Магистрат Дорин Коваль, судимый по трем уголовным делам, был оправдан по всем пунктам обвинения составом судей из Апелляционной палаты Кишинева. Решение было принято 12 июня 2019 года и призвано завершить серию других решений, вынесенных в отношении судей, задержанных в 2013–2014 годах, которые впоследствии были оправданы судебными инстанциями.
Судья Дорин Коваль и главный специалист службы документирования Аппарата Каушанского суда Марин Санду оказались на скамье подсудимых в ноябре 2013 года по обвинению в истребовании и получении от Юлиана Мындрилэ, в то время водителя такси, 300 литров дизельного топлива, 100 литров бензина, стоимостью 6450 леев, а также денег в сумме 500 леев, чтобы магистрат вынес решение о прекращении процесса о правонарушения в отношении него. Позже Ковалю было предъявлено обвинение по двум другим делам, когда его обвинили в двух неправомерных решениях. Все три уголовных дела были объединены и рассмотрены с ноября 2013 года по декабрь 2017 года в Кишиневском суде, отделении на Ботанике, судьей Сергеем Димитриу, приблизительно в ходе 61 судебного слушания. В декабре 2017 года Коваль и Санду были оправданы по двум пунктам обвинения, а по другому делу уголовный процесс был прекращен по причине истечения срока давности.
«Я не думаю, что мне придет в голову и дальше работать в системе»
И прокуроры, и судья Дорин Коваль оспорили приговор первой инстанции. В Апелляционной палате (АП) Кишинева уголовное дело рассматривалось в течение одного года и трех месяцев. 12 июня судьи решили отклонить апелляцию государственного обвинителя и принять – Коваля, оправдав его по всем трем уголовным делам, по которым его судили. Мотивированное решение будет оглашено в июле. Отвечая на вопросы ZdG, Дорин Коваль уточнил, что не решил, как поступит в продолжение, но утверждает, что, вероятно, не захочет возвращаться в систему.
«В законе о статуте судьи четко указано, что отстранение от должности должно быть отменено, как только будет вынесен оправдательный приговор. Однако Совет считает, я не знаю, почему, что я должен написать заявление. Я не пишу никаких заявлений, потому что я не просил меня отстранять. Я не думаю, что это правильно. Пусть они решают, я не думаю, что мне придет в голову и дальше работать в системе».
Судья уточнил, что в настоящее время он не подавал уголовных жалоб в отношении тех, кто занимался его делом, как он ранее говорил, что сделает.
«Приговор подлежит исполнению. В ближайшее время мы решим, как подать жалобу. Посмотрим, если прокурор подаст кассационную жалобу. Когда-то, были времена, прокуроры должны были идти до конца, но теперь все могло измениться, потому что есть дела, которые малоперспективны, и с каждым днем шутка усиливается. Есть дела, которые явно были сфабрикованы», – уточняет Дорин Коваль.
Доносчика закрыли, а в пенитенциаре он снова изменил свои показания
ZdG ранее писала, что Юлиан Мындрилэ, доносчик по делу, по которому Дорина Коваля судили за пассивную коррупцию, заявил перед судьей в первой инстанции о своем сотрудничестве с Национальным центром по борьбе с коррупцией (НЦБК) в организации провокации в отношении Дорина Коваля и сотрудника суда, который фигурировал в деле. В разговоре адвоката одного из обвиняемых, записанном на аудио, которое было принято судом в качестве доказательства по делу, а затем, будучи заслушан в ходе судебного разбирательства, доносчик очень подробно рассказал о том, как в Каушанах была инсценирована авария, так, чтобы впоследствии дело о правонарушении намеренно попало к судье Ковалю. Он также рассказал об отношениях, которые он со временем установил с НЦБК, а также о других случаях, в которых он участвовал как «провокатор».
После того, как Юлиан Мындрилэ сделал эти заявления, а в декабре 2017 года судья Дорин Коваль был оправдан, доносчик оказался, случайно или нет, за решеткой. В тот период Мындрилэ судили за то, что он украл деньги и золотые украшения у… своей сожительницы. Хотя Кишиневский суд и Кишиневская АП решили применить к Мындрилэ условное наказание, в июне 2018 года ВСП приняла кассационную жалобу, поданную потерпевшей стороной, и постановила приговорить Мындрилэ к двум годам лишения свободы с отбыванием в пенитенциаре полузакрытого типа.
Таким образом, находясь в тюрьме, Мындрилэ изменил свои показания и заявил, что он сохраняет свои показания, данные на стадии уголовного преследования, в рамках которых доносил на судью. «Вероятно, ему пообещали освобождение и не сдержали слово, но через несколько недель Мындрилэ связался с нами, чтобы сказать нам, что его заставили изменить свои показания». Мы отказались сотрудничать с ним», – уточнил Дорин Коваль для ZdG. Юлиан Мындрилэ все еще находится под арестом.
Виктор МОШНЯГ