Наркобизнес на молдавском онлайн-рынке

В настоящее время онлайн-приложения обеспечивают владельцам виртуальных магазинов наркотиков конспирацию преступной деятельности, а потребителям наркотиков предлагают беспрепятственный доступ к таким магазинам.

В 2016–2018 годах число преступлений, связанных с наркотиками, в Молдове увеличилось, было зарегистрировано более 3500 случаев. В результате около 1200 человек были привлечены к уголовной ответственности.

История Евгения

Евгений (псевдоним) – молодой человек из г. Бэлць, который недавно прошел курс реабилитации по причине зависимости от наркотиков. Молодому человеку было 11 лет, когда он впервые употребил легкие наркотики. «Я часто видел в Интернете фотографии с коноплей (марихуаной), фотографии курильщиков конопли. Мне тоже хотелось попробовать. Но когда я впервые попробовал, я ничего не почувствовал. После второй попытки я почувствовал небольшую эйфорию, при третьем приеме я смеялся около часа», – вспоминает Евгений. При этом, он утверждает, что в последующих случаях он больше не чувствовал никакого эффекта.

Поэтому, уже в 12 лет Евгений впервые употребил новый синтетический психоактивный наркотик, похожий на марихуану. «Ощущения были странные, он был тяжелее, чем конопля. Я не чувствовал себя плохо. После того как я его употребил, я пошел в магазин, чтобы что-то купить. И вот там я почувствовал себя плохо. В спешке, после того как я купил сухарики, я вышел на улицу, где упал. Я помню, что я молился Богу, чтобы меня отпустило, чтобы у меня прошел тот эффект. Когда все прошло, я смог встать и пойти», – рассказывает Евгений.

Два года назад Евгений узнал о приложении для обмена сообщениями Telegram, которое предоставляло возможность связаться с администраторами интернет-магазинов по продаже наркотиков. Таким образом, для него процесс покупки наркотиков стал быстрым, удобным, так как избегались телефонные разговоры или встречи с продавцами наркотиков.

Telegram-наркотик

На протяжении многих лет служба сообщений Telegram сталкивалась с цензурой или запретами в некоторых странах в связи с обвинениями в том, что приложения использовались для содействия незаконной деятельности. В настоящее время Telegram заблокирован или частично заблокирован в России, Китае, Иране и Афганистане.

Предложение цен и наркотиков в одном из онлайн магазинов наркотиков
Источник: facebook.com

В приложении Telegram есть чаты или группы с ограниченным доступом, в которые входят продавцы и потребители наркотиков. В рамках этих сетей сообщаются цены и виды продаваемых наркотиков. Человек указывает свое местоположение, наркотик и требуемое количество, а затем переводит денежную сумму на счет администратора, на банковский счет или на счет электронного кошелька.

Денежные переводы осуществляются через платежные терминалы или банкоматы. В качестве подтверждения оплаты выступает изображение на экране терминала или чек. После перевода лицо получает юридический адрес с прикрепленной фотографией – место под названием «тайник», откуда оно забирает запрошенный наркотик. Некоторые администраторы интернет-магазинов отправляют координаты с точной геолокацией и прикрепленной картинкой, чтобы уточнить местоположение наркотика.

«Когда я хотел купить наркотики, но у меня не было денег, я спрашивал администраторов, не нужна ли им реклама, т.е. размещение в общедоступном пространстве определенных сообщений или наклеек, в которых указан онлайн-адрес или имя пользователя из приложения Telegram, с помощью которого можно связаться с интернет-магазином. За 20 размещенных сообщений мне заплатили конвертом с наркотиками, в других случаях я получал два конверта за 10 сообщений», – рассказывает молодой человек.

Доступность наркотиков

Евгению известно как минимум пять интернет-магазинов, с которыми связаны другие. «У меня есть около 20 источников, посредством которых я могу купить наркотики. Доступность и цена на наркотики, даже в Кишиневе, очень привлекательны. Такой бизнес выгоден», – говорит Евгений.

Наркотик, помещенный курьерами в тайник
Источник: facebook.com

По его мнению, люди, которые употребляют наркотики, делают это по разным причинам. Когда у них проблемы в семье, школе или в личной жизни. Часто такие люди начинают считать себя «отходами общества – потому что общество их игнорирует, отвергает», – утверждает он.

В течение пяти недель Евгений проходил курс реабилитации в медицинском учреждении в Бэлць, а в настоящее время он больше не употребляет наркотики. «Я рад, что меня не поймала полиция. Другими словами, представители полиции недостаточно подготовлены, чтобы выявлять людей, употребляющих наркотики. Было бы ужасно иметь проблемы с законом и попасть в тюрьму в моем возрасте», – говорит молодой человек.

История Александра

Александру (псевдоним) 40 лет, он наркозависим. Мужчина родился и живет в Кишиневе, а за последние 20 лет он употребил большинство видов наркотиков. Летом 2018 года он решил прийти в Общинный центр психического здоровья на Ботанике (ОЦПЗБ). На тот момент, мужчина употреблял уже синтетические наркотики.
По словам Александра, он тоже пользовался услугами этих интернет-магазинов в качестве потребителя наркотиков.

«Схема продажи наркотиков проста и доступна, но в то же время ужасна. Я думаю, что есть необходимые инструменты, чтобы ликвидировать эти схемы, а государство повинно в функционировании этих магазинов. Я действительно убежден, что есть интерес в их существовании. Ежедневно появляются новые интернет-магазины. Любой, идя по улице, может случайно найти такие наркотики под камнем, на детской площадке, даже в детских садах могут быть тайники с наркотиками», – говорит Александр.

После 9 класса Александр бросил учебу. Позже, из-за отсутствия профессии, он участвовал в различных незаконных действиях, будучи окружен сомнительными личностями. «Наверное, мне не повезло с хорошими учителями в школе. Когда я был в 9-м классе, учителя поставили мне пропускной бал, но сказали, что лучше мне не возвращаться в эту школу. И ситуация в семье имеет большое значение. Возможно, если бы у меня было другое детство, другие отношения в семье, больше внимания, все было бы иначе», – рассказывает мужчина.

Сложный процесс реабилитации

После длительного периода употребления наркотиков процесс ресоциализации и реинтеграции становится гораздо более сложным. Так, в начале процесса реабилитации Александр не строго следовал всем рекомендациям программы, позволял себе употреблять алкоголь или легкие наркотики, что привело к возвращению к употреблению наркотиков.

В рамках Кризисного и реабилитационного центра «Recovery» в ком. Тогатин, филиала ОЦПЗБ, Александр начал программу 12 шагов, посещая собрания анонимных наркоманов и получая консультации врачей, психологов в этом учреждении.

«Прошло три месяца с тех пор, как я ничего не употреблял, даже пиво. Моя жизнь сильно изменилась за этот период. В настоящее время я работаю в Центре психического кризиса (ЦПК), другом филиале ОЦПЗБ, в качестве консультанта. Помогаю людям, приходящим на реабилитацию. Употребление наркотиков – это безумие: ты знаешь, что это очень серьезная угроза для тебя. Ты знаешь, что можешь умереть, но продолжаешь употреблять», – объясняет мужчина.

Управление по борьбе с наркотиками против онлайн-магазинов по продаже наркотиков

Ион Цуркану, глава Управления по борьбе с наркотиками Национального следственного инспектората (НСИ), говорит, что наркотики первоначально продавались через социальные сети Одноклассники, Instagram или Facebook, на фейковой (с английского – поддельной) странице со скрытым IP-адресом. Там было размещено «предложение», список и цены. Сообщения рассылались лицам в социальной сети случайным образом. Рано или поздно информация доходила до заинтересованных лиц, а затем распространялась среди других потребителей наркотиков.

Рекламный стикер онлайн магазина наркотиков Источник: Евгений (псевдоним)

По словам главы Управления по борьбе с наркотиками, было время, когда в Молдове работали четыре веб-платформы, открытые и функциональные. Потребовалось время, чтобы эти страницы идентифицировать и заблокировать. Это было трудно и по причине бюрократии. Сегодня этот процесс стал намного проще, блокирование или удаление веб-сайтов с противоправной деятельностью происходит в течение 24 часов, в основном благодаря изменениям в законодательстве Республики Молдова.

С веб-сайтов и из социальных сетей интернет-магазины, специализирующиеся на продаже наркотиков, мигрировали в сети по обмену сообщениями. «Одним из самых популярных приложений для обмена сообщениями является Telegram, и популярность этого приложения объясняется тем, что оно безопаснее, более защищенное по сравнению с другими приложениями. Серверы, где хранится информация, находится за пределами Республики Молдова, а доступ к информации, содержащейся в этом приложении, не удалось получить даже Службе безопасности России», – говорит Ион Цуркану.

Представитель НСИ утверждает, что блокировка ряда приложений обмена сообщениями типа Telegram сложный процесс, с правовой точки зрения, так как большинство мероприятий в рамках этого приложения не представляют опасности и не носят незаконный характер. Люди используют эти приложения для общения, обмена файлами и т.д.

С появлением новых схем продаж наркотиков в онлайн-пространстве увеличилось и разнообразие наркотиков, а новые наркотики, особенно синтетические, заменили классические наркотики: марихуану, кокаин или героин. «Эти наркотики гораздо более доступны по цене, у них иная химическая структура, их действие намного сильнее, вызывает быструю зависимость», – объясняет Ион Цуркану.

Случаи контрабанды наркотиков в Молдове за 2016-2018 годы
Источник: Статистические данные Национального следственного инспектората

По его словам, в 2006-2015 годах преобладающими предпочтениями потребителей наркотиков были марихуана и героин. Синтетические наркотики, также называемые наркотиками ПВП, имеют эффект, почти аналогичный героину, а цена намного выгоднее. Если цена одного грамма героина колеблется в пределах 2000-3000 леев, то один грамм ПВП-типа составляет 600 леев. Эти различия в стоимости также побудили потребителей наркотиков изменить свои предпочтения, а онлайн-магазины наркотиков активизировали свою деятельность.

По данным Национального следственного инспектората, в настоящее время в Молдове действуют 5-6 интернет-магазинов, управляемых извне. Они вербуют людей на территории различных государств в качестве курьеров, ответственных за размещение наркотиков в определенных местах, называемых «тайниками».

Как наркотики поступают в Молдову

Наркотики поступают в Молдове посредством контрабанды или привозятся прекурсоры для изготовления наркотиков.

«С 2018 года и по настоящее время на территории Республики Молдова были выявлены лаборатории по производству синтетических наркотиков. В то же время было обнаружено, что некоторые компоненты ввозились отдельно. В определенный период мы сталкивались с трудностями, потому что мы постоянно идентифицировали новые вещества с новыми химическими формулами, а список наркотических веществ, в соответствии с действующим законодательством, будет постоянно обновляться. В 2014-2016 годах мы выявили около 80 новых химических веществ, включенных в список запрещенных веществ. С 2016 года по настоящее время выявлено 17 новых веществ», – говорит Ион Цуркану.

Что касается потребителей наркотиков и уголовной ответственности, глава Управления по борьбе с наркотиками говорит, что в течение нескольких лет существовала альтернативная инициатива лишению свободы потребителей наркотиков. «Лица, зависимые от наркотиков, которые проходят программу реабилитации или могут быть включены в такие программы, не должны быть лишены свободы и отправлены в тюрьму. Тюрьма – это не то место, где можно их социализировать или мотивировать их отказаться от употребления наркотиков», – заключил глава Управления по борьбе с наркотиками.

Наркотическая зависимость – психологическая зависимость. Процесс реабилитации

Реабилитация лиц, зависимых от наркотиков, представляет собой комплекс медицинских, психологических и социальных мер, направленных на восстановление физического и психического состояния потребителя наркотиков. Этот процесс включает в себя несколько этапов: медикаментозную стадию, называемую детоксикация или детокс; стадию реабилитации, которая длится от нескольких месяцев до нескольких лет; третья стадия – ресоциализация, которая продолжается в течение всего периода постреабилитации. Она может занять всю жизнь.

По словам директора Республиканского наркологического диспансера (РНД) Михаила Опри, в четырех наркологических отделениях РНД ежедневно около 300 человек получают различные программы лечения и реабилитации, при этом средний возраст зависимых от наркотиков составляет 25—35 лет.

Период инициации в рамках процесса реабилитации – когда зависимые от наркотиков лица и врачи-психологи пытаются установить доверительные отношения.

«Нужна эмпатия, которая обычно отсутствует. Человек нуждается в периоде адаптации, точнее, после первой беседы-консультирования вы не можете установить доверительные отношения. Иногда человеку требуется больше времени, чтобы стать более открытым и принять сотрудничество», – говорит Виктор Ивановски, психолог РНД.

Психолог утверждает, что признаками зависимости от наркотиков являются отрицание зависимости, отрицание проблемы. По этой причине молодые люди, зависимые от наркотиков, сами не обращаются за помощью или делают это слишком поздно, когда возникают последствия или серьезные проблемы в этом смысле.

«После употребления наркотиков человек испытывает состояние эйфории, обретает уверенность в себе, а желание вновь пережить эти эмоциональные состояния приводит к повторному употреблению. Помимо эмоциональных состояний, начинаются и перемены в поведении, психические изменения, появляется зависимость», – говорит психолог.

По словам Виктора Ивановски, зависимость часто проявляется в виде колебания настроения, отсутствия аппетита или наличия повышенного аппетита, появляются сонливые состояния или бессонница, а родители или родственники лица обращаются, когда синдром зависимости уже сформировался и приобрел острую форму.

Наталья Фышкот входит в команду психологов РНД. Она говорит, что синтетические наркотики оказывают очень сильное влияние на психику человека, создавая сильную и быструю зависимость, которая дает возможность манипулировать человеком, употребляющим такие наркотики. «Лицо, зависимое от наркотиков, желает немедленного удовольствия, а сегодняшнее поколение как раз и ориентированно на немедленное удовольствие, желая получить некоторые вещи сразу. Они зависят от семейного воспитания», – говорит Наталья Фишкот.

Часто люди, прошедшие реабилитационный процесс, возвращаются к употреблению наркотиков, иногда эпизодически, иногда достигая рецидива. «Со статистической точки зрения мы не дифференцируем себя от стран мира. Риск возвращения человека к потреблению наркотиков после процесса реабилитации составляет 97%. Период, в течение которого человек не принимал наркотики, называемый периодом воздержания, может занимать день или несколько лет, но нет никакой гарантии, что человек не вернется к наркотикам. По этой причине зависимость – это болезнь, которая означает, что риск возвращения к наркотикам останется на всю жизнь», – утверждает Виктор Ивановски.

ЦПК в рамках ОЦПЗБ – это частный реабилитационный центр, предлагающий наркозависимым возможность воспользоваться уникальной программой реабилитации. Клиенты проходят программу реабилитации по модели Миннесоты, признанную во всем мире и рекомендованную Всемирной организацией здравоохранения для лечения и реабилитации при зависимостях.

Аркадий Астрахан, психотерапевт, специалист по экстренной медицине Источник: psi.md

Аркадий Астрахан, программный директор ЦПК, говорит, что программа длится 28 дней и является лишь началом, первым шагом к снижению риска возврата к употреблению наркотиков. После этой программы люди могут вернуться в реабилитационный центр для участия в собраниях группы поддержки.

По словам Аркадия Астрахана, средний возраст пациентов в ЦПК составляет 20-30 лет, и большинство из них стали зависимыми в результате употребления синтетических наркотиков.

«Причины употребления наркотиков самые разнообразные. Часто потребители наркотиков ссылаются на искаженные мотивы. Кто-то говорит, что у него семейные проблемы, плохое экономическое положение, не самые лучшие отношения с супругой. И, все же, есть люди, у которых такие же проблемы, но они не употребляют наркотики. Мы называем эти мотивы «рационализацией». Они ссылаются на определенные мотивы, которые не весомы или не являются реальной причиной, по которой человек употребляет наркотики. Это вторичные объяснения, оправдывающие употребление наркотиков», – объясняет программный директор ЦПК.

Ежегодно, по крайней мере, 200 человек становятся бенефициарами программы реабилитации ЦПК.

Дежурный РЕПОРТЕР

Вы также можете подписаться на нас в Telegram, где мы публикуем расследования и самые важные новости дня, а также на наш аккаунт в YouTube, Facebook, Twitter, Instagram.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

mersin eskort

-
spoed loodgieter
- Werbung Berlin - buy instagram followers -