После полуторагодовалой паузы в молдо-российских отношениях на высоком уровне (за исключением визитов президента Республики Молдова Игоря Додона), правительственная делегация, возглавляемая госсекретарем Министерства иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ) Татьяной Молчан, отправилась 8 ноября в Москву для того, чтобы возобновить консультации в рамках молдавско-русской межминистерской комиссии.
С российской стороны этими консультациями руководил заместитель министра иностранных дел Григорий Карасин.
Согласно МИДЕИ, консультации были посвящены «широкому кругу актуальных проблем молдо-российских отношений», начиная с политических и торгово-экономических и заканчивая социальными, культурными и гуманитарными вопросами.
Ранее молдавская сторона заявила, что намерена обсудить «проблематику двусторонних отношений, в том числе трудности, возникающие при поездках в Российскую Федерацию высокопоставленных молдавских чиновников».
Однако, после долгожданной встречи, в пресс-релизе МИДЕИ были лишь перечислены темы, которые обсуждались и которые мы отметили выше. Никаких конкретных результатов, никаких договоренностей по каким-либо конкретным вопросам.
Ион Маноле, и.о. директора Ассоциации «Promo-Lex», считает, что эта поездка может оказаться «очередным избирательным трюком. Молдова должна иметь хорошие отношения со всеми государствами, и не только накануне предвыборных кампаний, особенно в случае с Россией, с которой нам предстоит решить ряд проблем, связанных с безопасностью и территориальной интеграцией, с присутствием российских военных, с правами человека, в первую очередь, с правом передвижения и образования, я имею в виду школы с румынским языком обучения на левом берегу Днестра», – отмечает Ион Маноле.
Юрист отмечает, что «Кишинев шагнул далеко вперед в решении вопросов апостиля приднестровских дипломов и с регистрацией автомобилей и присвоение номерных знаков из ПМР. Тирасполь, однако, тормозит. На самом деле не Тирасполь, а Россия запаздывает, поскольку мирное соглашение 1992 года было подписано с Российской Федерацией и ответственность лежит на России, а не на Тирасполе. Я бы не хотел, чтобы в результате этой встречи мы докатились до попрошайничества. Г-н Додон отправился в Москву и вернулся с 11-тью или 13-тью камазами. Теперь он заявляет, что Путин обещал ему миллиард долларов на ремонт дорог. Каких дорог? «Предвыборных»?», – вопрошает Ион Маноле.
Эксперт в области конституционного права Николае Осмокеску, в свою очередь, отмечает, что «улучшение двусторонних отношений всегда приветствуется в отношении любого государства, особенно в отношении России, с которой у нас давнишние серьезные проблемы. Я имею в виду прежде всего весь этот массив вопросов, связанных с приднестровским конфликтом. Вторая серьезная проблема заключается в торгово-экономическом сотрудничестве … К сожалению, ни один договор, подписанный до сих пор на уровне СНГ или на двустороннем уровне, не соблюдается. И это бьет по экономике Молдовы, особенно влияют таможенные пошлины. Предвыборный ли это визит? Я так не думаю. Россия выбрала Додона, и я не думаю, что она еще хочет кого-то», – заключает Осмокеску.
Отметим, что недавно, с 31 октября по 1 ноября президент Республики Молдова Игорь Додон поехал с очередным официальным визитом в Российскую Федерацию, откуда он вернулся с орденом преподобного Сергия Радонежского, второй степени, «за внимание к активной поддержке церковно-общественных инициатив Православной Церкви Молдовы», который ему вручил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а также с несколькими обещаниями президента РФ Владимира Путина, среди которых снятие с 1 января 2019 года таможенных пошлин на экспорт в Россию следующих товаров молдавского производства: овощей, фруктов (яблоки, черешня, слива, нектарины и др.), плодоовощных консервов и винодельческой продукции. В рамках обсуждения вопросов в сфере гуманитарного сотрудничества, лидеры двух стран достигли договоренности «объявить 2019 год Годом Молдовы в России, а 2020-й – годом России в Молдове».
Читайте также:
Визиты Додона в Москву − «допинг» для электората
Петру ГРОЗАВУ Ольга БУЛАТ