Несколько дел, по которым 14 бывших или нынешних судей обвиняются в вынесении заведомо неправосудных решений, с помощью которых было отмыто около 20 млрд. долларов США, попали на рассмотрение судьям Конституционного суда. Таким образом, посредством судебных определений, рассмотрение дел в судах было приостановлено. Дела магистратов рассматриваются в первой инстанции в течение почти двух лет без вынесения приговоров.
ZdG выявила, по крайней мере, 11 жалоб, поданных адвокатами судей, проходящих по 14 делам, рассматриваемым Кишиневским судом. Жалобы практически идентичны, ссылаясь на конституционность фразы «повлекшее тяжкие последствия», содержащейся в статье 307 Уголовного кодекса Республики Молдова, статье, на основании которой судят этих 14 магистратов.
Аргументы адвокатов: фраза «не соответствует принципу четкости и предсказуемости уголовного закона».
Адвокаты судей пишут в обращениях, поданных в Конституционный суд в период с октября по декабрь 2018 года, что магистраты, их нынешние клиенты, обвиняются в вынесении заведомо неправосудных решений, «повлекших тяжкие последствия», и что «тяжкие последствия» были оценены прокурором, как «действия, которые подорвали авторитет и престиж правосудия, дискредитировали высокий пост судьи, создавая негативный имидж молдавской судебной власти на международном уровне и утрату доверия к судебным инстанциям на национальном уровне». Адвокаты подняли вопрос об исключительном случае неконституционности на том основании, что «фраза “повлекшее тяжкие последствия” является нечеткой и непредсказуемой и противоречит Конституции».
Вместе с тем, адвокаты считают, что эта фраза «не соответствует принципу четкости и предсказуемости уголовного закона», гарантированному Конституцией. «Уголовный кодекс не определяет значение выражения «повлекшее тяжкие последствия», утверждают защитники. «Отягчающие обстоятельства, “повлекшие тяжкие последствия”, носят оценочный характер, и наличие или отсутствие “тяжких последствий” в каждом отдельном случае остается на усмотрение прокуроров и судебных инстанций», – отмечают адвокаты, которые требуют, чтобы фраза из Уголовного кодекса Республики Молдова «повлекшее тяжкие последствия» была объявлена неконституционной.
«Какова должна быть степень тяжести этих «последствий» для того, чтобы следовало отнести их к категории «тяжких» и каковы объективные критерии их оценки? «Должны ли серьезные последствия быть формальными или материальными? По отношению к кому будут оцениваться тяжкие последствия? По отношению к потерпевшей стороне, по отношению к другим участникам судебного процесса или по отношению к третьему лицу?» – задаётся вопросом в одном из обращений адвокат Ливия Митрофан. До того, как дела этих 14 судей поступили в Конституционный суд, существовали судебные определения, в соответствии с которыми рассмотрение уголовных дел в судебных инстанциях было приостановлено.
Могут ли быть прекращены дела в отношении этих 14 магистратов?
Отвечая на вопросы ZdG, адвокат Георге Ульяновски, который представляет двух из 14 подсудимых магистратов, уточнил, что обращение в Конституционный суд координировалось несколькими адвокатами и что оно основано на недавнем решении Суда, посредством которого был объявлен неконституционным пункт 328 ст. Уголовного кодекса, в котором также содержится словосочетание «тяжкие последствия».
Тогда Суд констатировал, что закон не устанавливает какого-либо материального критерия, определяющего тяжесть негативных последствий, и что существует риск классификации последствий как тяжких на основе произвольных и субъективных критериев теми, в чьей компетенции находится применение уголовного закона. Адвокаты, подавшие жалобы в КС, утверждают, что, если Суд сочтет неконституционным положение, на которое они ссылаются, уголовные дела, в которых фигурируют 14 нынешних или бывших судей, могут быть прекращены.
Дела судей, рассматриваемых в суде на протяжении 2 лет, без приговоров
22 и 23 сентября 2016 года, 16 бывших и нынешних магистратов получили ордера на арест на 30 дней в связи с отмыванием около 20 млрд. долларов США через судебные инстанции Республики Молдова. Первоначально в деле фигурировали 17 судей. В марте 2016 года скончался Ион Ганчар, который подписал в июне 2013 года постановление о 710 млн. долларов США. Вскоре после задержания по этому делу, умер и судья Юрие Цуркан, который вынес похожее постановление, о начислении 700 миллионов долларов США. Вследствие этого, дело в отношении него было закрыто. Другому судье, фигурировавшему в прокурорском расследовании, в отношении которого Высший совет магистратуры дал согласие на расследование, Виктору Орындашу, удалось уехать из Молдовы, и он не был найден по сей день. Остальные 14 дел были переданы в суд в начале февраля 2017 года, а затем рассмотрены без приговора, в Кишиневском суде.
Список бывших или нынешних магистратов, проходящих по делу «Прачечной»
- Сергей Губенко – судья, председатель Апелляционной палаты Комрата. Отстранен от должности (Приостановлен в должности) решением ВСМ от 20 сентября 2016 года.
- Юрие Хырбу – судья, Теленештский суд. Был отстранен от должности решением ВСМ от 20 сентября 2016 года. Решением ВСМ от 6 марта 2018 года Хырбу был переведен из Центрального суда в Теленештское отделение Оргеевского суда.
- Гарри Бивол – судья, Кишиневский суд. Отстранен от должности решением ВСМ от 20 сентября 2016 года.
- Сергей Попович – судья, Комратский суд. Отстранен от должности решением ВСМ от 20 сентября 2016 года.
- Серджиу Лебедюк – судья, Кишиневский суд. Отстранен от должности решением ВСМ от 20 сентября 2016 года.
- Геннадие Бырназ – бывший судья, Суд на Рышкановке, мун. Кишинев. 20 марта 2018 года, во время рассмотрения уголовного дела, он ушел в почетную отставку из судебной системы. Президент Игорь Додон подписал указ в начале апреля.
- Штефан Ницэ – бывший судья, Кишиневская АП. Ушел в почетную отставку из судебной системы в мае 2018 года, прямо во время рассмотрения уголовного дела.
- Валериу Гыскэ – бывший судья, Рышканский суд, мун. Кишинев. Ушел в почетную отставку из судебной системы в декабре 2012 года. В сентябре 2013 года получил адвокатскую лицензию.
- Игорь Ворническу – бывший судья, Рышканский суд, мун. Кишинев. Ушел в почетную отставку из судебной системы в августе 2012 года. В ноябре 2012 года получил адвокатскую лицензию.
- Герге Горун – бывший судья, Рышканский суд. Ушел в отставку с должности в марте 2014 года.
- Аурика Ус – бывшая судья Окружного коммерческого суда. Подала в отставку с должности в июле 2013 года.
- Лилиана Андрияш – бывшая судья Окружного коммерческого суда. Ушла из судебной системы в январе 2014 года. Сегодня осуществляет адвокатскую деятельность.
- Михай Морару – бывший судья, Унгенский суд. Ушел в отставку с должности в ноябре 2015 года.
- Георге Маркитан – бывший судья, Каушанский суд. Ушел в почетную отставку из системы в декабре 2011 года.
Данная статья написана в рамках проекта «Укрепление верховенства закона и обеспечение транспарентности судебной системы», реализуемой O.A. «Юристы за права человека» при поддержке фонда «National Endowment for Democracy», что никоим образом не влияет на предмет и содержание опубликованных расследований.
Виктор МОШНЯГ