Интервью с Ириной Бабухиной-Митаки, координатором проекта «Академия Рождественского дедушки»
– Что предполагает эта Академия Деда Мороза?
– Академия Рождественского дедушки действует уже 17 лет. Проект был запущен в 2001 году, когда идея пришла из другого проекта – Благотворительного фондa «Clipa Siderală». Речь идет о Рождественском караване, в рамках которого в течение 20 лет кишиневские лицеисты едут в самые отдаленные населенные пункты страны, чтобы принести радость и подарки детям, чуть более грустным, чем мы. В этих поездках дети все чаще спрашивали нас о том, как выглядит Рождественский дедушка, где он, если Санта-Клаус – это тот же Рождественский дед. Вопросы детей заставили нас тоже задуматься над этим аспектом и решить, куда нам пойти с этой дилеммой? Мы отправились в Академию наук. Академик Николай Бэйешу провел исследование, в результате которого выяснилось, что в наших традициях (Молдовы) действительно существует персонаж по имени «Moș Crăciun» (Рождественский дед), который не является ни Санта-Клаусом, ни Дедом Морозом, а совсем другим героем. Мы говорим, что они родственники, однако это разные персонажи.
– И кто же тогда этот наш Рождественский дед?
– Это символ зимних праздников. По мнению всей команды Академии Рождественского дедушки, этот персонаж даже может стать национальным символом. Почему нет? Во-первых, это хороший дедушка, любящий всех детей. Он умеет слушать, умеет говорить и шутить. Это дедушка, дающий надежду.
— А чем он отличается от Санта-Клауса и Деда Мороза?
— В этом исследовании также говорилось об особом костюме, который он носит: толстый тулуп и овечью кушму. Преобладают белый и красный цвета, а украшен он традиционным орнаментом. Мы конечно сшили первый костюм Рождественского деда. Сейчас у нас уже есть третий костюм дедушки, красивый и особенный. Академия, чтобы вы не понимали неправильно, не против Деда Мороза и Санта-Клауса, однако, раз у нас есть этот наш персонаж, почему бы не продвигать его? Почему в здании Правительства, в Примэрии или в других государственных учреждениях есть изображение Санта-Клауса? То есть, хорошо знать наши традиции, персонажей из наших традиций и продвигать их. Рождественский дед не один, у него есть целая свита. Если свита Санта-Клауса состоит из гномов, то свита Рождественского деда состоит из персонажей наших традиционных сказок: Пэкалэ и Тындалэ, Фэт-Фрумос, Иляна Косынзяна, Азорикэ, Гривей, Гугуцэ.
— Каково происхождение этого персонажа в тулупе и овечьей кушме?
— Говорят, что у наших предков откуда-то был этот персонаж. Это был не Санта-Клаус, ведь он никак не мог попасть сюда. Но вот бабушки и дедушки наших предков, когда наступали зимние праздники, брали тулуп, выворачивали его наизнанку, одевали овечью кушму, как-то переодевались, покрывали щеки красной свеклой, а брови – чем-то белым, и играли эту роль доброго дедушки, приносящего детям подарки.
— Как сделать так, чтобы общество узнало об этом персонаже?
— Конечно же за эти 17 лет проводилось много мероприятий и мини-проектов в рамках Академии Деда Мороза. Несколько лет подряд мы организовывали «Волшебный путь», и сначала это был троллейбус, затем – автобус, очень красиво оформленный, который ездил по центру столицы и останавливался на каждой остановке. Из него выходила свита Рождественского деда и проводила интерактивные игры для детей и взрослых вокруг. Самые лучшие получали по билету, заходили в автобус и ехали до следующей остановки. В автобусе их ждал Рождественский дед с многочисленными подарками. Дети были полны энтузиазма. Те, кто знал маршрут, уже приходили на остановки каждый день. Другой проект «Сюрпризы Рождественского деда » проводился во Дворце республики. Такие проекты организовывались два-три раза.
— Главное занятие Деда Мороза – это, все-таки, письма…
— Да. Ежегодно приходит все больше писем. Если в первый год их было несколько сотен, то в прошлом году мы получили около 20 тысяч писем. Понимаете? 20 тысяч детей верят в Рождественского деда и пишут ему. Во многих странах есть такой сервис. Молдове, однако, в этом отношении повезло больше, потому что в Америке, например, чтобы написать Санта-Клаусу, нужно заплатить примерно два доллара. А чтобы получить ответ, нужно заплатить еще больше. В России все точно так же. В Молдове эта услуга бесплатная, благодаря Почте Молдовы. Любой ребенок может написать Рождественскому деду. На конверт не нужно клеить ничего, никаких марок, достаточно лишь написать, что получатель — «Рождественский дед» или «Академия Рождественского деда», даже Дед Мороз или Санта-Клаус, потому что мы страна со множеством национальностей и культур. Рождественский дед любит всех детей и всех жителей нашей страны, поэтому он принимает письма от всех. Эта переписка полностью бесплатная.
— Что происходит с этими письмами, после того, как их отправляют?
— Письма приходят к нам. Конечно же, свита Рождественского деда помогает ему распределять их. У нас есть коробки с разными видами писем. Дети получают ответы от дедушки в красивых конвертах. Это сказка. Можно сказать, что каждый ребенок получает подарок от Деда Мороза, потому что этот конверт уже особенный.
— Что дети пишут дедушке?
— Письма бывают разными, от самых смешных до очень грустных. Ему пишут и взрослые. У нас были письма, в которых девушки просили у Рождественского деда женихов. Если они пишут ему, то значит у них есть надежда, что их желание исполнится. Мы также получаем письма от бизнесменов, которые делятся с дедушкой своими достижениями. Кстати, не все дети обязательно просят чего-то. Некоторые пишут дедушке просто так. Например, мы получили письмо, в котором девочка спрашивала Рождественского деда, пьет ли он чай с медом, чтобы не простудиться и успеть посетить всех детей. Существуют также сообщения, в которых дети говорят ему, что не хотят ничего, но чтобы только дедушка чувствовал себя хорошо, чтобы все были здоровы, а в стране был мир. Конечно же есть и письма, в которых дети даже не пишут «добрый день», а сразу же «Дедушка, я хочу», двоеточие и «мобильный телефон из такого-то магазина по ул. Штефана чел Маре, как заходишь с той стороны, вторая полка». И таких писем много.
— И как отвечает дедушка на такие требования?
— Рождественский дед – еще и очень хороший психолог. Он говорит им, что все, чего нам хочется, может исполниться, но кое-что может исполниться легко, а другое – труднее. Дедушка отвечает как можно грамотнее, чтобы автор письма остался доволен и, возможно, кое-что осознал. Бывают и желания вроде «хочу попасть на Марс или на Луну».
— Итак, ответы формулируются добровольцами, или же существует человек, проверяющий тексты, чтобы они не разочаровывали детей?
— Есть добровольцы, помогающие распределять письма, ставить их в конверты, но ответ пишет Рождественский дед. Это сказка, которой нам следует придерживаться. Дети должны знать, что именно дедушка отвечает абсолютно на все письма.
— Вы сказали, что значительное число писем содержат очень грустные сообщения…
— Да. Некоторые дети просят очень простых для нас вещей, вещей первой необходимости: хочу зимнюю обувь для меня или для моих братьев и сестер, хочу, чтобы ты помог маме. Недавно мы получили письмо от 15-летней девочки, у которой шесть младших братьев. Она больна раком. С ними живет бабушка, которая тоже больна и прикована к постели. Девочка просит стиральную машинку для мамы, потому что ей очень трудно заботиться обо всех. Зимой многие дети просят дедушку помочь с дровами, потому что им нечем согреться, или чего-нибудь для праздничного стола, чтобы хотя бы на Рождество или на Новый Год у них на столе была еда получше. Они также просят школьные принадлежности.
— Как действует волшебство в таких случаях? Как исполняются желания?
— Волонтеры заботятся о том, чтобы чудеса происходили. Так, одним из мини-проектов в рамках Почты Рождественского деда является «Елка рождественских желаний». Вначале его не существовало, но позже он сам появился. Когда начали приходить письма такого рода, мы думали о том, как это сделать, потому что было много людей, желавших поучаствовать. Тогда мы подумали, что каждому из нас стоит дать шанс стать Рождественским дедом для кого-то. И вот появилась эта елка рождественских желаний, украшенная не только шариками и игрушками, но и детскими письмами. Следовательно, кто угодно может прийти в Академию Рождественского деда и выбрать письмо. Это что-то совершенно особенное, когда ребенок, верящий в этого дедушку, пишет ему письмо, а тот выполняет его желание. Это не то же самое, как если бы он получил такой же подарок от меня, Ирины, или от другого человека. Понимаете, какое чудо, какую сказку проживает этот ребенок?! Поэтому мы призываем всех с широкой душой и добрым сердцем становиться частью этой сказки. В нашем опыте встречались и компании, которые выполняли желания 500 детей. В 2013 или 2014 году Правительство Республики Молдова также взяло на себя 500 писем, разделило их между работниками министерств и исполнило мечты детей. В тот год тысяча детей получили подарки от Рождественского деда.
— Случается ли так, что не хватает добровольцев, которые выполняют желания этих детей из социально-уязвимых семей, и что в ответ им отправляют письмо Рождественский дед?
— К сожалению, да. Есть 20 тысяч писем. Как минимум половина из них – письма, за которыми стоят грустные истории. Как вы понимаете, десять тысяч – это очень большое количество. Поэтому из года в год мы призываем людей вовлекаться и исполнять по два-три желания. Это не требует многого в финансовом плане. Школьные принадлежности стоят сто или двести леев, но насколько мы можем осчастливить ребенка.
— Как реагируют дети, когда сам Рождественский дед приносит им подарок?
— Это что-то неописуемое. Когда компания взяла на себя обязательство исполнить мечты 500 детей, мы выбрали письма из одного и того же района или из соседних районов, связались с мэрами и передали им список детей. Всех их собрали в доме культуры, а дедушка пришел с подарками для каждого. Каждый подарок предназначается ребенку лично. Он не просто вынимает случайный подарок. Нужно видеть эмоции детей, находящих в мешке именно то, чего они желали.
— Сколько писем пришло на адрес дедушки в этом году, и сколько из них прикреплено к елке желаний?
— Мы побуждаем всех детей отправлять письма как можно раньше, еще в ноябре, потому что большинство из них приходят во второй половине декабря: каждый день приходит по 300-500 писем. Представляете, какой это объем работы, и просто тяжело все успеть. В прошлом году, например, последний ответ был отправлен 3 апреля. Как бы поздно это не было, но каждый ребенок получает ответ. В этом году мы уже получили шесть тысяч писем, их прочли и распределяют. Елка желаний тоже переполнена.
— Как вы продвигаете идею «принятия» писем?
— Через социальные сети, через интервью, которые мы даем. У нас уже есть волонтеры, друзья, из года в год берущие на себя обязательство «принять» по 5, 6, 10 писем и выполнить желания. И эти люди обычно не хотят открывать свои имена публике.
— Как меняются желания детей с течением лет? Есть ли какая-то тенденция?
— Конечно. Из года в год они мечтают о новых моделях телефонов, которые появляются. У них все больше желаний, связанных с новыми цифровыми технологиями: ноутбуки, смартфоны, гаджеты. Однако, есть и очень скромные дети, не относящиеся к категории детей из социально-уязвимых семей, но просящие только наклейки, например.
— Какая история, прочитанная в этих тысячах писем, которые приходят каждый год, больше всего затронула вас?
— Два дня назад я прочитала письмо от девочки с довольно печальной, я бы даже сказала трагичной судьбой. Много лет назад, когда ей было семь лет, ее отец убил ее маму. Она осталась с бабушкой, потому что отца посадили в тюрьму. После его освобождения, как говорит девочка, она простила его, потому что, в конце концов, это ее папа. Конечно эта история изложена намного более драматично в письме, которое невозможно читать равнодушно. Девочка попросила простых вещей, но в данном случае Рождественский дедушка является именно психологом. Дети пишут в письмах Дедушке о том, что, возможно, не рассказывают никому, ни маме, ни папе, ни бабушке и дедушке, ни друзьям. Они изливают свою душу и каким-то образом рассказывают тайны. Таких писем от детей без родителей много.
— Все ли ответы отличаются?
— Все ответы индивидуальны. Не может существовать двух ответов с похожим содержанием. Конечно же, больше внимания уделяется креативным письмам, чем тем, где есть лишь «хочу» и все. Некоторые дети очень изобретательны, они готовят рисунки. В один год кто-то даже прислал дедушке десять леев, чтобы тот купил подарки для других детей. У нас есть отдельная коробка для интересных писем.
— Случается ли, что дети пишут вам о том, что не получали ответов в предыдущие годы?
— У нас есть целая коробка с письмами без адреса, поэтому мы побуждаем всех детей указывать свои адреса на конверте, чтобы дедушка знал, куда отправлять ответ, ведь он приходит через почту, а не через дымоход.
— Сколько у Рождественского дедушки помощников, которые должны успевать распределять тысячи писем?
— Каждый год число помощников разное, но примерно это 20-30 человек. Они делают волонтерскую работу. Большинство из них – ученики лицейских классов и студенты. Хотя сейчас у них период сессии, они находят время после уроков, между экзаменами и сессиями, чтобы приходить и помогать Рождественскому деду создавать эту красивую зимнюю сказку.
— Почему эту сказку, это волшебство нужно сохранять?
— Сказка Рождественского дедушки должна существовать во всем мире, а особенно здесь, у нас, ведь у нас слишком много проблем, дети расстроены, дети, и не только они, больше ни во что не верят. Существует эта неуверенность и подозрение, что все обманывают. Здесь Рождественский дед становится своего рода душевным спасением, надеждой на то, что волшебство все-таки существует, что существует сказка, независимо от того, кем мы являемся. Мы сами можем создать эту сказку.
— С какими бюрократическими или другими проблемами, предрассудками или колебаниями вы сталкивались во время осуществления проектов?
— Я не могу сказать, что мы сталкивались с трудностями, но люди, ответственные за определенную работу, иногда колеблются. Мы понимаем, когда они говорят, что «у нас столько проблем, зарплаты и пенсии недостаточно высокие, чтобы мы сейчас занимались еще и делами Рождественского деда». Это происходит не потому, что люди плохие, а потому, что они не ставят перед собой проблему того, что уже существует такой персонаж, что кто-то уже поработал над этим понятием, и что его нужно продвигать. Почему бы не заменить эту шапку Санта-Клауса на всех праздниках, почему бы не стал приходить этот наш Рождественский дедушка. Он мог бы сделать много прекрасного, но это не может быть маленьким проектом, а лишь на уровне всей страны. Мы видим этот проект не в качестве частной деятельности, а как проект, продвигаемый самыми важными государственными учреждениями. Рождественский дед должен давать старт зимним праздникам и устанавливать главную елку страны, он должен стучать посохом.
— Вы, члены свиты Рождественского деда, заставляющие чудеса случаться, чего ждете от дедушки?
— Нас еще никто не спрашивал о том, чего нам хочется от Рождественского деда. Конечно же, в первую очередь, я желаю, чтобы каждый год нам удавалось отвечать на все письма, чтобы не оставалось ни одного разочарованного ребенка. Мы хотим как можно больше мероприятий для продвижения этого персонажа, и не только для продвижения, но и для создания этой зимней сказки. Желание Академии Рождественского деда в том, чтобы у дедушки был дом – не дворец – куда могли бы приходить все дети страны, и не только, ведь мы получаем письма и из других государств. По легенде, Рождественский дед живет в молдавских Кодрах.
Письма из мешка Рождественского дедушки
Добрый день!
Меня зовут Сергей. Мне 9 лет, и я учусь в третьем классе. Я учусь очень хорошо. Я слышал, что Рождественский дед не настоящий. Я хочу верить тебе. В семье нас 7. Я хочу для своей сестры полотенца для шитья, а самому мне хочется школьных принадлежностей. Желаю вам счастливого нового года. С Новым годом! Моя 8-летняя младшая сестра хочет рисунки для вышивки.
С любовью, Сергей
***
Дедушка, я пишу тебе это письмо, потому что только ты можешь выполнить желания детей, у которых мало счастья, потому что я никогда за эти 14 лет не получала подарков, потому что у моих родителей нет возможности покупать нам подарки. Я обратилась к тебе, чтобы ты хоть раз в жизни сделал меня счастливой. Мне хочется, чтобы ты принес мне продвинутый телефон и немного сладостей, моей маме – пару сапог 36 размера, а моему папе – зимнюю куртку. Он худой, но работящий. Рождественский дед, пожалуйста, исполни для меня эти желания, если это письмо попадет к тебе, потому что только ты, Рождественский дедушка, можешь сделать счастливой меня и мою семью.
***
Рождественский дедушка, тебе пишет 11-летняя девочка. Я хорошо учусь и слушаюсь учителей. Я хотела бы зимнюю куртку и блокнот.
***
Дорогой Рождественский дедушка, я пишу это письмо, потому что я верю в вас. Я любительница животных и поэтому мне очень хочется в качестве домашнего питомца черепашку или белку. Очень прошу вас выполнить мое желание. Я очень уважаю вас!
С любовью от Мэдэлины
***
Дорогой Рождественский дедушка.
Меня зовут Розалина, и мне 9 лет. Еще у меня есть сестричка, которой 4 года. Мы слушались тебя и были в этом году такими же послушными, но мы очень хотим, чтобы ты и к нам пришел с подарками. Я хочу книгу со сказками, а моя младшая сестра Жасмина мечтает иметь самую большую и красивую принцессу. Рождественский дедушка, если ты хочешь, и у тебя есть возможности, мы с сестрой хотим кровать побольше, потому что в нашей кроватке мы уже не помещаемся. Обещаем тебе, что будем такими же послушными в следующем году. Ждем тебя с любовью!
***
Дорогой Дедушка Мороз,
с наступающим Новым Годом»
Я уже давно взрослая девочка, но верю в чудеса. Могу сказать, что целый год была умничкой (…) Мне очень жалко стариков, и они не заслуживают такой старости в нищете. Моей бабушке 82 года, она получила инсульт после смерти дедушки. И мне очень жалко смотреть, как она мучается, я хочу доставить ей хоть какое-нибудь счастья, но не могу (из-за материального положения). Я хочу попросить подарок не для меня, а для бабушки. Уважаемый Дедушка Мороз, я знаю, что ты ВСЕМОГУЩИЙ, принеси пожалуйста моей бабушке счастье!
Я очень надеюсь, что ты прочитаешь, и все мои мечты сбудутся в Новом 2019 году. Хочу, чтобы был мир на Земле и абсолютно все были здоровы! Дедушка, я надеюсь, мы еще встретимся 31 декабря!
Беседу вела Марина ЧОБАНУ