После того, как вчера, 8 июня, Конституционный суд (КС) объявил неконституционными решения, принятые новым парламентским большинством, а также указы президента Молдовы о назначении в должности премьер-министра и назначении Правительства, сегодня КС лишил Додона полномочий президента, а Павла Филипа назначила и.о. премьера Республики Молдова.
ZdG попросила несколько бывших судей КС прокомментировать последние постановления Конституционного суда. Их мнения разошлись.
Мирча Юга, экс-судья КС в период с 2001 по 2007 гг., ставит под сомнение деятельность Суда. «У нас еще есть Конституционный суд? После последних решений, кажется, что нету», – говорит он. В то же время, Юга квалифицирует решения КС неконституционными. «В Правовом кодексе четко отмечено, что могут быть оспорены и рассмотрены только решения, которые вступили в силу. Только интеллектуально отсталые могут отменить решения, которые только что были написаны», – отмечает он. Юга утверждает, среди прочего, что и ситуация тех 90 дней не ясна.
Виктор Пушкаш, судья КС в период с 2001 по 2013 гг., удивлен сложившейся ситуацией: «Ничто из того, что происходит, неправильно, я не понимаю, что творится».
Николае Осмокеску, судья КС в период с 1995 по 1998 гг., говорит, что 7 июня не является крайним сроком для формирования Правительства. «Те три месяца не считаются со дня валидации депутатских мандадтов, а со дня, когда состоялось первое заседание, т. е. 21 марта. В Конституции, в ст. 85 написано, что президент вправе распустить парламент в случае невозможности формирования Правительства или блокирования в течение трех месяцев принятия законов, но только после того, как проконсультируется с парламентскими фракциями», – заключил экс-судья.
Другое мнение, однако, у Виктора Попы. Судья КС в период с 2013 по 2018 год заявил, что «решения Суда абсолютно конституционны, поэтому Парламент не является функциональным». Он акцентирует внимание на том, что «президент обязан распустить Парламент и объявить досрочные выборы», ссылаясь на ст. 85, часть 1 Конституции. Попа подчеркнул, что именно день 7 июня, 24.00, являлся последней датой, когда депутаты могли встретиться на заседании. «Сейчас делаются различные интерпретации, но не берется в расчет то, что в мае месяце был 31 день, судьи не считают по упрощенной форме, а по количеству дней», – также добавил он.
Вместе с тем, Попа говорит, что это не впервые, когда Игорь Додон не подчиняется решениям Суда, «когда ему нравится решение, он его принимает, когда нет – издает указы», – добавил бывший судья.
Конституционный суд объявил неконституционными избрание руководства Парламента Республики Молдова и голосование за новое Правительство, а позже назначил временно исполняющего обязанности президента, после того, как ранее решил, что последний срок, когда должно было быть избрано новое Правительство, был 7 июня 2019 года, а не 9 июня, как это ранее заявлялось в публичном пространстве.
Решения Конституционного суда (КC) в последние дни совпадают с позицией Демократической партии Молдовы (ДПМ), которая объявила незаконными голосования в Парламенте и потребовала объявления досрочных выборов.
«Синхронизация» между ДПМ и КС не случайна. Из 6 судей Высшего суда трое ранее были депутатами от ДПМ, а двое были включены в состав КС немногим ранее парламентских выборов, прошедших в феврале.
Марина ГОРБАТОВСКИ