Сотни тысяч людей ежедневно переживают террор в рамках войны, в которую вовлечены интересы и недопонимания между многими странами. Сирия стала «полем боя» этих интересов. Таким образом, миллионы сирийцев вынуждены бежать с пути апокалиптической войны, порождая кризис исторического масштаба.
После распространения террора членами Исламского государства (официальное название – Daesh, прим. ред.), мусульмане стали теми, кто вызывает подозрения и страхи у людей по всему миру. Террористические атаки 13 ноября этого года в Париже всколыхнули эту волну недоверия.
«Ислам означает мир»
Последние нападения в Париже, в результате которых погибли 140 человек, вернули внимание общественности к гражданской войне в Сирии, где члены Исламского государства (ИГ) убивают сотни людей.
Члены Исламской лиги Республики Молдова (ИЛРМ) осуждают действия ИГ. «Мусульмане такие же, как и другие люди, но ведь не говорят же, что все американцы или все русские являются террористами, когда один человек убивает десятки людей. Преступления, совершенные членами ИГ, не имеют ничего общего с религией. Ислам является религией общения, добрых взаимоотношений между людьми», – объясняет Сергей Сокиркэ, президент ИЛРМ.
По его словам, общий смысл слова «Ислам» – это мир. «Коран, наша священная книга, призывает людей делать добрые дела. За доброе дело будешь вознагражден, за зло будешь наказан. То, что сейчас происходит в Сирии, и нападения, о которых мы слышим и читаем в прессе, совершаются несколькими безумцами, не имеющими никакой духовной ценности и никакой связи с исламом. Мы постоянно задаемся вопросом: кто стоит за этими террористами, и что их побуждает к этим действиям. Они постоянно говорят о Коране, но если проанализировать каждый стих Корана, мы увидим, что они делают вещи, строго запрещенные им», – говорит Сокиркэ.
Президент ИЛРМ обратился в ислам в 2000 году. «Это был долгий путь… Я был христианином, но приходя в церковь и соблюдая все традиции, я задавался вопросами, на которые не находил ответов. Впервые, когда я подумал об исламе, я сразу же провел несколько ассоциаций. Я вспомнил, что я читал или видел по телевизору: что они унижают женщин, что они террористы, что они убивают. Я все видел в мрачных тонах. Так я взялся за чтение Корана. Оттуда все и началось. Повторяю, Коран призывает людей к миру, любви и взаимному уважению, а не к унижению и преступлениям», – рассказывает мужчина.
«Кто заинтересован в том, чтобы эти гражданские войны продолжались?»
На протяжении многих лет, по всему миру был совершен ряд терактов, виновными в которых были признаны члены ИГ. В результате этих нападений погибли сотни невинных людей, и усилилась исламофобия. «Я иду по улице, и никто не понимает, что я мусульманин, женщинам, носящим хиджаб приходится тяжелее. На самом деле, народ в Молдове толерантен. Здесь люди понимают, что теракты в Париже или в других странах не имеют ничего общего с исламом или с нами, мусульманами. Важно разглядеть, кто заинтересован в том, чтобы эти гражданские войны продолжались, а террористические атаки были столь смертоносными и скандальными. Давайте, посмотрим, что последовало за этими атаками. Например, после 11 сентября был захвачен Афганистан, откуда выкачали большое количество нефти. После нападений в Париже, Франция вступила в войну в Сирии», – комментирует Сергей. По его мнению, мы не можем говорить о каком-либо развитии в зонах конфликта. Это мертвые зоны, а великие державы и некоторые группировки заинтересованы в том, чтобы эти районы не развивались.
В 2011 году в Дамаске, Сирия, началась волна антиправительственных демонстраций, во время которых люди протестовали против однопартийной диктаторской системы, увековеченной президентами Хафезом аль-Асадом и его сыном Башаром аль-Асадом. Народ протестовал против безработицы, коррупции и нарушений прав человека. Режим отреагировал массовыми арестами и точечными бомбардировками повстанческих кварталов и населенных пунктов. Так, со временем, началась настоящая гражданская война.
Тогда же появилась и Свободная армия Сирии (САС), сформированная из солдат, которые дезертировали из вооруженных сил режима, а также из «людей, которые выступали против режима и больше не могли выносить опасности быть убитыми за требование соблюдать их права», – рассказывает Джалилати Сафват, сириец, обосновавшийся в Молдове. «Кто такие члены Daesh? Кто учит, что это легко, убить человека? Кто дал им оружие? Кто стоит за этой группировкой? Почему они хотят, чтобы их называли ИГ, если не имеют ничего общего с исламом?» – спрашивает Джалилати.
Сириец прибыл в Молдову, когда в его стране еще не было войны. Он регулярно навещал свою дочь, которая осталась там, и родственников. «После того, как было создано Daesh (ИГ), я больше не могу туда съездить. Меня бы убили, посчитав предателем. По их словам, мужчина, сбежавший в Европу, заслуживает смерти, будучи признан неверным», – объясняет он.
Люди, прибывшие из Сирии, рассказывают, как атакуются города, а не позиции ИГ. «Самолеты воюют против людей. Я смотрю российские каналы и вижу, сколько лжи они распространяют о том, что происходит в Сирии. Так же, как и в случае с войной в Украине. Русские очень сильны информационно, и то, что происходит сейчас, это хорошо настроенная манипуляция. Хотя прошло два месяца с тех пор, как Россия начала воздушные налеты против Исламского государства, не было разрушено ни одной позиции ИГ. Погибают мирные люди. Они больше не чувствуют себя в безопасности в своих домах», – утверждает Джалилати Сафват.
«Война убила мою дочь. Мне некого винить. Мы не знаем, кто и почему убивает, но это почти что не имеет значения в хаосе войны. Единственное, что беспокоит, так это то, что тысячи людей, ни в чем не повинные, умирают», – рассказывает мужчина. «Я уехал, я приехал… Но уже прошло три года с тех пор, как я похоронил дочь, у меня больше нет права на возвращение на родину. Но мне даже некуда ехать: мой дом был разрушен. Весь квартал сравнялся с землей в результате бомбардировок. Целый день слышны выстрелы и снаряды, которые падают рядом с домом. Те, кто остался, продолжают надеяться, что не погибнут, что их дома не будут разрушены», – рассказывает сириец.
«Больно то, что члены ИГ, в действительности, чужаки. Они не сирийцы, они были собраны со всех концов земли. Они делают все, что им приходит в голову. Это больнее всего. Ты в своей стране, но в твой дом приходит чужой, который не знает твои обычаи, язык, религию и прогоняет тебя из дома, приказывает и унижает тебя», – вздыхает он. Согласно докладу, сделанному «The Guardian», 15.000 человек отправились в Сирию и Ирак, чтобы присоединиться к ИГ. Добровольцы приехали из более 80 стран.
«Исламское государство – это всего лишь название. В действительности, они не имеют ничего общего с исламом. Ислам запрещает убивать людей, приходить в чужие дома и поджигать их. Строго запрещено убивать женщин и детей, или безоружных людей, невиновных. Даже в военное время нельзя убивать мирных жителей, женщин и детей.
Они, однако, делают все, что ислам запрещает. Они безумцы, безжалостные преступники… Они пришли в мой дом с оружием, потом начали говорить со мной на иностранном языке…» – в сердцах рассказывает мужчина, который потерял 60 родственников в этой войне.
Лишенные корней в результате войны
Люди бегут от пуль и ножей бойцов ИГ, оставляя позади все, что они заработали за свою жизнь. «Оставляешь одну жизнь и попадаешь в другую. Минуешь перерезанные проволоки пограничного забора и становишься лицом без гражданства, уязвимым, зависимым и невидимым. Превращаешься в беженца», – описывает Пол Салопек, американский журналист, присоединившийся к группе сирийских беженцев, которые пешком шли до границы с Турцией, спасаясь от бомбардировок и убийств.
В Турции живут около двух миллионов сирийских беженцев. Там были построены лагеря или целые города для беженцев. Турецкое государство тратит миллиарды долларов на них. Тем не менее, неопределенность нависает, как туча, над головами сирийских беженцев в Турции. «С тех пор, как Россия начала нападения на ИГ, лишь однажды был атакован район, где они находились, но в открытом поле, где не было никого и ничего, и на них это никак не сказалось. Когда было совершено нападение в Париже, Россия бомбила гражданские объекты и турецкую границу, где нет ни одного террориста. Обо всем этом мне рассказывают люди, которые остались там, но средства массовой информации молчат», – говорит нам Джалилати Сафват.
По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, каждый день Сирию покидают около 6000 человек, но границы начинают закрываться, и им все труднее найти убежище.
«Россия поддерживает Башара аль-Асада»
Россия осуществила свои первые воздушные налеты на сирийскую территорию в конце сентября. «В час там гибнут более 1000 человек. Гибнут дети. Гибнут женщины. Когда видишь, что там происходит, самому не верится, хочется беспрерывно плакать. Дети бок о бок с женщинами, в четыре-пять рядов, сколько может охватить человеческий глаз, и все погибают один за другим. Я видел это своими собственными глазами… Почему мы не видим этого в средствах массовой информации? Почему молчим и терпим этот террор? В Daesh около 30.000 членов. Да, у них есть оружие, дорогие автомобили, но нет самолетов. Столько стран принимают участие в этой войне, неужели нельзя их победить? Почему Россия атакует районы, где находятся мирные жители? Почему она поддерживает Башар аль-Асада, который борется с обычными людьми, не желающими его во власти?», – вопрошает сириец.
«Мы видим истинные намерения Путина. Он хочет поддержать Асада, сыграть центральную роль в переходный период, подорвать позиции и действия США и расширить влияние России на Ближнем Востоке, носящее беспрецедентный характер с 1973 года и до сих пор», – заявил сенатор-республиканец Джон Маккейн после появления первых данных о том, что Россия будет избегать нанесения ударов по позициям ИГ.
В то же время, сирийские повстанцы отказываются от помощи, которую хочет им оказать Москва в борьбе против Исламского государства, утверждая, что в первую очередь следует прекратить бомбежки, пишет «Euronews». Реакция последовала за тем, как российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что военно-воздушные силы России готовы поддержать сирийскую оппозицию в борьбе с ИГИЛ. «Мы готовы поддержать с воздуха и патриотически настроенную оппозицию, в том числе Свободную сирийскую армию», – заявил российский чиновник.
Недавно одна из воздушных атак, осуществленных российской авиацией в повстанческих регионах Сирии, пришлась на фруктовый и овощной рынок города Ариха. По данным телеканала «Al-Jazeera», удар был нанесен по переполненному рынку, в результате чего погибли 40 человек.
Гражданская война в Сирии привела, на данный момент, к 240.000 смертей. Более 4 млн сирийцев покинули страну, и, по крайней мере, 7,6 млн являются перемещенными лицами внутри границ Сирии. «Эта война не закончится никогда, потому что в ней участвуют слишком много стран. Сирия стала полем битвы для ряда людей с широким кругом интересов», – говорит Джалилати Сафват.
Татьяна БЕГЮ