За последние 5 лет, посредством схемы с участием адвокатов, судебных исполнителей, судей, предпринимателей, а также различных чиновников, муниципий Кишинев лишился более 30 земельных участков общей площадью около 5,5 гектаров и рыночной стоимостью более 100 миллионов леев. ZdG проследила за тем, что за личности ввели схему в действие, а также за тем, каким был маршрут этих участков, обнаружив, что некоторые из них стали собственностью автозаправочных станций, другие – попали в портфель строительных компаний и ряда оффшорных фирм из Великобритании или с Маршалловых Островов в Тихом океане. Некоторые земельные участки теперь продаются за сотни тысяч евро, хотя они были отчуждены по ценам, в 20 раз более низким.
Начало в предыдущих номерах
Юридический адрес общественного объединения (ОО) «Cuvântul de Onoare», положившего начало схеме захвата публичных земельных участков, расположен в офисе здания IPTEH в центре Кишинева, однако, де-факто в том офисе сегодня работает адвокатское бюро. По документам, председателем Ассоциации является Сергей Топалэ, он же – совладелец фирмы, владеющей двумя автосервисами в Кишиневе. В 2017 году Сергей Топалэ появился в международной передаче, посвященной автолюбителям, представившись в качестве единственного собственника автомобиля «Mini Cooper Classic» в Республике Молдова. Он отказался от беседы с нами по поводу земельных аукционов, в которых участвовало возглавляемое им объединение. «Я не обсуждаю этот вопрос», – сказал он нам и выключил телефон.
Первые реакции властей
Власти Республики Молдова впервые отреагировали на схему мошенничества с земельными участками в 2014 году. Тогда Примэрия подала заявление об аннулировании определения судьи Юрия Цуркана, лежавшего в основе организации аукционов. Запрос был отклонен. В том же 2014 году дело привлекло внимание прокуроров. В ноябре прокурор Олег Сажин, работавший в финансово-экономическом отделе Генеральной прокуратуры, распорядился об отказе в возбуждении уголовного преследования по этому делу. Параллельно, прокурора Сажина и адвоката Объединения «Cuvântul de Onoare», Сергея Гоцоногу, сфотографировали, когда они были вместе в люксовом заведении Кишинева. Вскоре прокурор покинул свой пост.
Впоследствии, в 2016-2017 гг., в это дело также вмешалась Прокуратура по борьбе с коррупцией, открыв несколько уголовных дел, по которым проходили судья Юрий Цуркан, а также Сергей Гоцонога, Дорин Чебану, Олег Луканов или представители Объединения «Cuvântul de Onoare», которые, по словам прокуроров, действовали согласованно. В обвинительном акте, полученном ZdG, прокуроры отмечали, что преступной группировкой руководил адвокат Сергей Гоцонога.
«Обвинение» адвоката Гоцоноги
Сергей Гоцонога представлял интересы ОО «Cuvântul de Onoare» в период инициирования схемы по захвату муниципальной земли, а также впоследствии, во время аукционов, организованных судебными исполнителями Якобом Мироном и Эвелиной Марьянчук. В постановлении об их обвинении, полученном ZdG и подписанном прокурором по борьбе с коррупцией, Александром Гэйнэ, 17 октября 2017 года, говорится, что «в 2013-2017 годах Гоцонога Сергей, преследуя цель незаконного приобретения недвижимого имущества, земельных участков, находившихся в публичной и муниципальной собственности, создал и возглавил организованную преступную группировку, состоявшую из Луканова Олега, Чебану Дорина и других лиц, чтобы совершить мошенничество в особо крупных размерах».
В том же Постановлении говорится, что Гоцонога, «осуществляя должность адвоката, обладая юридическими знаниями, включая земельную сферу и сферу земельных сделок, зная процедуру исполнения судебных решений, фактически управляя деятельностью ОО «Cuvântul de Onoare», в конце 2013 года получил решение, незаконно вынесенное судьей Кишиневского суда, Юрием Цурканом, посредством которого обязал Муниципальный совет Кишинева организовать публичные аукционы по предоставлению в аренду/земельный наем/собственность земельных участков, расположенных в Кишиневе, не отягощенных обязательствами и претензиями со стороны третьих лиц. На основании этого решения, утверждает прокурор, судебные исполнители начали проводить аукционы, в результате которых Примэрия Кишинева лишилась десятков земельных участков.
Трое «охотников» земель – задержаны, потом освобождены
Между тем, уголовные дела, в рамках которых расследуется схема с публичными земельными участками, топчутся на месте. Сегодня в суде рассматриваются только дела бывшего судьи Юрия Цуркана, с определения которого начались аукционы, а также дело в отношении судебного исполнителя Якоба Мирона. Дело Юрия Цуркана находится в производстве в Кишиневском суде, отделении на Чеканах, оно рассматривается в отсутствие обвиняемого, который, спустя время, умер. Дело рассматривается с постоянными переносами. Недавно сменился и судья, который его рассматривал, судебное следствие было возобновлено.
Еще в 2016 году ряд оригинальных материалов дела был потерян, а часть из них впоследствии была восстановлена по решению суда. Позднее правосудию удалось также аннулировать определение судьи Юрия Цуркана, с которого началась схема с земельными участками.
В апреле 2017 года три лица, вовлеченных в схему с земельными участками, оказались за решеткой: Олег Луканов, судебный исполнитель Якоб Мирон и председатель Объединения «Cuvântul de Onoare», Сергей Топалэ. Впоследствии, однако, все они были освобождены. С тех пор, общественное мнение более не информировали о результатах уголовного расследования.
Прокуратура по борьбе с коррупцией отказывается обсуждать перед видеокамерой дела, находящиеся в ее ведении
ZdG неоднократно пыталась обсудить с представителями Прокуратуры по борьбе с коррупцией текущую судьбу дел, связанных с аукционами на публичные земельные участки. Через пресс-секретаря учреждения, Прокуратура по борьбе с коррупцией передала нам, что «мы не сможем предоставить вам видео-интервью об этих делах, поскольку дела находятся на стадии уголовного преследования или в производстве в судебной инстанции, а фигуранты пользуются презумпцией невиновности».
В ответе, который мы получили в письменной форме, нам сообщили, что Прокуратура по борьбе с коррупцией руководит уголовным преследованием по трем делам, связанным со схемой отчуждения участков у Примэрии Кишинева. В рамках уголовного дела, возбужденного 6 января 2017 года по факту мошенничества в особо крупных размерах и злоупотребления служебным положением, расследуются незаконные действия, приведшие к лишению Примэрии Кишинева права собственности на публичные и муниципальные земли. Прокуроры утверждают, что была проведена серия действий по уголовному преследованию и специальных следственных действий, которые позволили предъявить обвинение шести лицам, которым инкриминировали совершение преступлений, предусмотренных п. 5 ст. 190 и п. 3 ст. 335, Уголовного кодекса. В том же документе нам сообщили, что только шестеро из «охотников земель» обладают статусом обвиняемого или преданы суду: Дорин Чебану, Сергей Александров, Геннадий Морару, Сергей Топалэ, Олег Луканов и Якоб Мирон.
В том же ответе нам сообщают, что «сотрудники Примэрии Кишинева в настоящее время не имеют никакого процессуального статуса по данному уголовному делу», а также что «в продолжение, в ходе уголовного преследования, предпринимаются все меры, предусмотренные законом для всестороннего, полного и объективного расследования обстоятельств дела, в том числе характера и обстоятельств отчуждения, совершения сделок с оспариваемой землей, а также выявления как обстоятельств, доказывающих вину вовлеченных лиц, так и снимающих с них вину, а также обстоятельств, усугубляющих или смягчающих их ответственность».
Прокуратура: В действительности, аукциона 13 января 2016 года не было
Вместе с тем, Прокуратура по борьбе с коррупцией сообщила нам, что она завершила уголовное преследование и предала правосудию уголовное дело в отношении Якоба Мирона, по факту фальсификации публичных документов – «внесения умышленно искаженных данных в протокол о предполагаемом проведении аукциона 13 января 2016 года с отчуждением права собственности на муниципальные и публичные земельные участки, в количестве 20 земельных участков в Кишиневе, ряду отечественных предприятий. В действительности, какого либо аукциона 13 января 2016 года судебный исполнитель Якоб Мирон не проводил», – говорится в ответе Прокуратуры по борьбе с коррупцией.
Еще одно дело, как утверждают прокуроры, было начато 11 октября 2016 года по факту мошенничества, то есть незаконного получения имущества других лиц путем обмана и злоупотребления доверием организованной преступной группировкой в особо крупных размерах. В рамках этого дела, «2 мая 2017 года в отношении Гоцоноги Сергея было вынесено постановление о выдвижении обвинения в совершении преступлений, предусмотренных п. 5 ст. 42, п. 5 ст. 190 и п. 1 ст. 310 Уголовного кодекса Республики Молдова, а 15 мая 2017 года Буюканское отделение Кишиневского суда вынесло определение о применении меры пресечения – предварительного ареста на 30 дней с момента задержания, с объявлением в международный розыск. Согласно информации, полученной от итальянских правоохранительных органов, обвиняемый Гоцонога был задержан на территории Италии. Какого-либо окончательного решения о его экстрадиции или отказе в ней в адрес молдавских властей до сих пор не наступило», – утверждают представители Прокуратуры по борьбе с коррупцией в ответе, который мы получили в июле 2018 года.
В итоге, со ссылкой на дело в отношении экс-судьи Иона Цуркана, Прокуратура по борьбе с коррупцией утверждает, что «несмотря на смерть экс-судьи И. Цуркана, уголовное дело в отношении него и других двух лиц находится на рассмотрении Кишиневского суда с офисом на Чеканах. В части, касающейся Иона Цуркана невозможно прекратить рассмотрение, поскольку ущерб, причиненный преступлением, не был возмещен, а на имущество Цуркана был наложен арест. В таких обстоятельствах прекращение на основе реабилитации неприемлемо. В то же время, правопреемники Иона Цуркана заключили договор о правовой помощи, чтобы продолжать представлять свои интересы в суде», – уточняют в Прокуратуре.
В Италию, через Приднестровский регион
В настоящее время, Сергей Гоцонога, представленный прокурорами как «глава преступной группировки», находится в Италии, куда он бежал, более или менее случайно, незадолго до того, как прокуроры стали проводить задержания по делу об аукционах на публичные земельные участки. Из «Отчета об информации, установленной в ходе уголовного преследования», составленного в октябре 2017 года офицером по уголовному преследованию НЦБК, Адрианом Лупэческу, следует, что Сергей Гоцонога покинул Молдову через Приднестровский регион в феврале 2017 года. Он попал в Украину, затем в Румынию, куда его перевез его друг Александр Морков на автомобиле «Audi A6». Супруга Гоцоноги, Ольга, и их ребенок были перевезены в Румынию 26 февраля 2017 года на «BMW X5», которым управлял Дорин Чебану, администратор «Qube Construct», фирмы, вовлеченной в схему с земельными участками.
Впоследствии, из Румынии супруги Гоцонога отправились в Италию. Из информации, собранной в ходе уголовного преследования, полученной ZdG, следует, что Дорин Чебану, после перевозки автомобиля и близких Гоцоноги в Румынию, вернулся в Молдову 27 февраля 2017 года через пункт пересечения границы Албица-Леушены, как пассажир автомобиля «Audi A6» под управлением Александра Маркова, который вывез Гоцоногу из страны через Приднестровский регион.
Гоцонога: использование правового пробела – преступление или проблема законодателя?
В то время как власти заявляют, что они ищут Сергея Гоцоногу, мы нашли его в июле этого года с помощью простого электронного письма. В ходе беседы, он дал понять, что в случае отчуждения публичных земель он действовал законно, используя лишь бреши в законодательстве Республики Молдова.
«Я уверен, что Вы знаете: ни Прокуратура, ни Примэрия, ни Союз судебных исполнителей, ни Вы не можете квалифицировать ни один из актов как «законный/незаконный». Это называется презумпцией невиновности. Только суд, предпочтительно международный, или государство с более развитой демократией и независимостью правосудия. Как Вы считаете, применение правовых норм о вынесении имущества по нормативной цене является проблемой тех, кто применяет закон, или тех, что его создает? Как Вы считаете, оперирование и использование правовых лазеек является преступлением или, все же, проблемой законодателя? Да, я был задержан в Италии, но итальянские судебные инстанции, в корректности которых, надеюсь, Вы не сомневаетесь, отказали в просьбе о выдаче, поскольку предполагаемые «преступления», о которых, кстати, Вы хотите написать, в действительности, представляют собой гражданские отношения, а предъявленные уголовные обвинения недостаточно обоснованы. Это мнение независимого правосудия», – передал нам Гоцонога.
Участок, отчужденный на аукционе, продается почти за миллион евро
В период, когда уголовное преследование по этим делам находилось в производстве, но топталось на месте, лица, вовлеченные в схему, договорились о продаже земельных участков, купленных за несколько сотен тысяч леев, по ценам в десятки раз выше. Согласно стенограмме из материалов дела, в беседе между Дорином Чебану с имущественным агентом из Компании «AxaImobil» велись переговоры о продаже участка площадью 42 ара в секторе Рышкановка за сумму от 850 до 930 тысяч евро. Участок был продан на аукционе за сумму в 25 раз меньше.
Захваченный участок, хотя и не фигурирует в публичных объявлениях, продается и сейчас. В июле мы также попытались «купить» эту землю, связавшись с агентом по недвижимости из «AxaImobil». Он подтвердил по телефону, что земля продается. На вопрос, осталась ли цена прежней, 900 тысяч евро, агент по недвижимости ответил: «Да, но теперь я не знаю. Он сказал, что подумает о цене… Думаю, лучше нам встретиться, чтобы Вы увидели участок сами». На следующий день мы отправились на земельный участок на ул. Киевской вместе.
ZdG: С кем мы можем обсудить цену? Окончательную цену.
Агент: Я сейчас жду ответа. Он сказал, что должен встретиться с этими двумя людьми, и мы узнаем цену. Я жду от него ответа.
ZdG: Скажите нам цену. Мы хотим быть уверены, что с участком все в порядке. Мы видели, что в «Cadastru» нет никаких проблем…
Агент: Вы видели, что нет препятствий, нет…
В тех же документах, которые были получены и изучены ZdG, появляется расшифровка целого ряда телефонных разговоров, проведенных Дорином Чебану с различными лицами, включая его дочь Дойну, учредительницу «Qube Construct», с которой он обсуждал денежные переводы и встречи с различными людьми. В одном из разговоров, Дорин Чебану говорит дружеским тоном с судебным исполнителем Эвелиной Марьянчук, прося у нее копии «протоколов из “Valeria Stroi”», чтобы передать их бухгалтеру «и навести там порядок».
P.S. В следующем выпуске вы узнаете, как продвигались по должности некоторые чиновники, вовлеченные в схему с земельными участками, а также – что власти говорят о шансах на возврат лотов.
(Продолжение в следующем номере)
Виктор МОШНЯГ, Анатолие ЕШАНУ