прояснить «данную ситуацию» с Владом Плахотнюком.
Влад Филат заявил, что он спросил у бывшего лидера демократов, «почему он сделал то, что сделал», «все свинство с 250 млн. евро» и «медиа-шоу».
По словам экс-премьера, Плахотнюк, якобы, ответил ему: «если бы этого не сделал я, это сделал бы ты», а он, в свою очередь, ответил ему: «Как? С твоей прокуратурой и твоей юстицией?».
Филат заявил, что Плахотнюк, якобы, упрекнул его, что он был не прав в отношениях с ним, и обвинил его в том, что он был среди организаторов митинга Платформы ДП 6 сентября 2015 года, а также в том, что он принимал участие в действиях по установке палаток перед его домом активистом Григорием Петренко. По словам Филата, Плахотнюк аргументировал свои обвинения тем, что бывшего депутата ЛДПМ, Вадима Питринчука, видели разговаривающим с Григорием Петренко.
«Было очевидно, что любая аргументация была в плюс, однако, я сказал ему, какова его цель. Так, как я и говорил с трибуны Парламента, так я сказал и ему, что думаю о том, что случится дальше. И это произошло. После чего мы не виделись, но у нас были постоянные телефонные разговоры, но не подумайте, что каждый день», – рассказал Влад Филат для TV8.
Филат заявил, что телефонные разговоры начались в январе 2016 года, когда бывший лидер демократов заявил о своем намерении занять должность премьер-министра Республики Молдова.
«Причиной (по которой ему звонил Плахотнюк – прим. ред.) было то, что нужно было убедить представителей ЛДПМ согласиться на сотрудничество с ЛП, поскольку иначе они окажутся в оппозиции. Это была довольно мобильная причина: поскольку он все равно создаст коалицию и останется в оппозиции, и так далее», – отметил Филат со ссылкой на первый телефонный разговор, который у него был с Плахотнюком.
Экс-премьер заявил, что не разговаривал ни с одним из бывших коллег по партии из числа тех, кто в 2016 году голосовал за Правительство, но ему позволили поговорить по телефону с Лилианой Палихович, с Вадимом Пистринчуком, с Григорием Кобзаком, с Эдуардом Грамой и с Виктором Рошкой.
«Только вот мы разговаривали на уровне: какова ситуация, что делаете? Последний разговор, который был у меня с Пистринчуком, которому я сказал: идти в Политический совет и объяснить, что, если не найдется компромисс, а я уже знал, что есть 7 или 8 лдпм-овцев и 14 коммунистов, которые уже находятся в его распоряжении, то он создаст правительство, и тогда они останутся вне управления», – рассказал Филат.
Филат заявил, что считал тогда, и сейчас придерживается того же мнения, что Влад Плахотнюк должен стать премьер-министром. Он признал, что в тот период передал также письмо по этому поводу тогдашнему президенту страны Николаю Тимофти. По словам Филата, если бы тогда он стал премьер-министром, «эпоха Плахотнюка» должна была бы закончится намного раньше.
По поводу того, каким образом происходили телефонные переговоры, Филат отметил, что один человек из руководства Национальной администрации пенитенциарных учреждений (НАПУ) эскортировал его в спортивный зал пенитенциарного учреждения, где набирал номер и передавал ему телефон для разговоров с Плахотнюком.
На вопрос, вернется ли он в политику после того, как выйдет из заключения, Влад Филат заявил: «напрямую – нет», но, что он надеется, что «его опыт в этой области будет полезен», и что он будет готов предоставлять «политические консультации», если его об этом попросят.
Марина Чобану