«Бомба попала в наш дом» – так Елена Анмегикян описывает момент, когда сын признался ей, что он гей. Последовали целые дни плача и мучительные вопросы о том, в чем она ошиблась, воспитывая своего единственного ребенка. Принять гомосексуальность сына Елене помогла группа взаимопомощи.
До каминг-аута Максима, Елена слышала об ЛГБТ, но не думала, что это может коснуться ее семьи. Поначалу по-настоящему понять и принять сына было тяжело.
«Он сказал, что если нам будет стыдно за него, он уйдет из дома. Конечно, не могло быть и речи о чем-то подобном.
Ну, хорошо, мы начали жить с этим.
Я все время плакала, где могла – в автобусе, в троллейбусе, дома. Его отец много курил и тоже плакал. В какой-то момент Максим начал вести себя так, будто он в чем-то виноват перед нами. Я поняла, что не смогу нести это бремя в одиночку», – рассказывает Елена.
Избавиться от чувства вины
О группе поддержки родителей в «Genderdoc-M», НПО, которая защищает права ЛГБТ-людей, Елена узнала от сына. Максиму оказалось несложно убедить родителей пойти на встречу в ЛГБТ организацию.
«С того момента, как они нашли там поддержку и понимание, они продолжают ходить. Эта группа помогла им избавиться от чувства вины, – делится Максим. – Я думаю, что у них было такое чувство, что они что-то сделали неправильно, возможно, не воспитали меня как следует, что, возможно, это их ошибка как родителей».
Елена – одна из старожил группы поддержки, она ходит туда уже 14 лет.
Некоторые родители, приняв гомосексуальность своих детей, не перестают посещать встречи, а начинают помогать родителям, которые еще только в начале пути.
Программный координатор «Genderdoc-M» Наталья Урсу говорит, что у них сложилась стабильная команда таких родителей.
«Когда мама или папа приходит в группу впервые, все стараются уделить внимание и показать, что все страхи и боль пройдет, и что в том, что происходит, нет ничего страшного, – говорит Наталья. – Наши встречи очень теплые, они как дома, здесь приятно быть самим собой».
Про нормальность
Еще одна участница группы поддержки Мария (имя изменено – прим. ред.) говорит, что другие родители помогли ей понять, что она не одинока и именно это помогло ей справится с ситуацией. Ее сын сказал ей, что он гей, в свой пятнадцатый день рождения. Для мамы это стало ударом.
«Я предполагала что угодно, только не услышать этого слова, – говорит Мария. – У меня был приступ истерики, я полгода не могла прийти в себя.
Затем однажды сын спросил, хочу ли я отдохнуть, не сообщив мне никаких других подробностей. Он сказал, что может отправить меня куда-то отдохнуть на три дня».
Так она оказалась на семинаре «Genderdoc-M».
Сын Марии, Дан (имя изменено – прим. ред.), вспоминает, что мама вернулась оттуда другим человеком. Правда, какое-то время Мария еще надеялась, что сын передумает и женится, но группа поддержки помогла принять, что этого не произойдет и это нормально.
Психолог «Genderdoc-M» Оксана Гуменная объясняет, что родители помогают друг другу принять свою ситуацию как нормальную.
«Когда ты сталкиваешься точно с такими же родителями и ты понимаешь, что они абсолютно адекватные, у них те же самые проблемы, к ним проходят те же самые страхи, ты начинаешь понимать, что это не только про тебя. И это становится некой такой нормой. Ты можешь принять это как да, это, скорее всего, про нормальность», – говорит психолог.
Быть собой
Дарья (имя изменено, прим. ред.) узнала, что ее сын гей, по телефону. Он просто позвонил маме и сказал, что влюбился. Мирча (имя изменено, прим. ред.) уже жил во Франции и готов был прекратить общение с родителями, если они не смогут принять его таким, какой он есть. Мама приняла сына, но процесс был тяжелым. Как и другие родители в «Genderdoc-M», Дарья благодарна за помощь группы поддержки.
«Вы не представляйте, что за рев там был, они не успевали давать нам бумажные платки. Но эти встречи и этот плач нам очень помогли. Чья-то тяжесть перешла на чужие плечи, и поэтому мы подружились и пережили это. Фактически, большинство пережили это, за исключением нескольких человек в стране, которым, в том числе, помешала церковь», – рассказывает Дарья.
Стереотипы общества
Родители воспринимают гомосексуальность детей как трагедию в том числе и потому, что общество негативно относится к гомосексуальным людям. ЛГБТ сообщество в Молдове постоянно сталкивается со стереотипами, ненавистью и даже насилием.
Родители, которым удается справится с предрассудками и принять своих детей, выстраивают по-настоящему близкие отношения с детьми. Дан, сын Марии, говорит, что теперь они с мамой говорят открыто, и он обрел в лице матери близкого друга. Максим, сын Елены, живет в Англии, но остается с мамой в теплых отношениях, они постоянно созваниваются. Мирча говорит, что гордится своей мамой и тем, что она смогла понять его и принять. Сейчас Дарья живет с ним во Франции, но все равно приходит на встречи в «Genderdoc-M», когда приезжает в Кишинев.
Алёна ЧУРКЭ
Фото/видео: Катерина АЛЕКСАНДР, Игорь ИОНЕСКУ
При поддержке Медиасети
Pingback: [ФОТО] Марш солидарности в Молдове «Я в порядке» /„I am ok” | Ziarul de Gardă RUS
Pingback: «Пусть живет свободно». Как родители принимают своих ЛГБТ-детей в Восточной Европе | Ziarul de Gardă RUS
Pingback: В центре столицы проходит марше ЛГБТ | Ziarul de Gardă RUS