Молдова переживает, пожалуй, самый серьезный политический кризис в своей истории. Пророссийские и проевропейские силы в парламенте неожиданно объединились друг с другом и с президентом, чтобы отстранить от власти самого крупного олигарха страны. Но последний решил не сдаваться и c помощью Конституционного суда «уволил» бунтовщиков. Теперь обе стороны утверждают, что они — легитимная власть.
Начались уличные протесты в поддержку обеих сторон конфликта. Что происходит в Кишиневе — в нашем материале.
Отправная точка: парламентские выборы и споры вокруг коалиции
По итогам выборов 24 февраля места в новом парламенте оказались практически поровну поделены между тремя основными политическими силами — пророссийской Партией социалистов, проевропейским блоком ACUM и Демократической партией Молдовы под руководством самого богатого человека страны Влада Плахотнюка). Молдова — парламентская республика, так что победителям предстояло сформировать коалицию и определить состав нового правительства. Переговоры шли более трех месяцев, но все впустую. Плахотнюк предлагал блоку ACUM объединиться, но всякий раз получал отказ: «Блок ACUM не будет участвовать ни в каких консультациях с действующим руководством ДПМ, поскольку этот клан является ответственным за захват государства, за внешнюю изоляцию страны и подрыв экономики из-за сомнительного захвата наиболее важных экономических активов, за нищету и изгнание людей из страны», — так обосновал позицию один из лидеров ACUM Андрей Нэстасе.
Катализатор: Конституционный суд и роспуск парламента
По закону, новоизбранному молдавскому парламенту отводится определенное время на утверждение правительства. Если нет — президент его распускает и назначает новые выборы. Сам по себе крайний срок для формирования правительства вызывал споры в стране. Но 7 июня Конституционный суд внезапно определился и постановил, что уже 8 июня правительство обязано появиться, подчеркнув, что президент должен распустить «несостоятельный» парламент.
Конфликт: новое правительство утверждено вопреки решению Конституционного суда
Под угрозой роспуска парламента оппозиционные силы в составе Партии социалистов и проевропейского блока ACUM утром 8 июня подписывают временное коалиционное соглашение. Их поддерживает президент Игорь Додон, он тоже из числа социалистов. Взбунтовавшиеся депутаты собираются на экстренное заседание в полутемном сессионном зале, где не работает свет — обслуживающий персонал не вышел на работу и не отвечал на звонки. Парламент официально провозглашает Молдову «захваченным государством», где, по мнению депутатов, все ключевые государственные структуры, включая Конституционный суд, находятся под контролем Влада Плахотнюка, самого крупного олигарха страны и лидера правящей Демократической партии.
Представителя социалистов Зинаиду Гречаный избирают спикером законодательного органа. Президент Игорь Додон, который остался с депутатами, выдвигает лидера ACUM Майю Санду в премьеры, а парламент утверждает ее вместе с новым правительством. Впервые в истории страны и спикер, и премьер — женщины, как и половина состава Кабинета министров.
Ответный удар: Конституционный суд сам распускает парламент и упраздняет президента
Но в ночь на 9 июня по просьбе депутатов Демократической Партии олигарха Плахотнюка, Конституционный Суд выносит новый вердикт: решения, принятые депутатами 8 июня, недействительны, так как срок формирования рабочих органов парламента истек вечером 7 июня. КС временно отстранил Президента Додона (последнее уже случалось не раз, правда, тогда против Додона выступал парламент) и назначил Павела Филипа, предшественника Санду и ближайшего союзника Плахотнюка, и.о. Президента. И.о. тут же распустил “восставший” парламент и назначил внеочередные выборы на 6 сентября 2019 года. “Антиолигархический”парламент и премьер решение проигнорировали и на вечер воскресенья они продолжают работать в экстренном режиме. А на улицах идут протестные акции в поддержку как парламента, так и демпартии.
Какой путч “законнее”?
Попытка захвата власти и госпереворота — так описал события выходных глава Демократической Партии и главный олигарх страны Влад Плахотнюк: «ДПМ не признает пленарное заседание и все, за что сегодня проголосовали депутаты. Мы предпримем все законные и демократические действия, чтобы план захвата госучреждений не реализовался.»
Но многие депутаты и юристы считают, что Конституционный Суд ошибся в датах: Конституция отводит на создание правительство три календарных месяца, а не 90 дней – то есть, у депутатов в запасе был еще один день 8 июня. К тому же, как говорит сам Додон, согласно основному закону, распустить парламент может только президент. Может, но не обязан. Наконец, даже в случае роспуска, нынешний парламент законно работает до созыва нового состава, на это указал в своем Facebook посте бывший министр экономики Александр Муравский.
Впрочем, бывший член Конституционного суда Виктор Попа защищает решение КС: “Сейчас делаются различные интерпретации, но не берется в расчет то, что в мае месяце был 31 день, судьи не считают по упрощенной форме, а по количеству дней”. То есть, по его словам, полночь 7 июня являлась последней датой, когда депутаты могли встретиться на заседании.
“Никогда такого не было, и вот опять”: что теперь?
Обе молдавские власти считают себя легитимными, так что позиции “силовиков” и международного сообщества могут оказаться ключевыми. В поддержку “антиолигархических” сил высказалось посольство США в Молдове, посольство России, Европейская комиссия, самая крупная фракция Европарламента. “Надеюсь неожиданная коалиция поможет вывести страны из под доминантного влияния одного олигарха. Конституционный Суд показал пример беспрецедентного дефицита независимости”, заявила Ребекка Хармс, глава группы Европарламента по парламентскому сотрудничеству со странами Восточного Партнерства.
Moldova’s civil society stands with spectacular anti-oligarchic uprising & new government. 86 organizations sign an open letter criticising the country’s Constitutional Court doing the bidding of the dominant oligarch @VladPlahotniuc https://t.co/m3304UQT7y pic.twitter.com/ZvS94FCPzY
— Maxim Eristavi (@MaximEristavi) 9 июня 2019 г.
На фоне растущей иностранной поддержки парламентарии обратились в Европейский Суд по правам человека с жалобой на решения Конституционного Суда и в Совет Безопасности ООН с просьбой оценить ситуацию в Молдове. Более 80-ти неправительственных организаций так же встали на защиту парламента и нового правительства. Сейчас и глава Демпартии Влад Плахотнюк, и новоназначенный премьер призывают силовые структуры страны выполнять решения законной власти.
Соседям Молдовы на заметку
Со времени объявления независимости в 199 году Молдова пережила два крупных политических кризиса, которые закончились сменой власти – “Твиттер-революция” 2009 года против избирательных фальсификаций, которая привела падению правительства компартии, и протесты 2015-16 годов вслед за кражей миллиарда из молдавских банков. Чем бы ни закончилось нынешнее противостояние в Молдове, налицо, очевидно, первая в истории региона попытка отстранить от власти олигархов с помощью конституционного механизма. “Захваченное государство” — это академический термин, которые в последнее время использовался для политической характеристики демократий (особенно в Восточной Европе), где несмотря на свободные выборы, все ключевые решения, институты власти и СМИ находятся под контролем одного или нескольких олигархов. Молдавские депутаты впервые перевели этот термин в законодательную реальность и попытались воплотить в жизнь легальный способ “деолигархизации” страны.
События в Молдове: цитаты
“Сегодня у нас нет Востока или Запада, нет красных, желтых или белых. У нас есть единый народ, единая цель и одна Молдова — для всех… Все мы должны стать, пусть даже на неопределенный период, движущей силой, которая положит конец нищете, конец захвату власти в стране теми, кто хочет подчинить себе все, что их окружает. Мы должны стать щитом для наших граждан, и не забывать о том, что их голоса являются одновременно саблей справедливости, которую они нам доверили»
Новоизбранный спикер парламента Молдовы Зинаида Гречаный
“Дорогие мои молдаване, ДПМ очень старалась создать коалицию, чтобы ремонтировать дороги, повышать пенсии и зарплаты. Но на последней стометровке пришел Додон и предложил отдать страну тем, кто давно хочет ее взять. Я не принял его условия, не согласился предать народ… Досрочные выборы! Посмотрим, как проголосуют за этих манкуртов!”
Лидер Демократической партии Владимир Плахотнюк
«Парламент констатирует узурпацию власти в государстве бывшим антинародным правительством, которое потеряло доверие граждан и международного сообщества, и, вместо того, чтобы демократично уступить власть, решило пойти по пути дестабилизации и эскалации насилия. Парламент, избранный в результате выборов 24 февраля 2019 года, объявляет вне закона правительство Филипа и требует, чтобы Демократическая партия убрала наемников из государственных учреждений»
Новоизбранный премьер Молдовы Майя Санду
“Призываю его мирно передать власть, цивилизованно и не пытаться поджигать дом, потому что Молдова ему не принадлежит”
Новоназначенный парламентом Министр МВД Андрей Нэстасе
9 июня, 2019
“Вы свидетели, что мы не хотели досрочных выборов, ДПМ первая предложила договориться. Сегодня власть в Молдове не у политических сил, а у народа… Додон должен понести ответственность за предательство и попытку организовать госпереворот”
Назначенный Конституционным Судом и.о. Президента и Премьера
«Я знаю, что некоторым башню снесло, и не исключаю, что они готовы пойти на любой сценарий, но, поверьте, мы к этому готовы. Несмотря на всю грязь, которая сейчас льется на президента, на депутатов, — процесс начался»
Президент Молдовы, Игорь Додон
ZDG, Newsmaker, Медиасеть
Pingback: Путь Молдовы в Евросоюз JAMnews