Второе осуждение по делу о взятке в размере 1,5 млн. леев двум прокурорам и трем полицейским вскрывает новые обстоятельства случая. Из материалов дела следует, что прокуроры и полицейские вымогали у бизнесменов, в отношении которых расследовали уголовное дело, находившееся в их ведении, в том числе деньги, которые они изъяли у подозреваемых в ходе обысков.
Октавиан Бусуйок был офицером следствия в Следственном управлении по расследованию экономических преступлений Национального следственного инспектората (НСИ), когда он был задержан в январе 2018 года по уголовному делу, по которому оказались за решеткой прокуроры Роман Клим и Евгений Тифой из Прокуратуры Кишинева, офиса на Чеканах, а также и два других полицейских.
В декабре 2018 года ZdG писала, что Валентин Самоил, заместитель начальника Управления № 2 Организованной преступности НСИ, после признания вины был приговорен по этому делу к уголовному штрафу в размере 90 тысяч леев. Его дело было выделено из основного дела после того, как «служитель закона» заключил соглашение о признании вины с прокурором по борьбе с коррупцией, ведущим дело. Так же поступил и Октавиан Бусуйок.
Пятеро мужчин были задержаны на 72 часа, а затем отправлены под арест на 30 дней 18 января 2018 года по обвинению в вымогательстве 200 тыс. евро у нескольких бизнесменов. Впоследствии было получено около 1,5 млн. леев, чтобы освободить их из-под ареста.
Как он попросил денег за освобождение трех лиц из-под ареста
Приговор в отношении Октавиана Бусуйока был оглашен судьей Ионом Морозаном из Кишиневского суда, офиса на Буюканах, 1 февраля 2019 года. Суд назначил полицейскому наказание в виде четырех лет заключения в пенитенциарном учреждении полузакрытого типа, но приостановил его исполнение на испытательный срок в пять лет. Вместе с тем, Бусуйок должен заплатить уголовный штраф в размере 115 тыс. леев.
Хотя он признал причастность к акту коррупции, суд не запретил ему право занимать государственные должности. В то же время, после того, как приговор станет окончательным, полицейский сможет оплатить в течение трех дней половину суммы штрафа.
В приговоре, оглашенном Октавианом Бусуйоком, также содержатся обстоятельства уголовного дела, в результате которого последовало задержание троих полицейских и прокуроров Романа Клима и Евгения Тифоя.
Так, в уголовном деле, которое привело к задержанию прокуроров и полицейских, помимо трех представителей компании «Radeva-Grup», братьев Олега и Анатолия Брашовяну и Виталия Тодорогло, первоначально были задержаны еще три лица: Серджиу Мэрджиняну, Владимир Гладун и Александру Ратушник, — представители ряда экономических агентов, с которыми у «Radeva-Grup» были договорные отношения. Чтобы освободить Серджиу Мэрджиняну из-под стражи, Октавиан Бусуйок признался, что попросил у него 3тыс. евро для оказания влияния на прокурора Евгения Тифоя, главу группы уголовного преследования, чтобы облегчить процесс освобождения от ареста. Впоследствии Бусуйок получил от супруги Мэрджиняну сумму в 50 тыс. леев – деньги, переданные через таксиста. Через полтора часа после того, как деньги попали к Бусуйоку, по указанию прокуроров, Мэрджиняну был освобожден.
По схожему сценарию, Бусуйок признал, что он просил деньги, 11 тыс. евро, и у Владимира Гладуна и Александра Ратушника. Государственное обвинение установило, что у полицейского в этом случае было «молчаливое согласие прокурора Тифоя Евгения» и что он получил 11 тыс. евро (по 5,5 тыс. евро с каждого) прямо перед зданием Прокуратуры Кишинева, офиса на Чеканах. Через несколько часов после сделки Гладун и Ратушник были освобождены из-под ареста.
Деньги, изъятые в ходе обысков, взяты в качестве взятки
Большая часть денег по этому уголовному делу была получена в результате вымогательства у семьи Брашовяну, владелицы компании «Radeva-Grup». Согласно показаниям, предоставленным сторонами по делу, первоначально прокуроры Клим и Тифой вымогали у них 200 тыс. евро, «чтобы прекратить любые действия против них, включая прекращение уголовного дела».
Впоследствии, согласно показаниям, данным Анатолием Брашовяну, прокуроры приняли бы и сумму в 100 тыс. евро, но переговоры продолжились. Прокуроры получили взятку, в том числе 10 тыс. евро и 6 тыс. долларов США, деньги, изъятые в ходе обысков по делу компании «Radeva-Grup».
Остальные 60 тыс. евро были бы получены двумя прокурорами в офисе Прокуратуры на Чеканах, которые были «в обычном белом пакете, замаскированном под пакет с едой». На следующий день, после того, как деньги достигли пункта назначения, представители «Radeva-Grup» были освобождены из-под стражи по решению суда. Впоследствии они направили жалобу в НЦБК.
Полицейский рассказал, как он получил 5 тысяч евро
На слушании в суде Октавиан Бусуойок рассказал, как он получил пакет с 5 тыс. евро от прокурора Романа Клима. «Подойдя к зданию Прокуратуры во время курения, Роман Клим сказал ему, что братья (Брашовяну, прим. ред.) тем вечером дали немного денег и чтобы он потерпел и вскоре получит свою долю. Еще спустя несколько дней, таким же образом (по Вайберу, прим. ред.) позвонил Роман Клим, который снова пригласил его в прокуратуру. Таким образом, перед зданием Прокуратуры он вручил ему белый конверт, который тот сунул в карман. Клим сказал ему, что это по уголовному делу «Radeva-Grup». Когда он сел в машину, то достал из кармана конверт, открыл его и пересчитал иностранную валюту, там было 5 тыс. евро в банкнотах номиналом по 500 евро», — отмечается в приговоре, со ссылкой на заявления Октавиана Бусуйока.
Полицейский также сказал, что через несколько дней после получения 5 тыс. евро, прокурор Роман Клим снова позвонил посредством приложения Вайбер и пригласил его в здание Прокуратуры, где он сообщил о том, что в Национальный центр по борьбе с коррупцией (НЦБК) поступило анонимное обращение, в котором сообщалось, что по уголовному делу «Radeva-Grup» вымогали и получили 20 тысяч евро. Бусуйок отметил, что прокурор Роман Клим попросил его сходить в офис фирмы, чтобы спросить братьев Брашовяну о том, пожаловались ли они в НЦБК, а также убедить их не делать этого.
Уголовное дело, по которому проходили прокуроры Клим и Тифой, было возбуждено вследствие доносов представителей «Radeva-Grup». Дело в отношении государственных обвинителей еще не было направлено в суд, хотя оно больше года находится в прокуратуре по борьбе с коррупцией.
Эта статья подготовлена в рамках проекта «Консолидация правового государства и обеспечение прозрачности судебной системы», реализуемый О.А. «Юристы за права человека», при поддержке National Endowment for Democracy, которые никоим образом не оказывают влияние на выбор тем и содержание публикуемых расследований.
Виктор МОШНЯГ