Principală  —  Важное   —   Фото/ Вместо пасхальных праздников Украина…

Фото Вместо пасхальных праздников Украина хоронит людей, убитых российскими ракетами

Место обстрела города Сумы. Российские военные ударили по центру Сум двумя баллистическими ракетами 13 апреля.

Страстная неделя в Украине началась с российского ракетного обстрела города Сумы, унесшего 35 жизней, среди которых двое несовершеннолетних. Еще 125 человек получили ранения. 

Для города удар двумя ракетами 13 апреля 2025 года стал самым большим за три года полномасштабного вторжения по количеству убитых гражданских. Атака пришлась на утро Вербного воскресенья – время подготовки христиан к пасхальным праздникам, когда многие идут в церковь. По данным Главного управления разведки Украины, российские войска запустили ракеты класса Искандер М/KN-23 с территории Воронежской и Курской областей. Баллистические ракеты, стоимостью одной может составить 3 миллиона долларов, предназначенные для ударов на расстояние до 500 километров. От города Сумы до российской границы 30 км. Ракеты достигли цели в считанные минуты. У людей не было шансов скрыться. В прошлом месяце российские военные взяли под контроль соседнюю с Сумами Курскую область, которую до этого контролировали украинские войска. Удары по Сумам и области разными видами оружия с тех пор стали интенсивными. На фоне разговоров о перемирии и переговорах новой администрации США с Россией, за последние два месяца количество российских ударов дронами и ракетами по 12 районам Украины увеличилось вдвое по сравнению с началом прошлого года, подсчитал украинский аналитический центр Texty.org.ua.

Острая, как лезвие, металлическая шрапнель разлеталась на сотни метров, разрезая тела.

«Люди поступали в больницу с оторванными конечностями, перебитыми внутренними органами, в телах по 10-20 металлических обломков», — говорит хирург областной больницы Артем Фирстенко. В тот день у него был выходной. Услышав взрывы, он приехал оперировать. 

Хирург объясняет, что из-за большого количества металлических обломков в теле, человек быстро теряет много крови и умирает. А спасенным придется жить со шрапнелью, потому что извлечь ее всю из тела невозможно.

Почти через неделю после удара в больницах находятся 32 раненых. Среди них 56-летний Виктор Войтенко, работавший сторожем в Институте прикладной физики. Виктор был в здании во время второго взрыва, шрапнель все равно попало в него и перебила позвоночник, парализовав.

В соседней палате находится 76-летняя Алла Ширтокала. Она ехала к друзьям на отдых в загородный дом. Шрапнель перерезала сосуды на ее руке. «Меня спасло, что какой-то парень открыл дверь в автобусе», — говорит Алла. Ее спасителем был 13-летний Кирилл Ильяшенко.

Кирилл ехал с мамой автобусом к бабушке. Стекла, металлические обломки и камни посыпались на них.

Мама парня Марина Ильяшенко не могла открыть глаза и кричала имя сына: «Кирюша, Кирюша». «Секунды, пока сын молчал, – самые жуткие за всю жизнь», — вспоминает она.

Кирилл схватил маму за руку, увидел, что ее лицо залито кровью. Он хотел выйти из автобуса, но дверь не открывалась. Парень прыгнул в окно и стал толкать их — они поддались. Именно это спасло жизнь многим пассажирам автобуса.

Через несколько дней после трагедии лицо Марины покрыто синяками. Врачи достали из головы сына кусок металлической шрапнель, но два обломка остались. Они глубоко вошли в череп и вероятнее всего Кириллу придется с ними жить. 

Поступок парня стал лучом света для переживших трагедию жителей города. Ему несут подарки и фрукты в больницу.

Подросток занимается борьбой, после трагедии ему позвонил его кумир — украинский чемпион Олимпийских игр по греко-римской борьбе Жан Беленюк. «Мама, голова почти не болит. В мае поеду на соревнования», — повторяет Кирилл. Его ободрила поддержка людей.

После обстрела в украинских соцсетях люди публиковали фото синего детского самоката, засыпанного обломками.

Он принадлежал годовалой Кире. Она с мамой и шестилетней сестрой Элиной гуляла. Первый взрыв повалил семью на землю, прохожие подбежали к ним и увезли в больницу — это уберегло детей от второго взрыва. У Киры, к счастью, только ушибы. Элина находится в реанимации. Куски металла пробили легкие, трахею, бронхи, раздробили ребра и ключицу.

Оправившись от шока, мама девочки Виктория Рудык попросила в соцсетях разыскать самокат Киры. Девочка переживала. Кто-то его принес ребенку домой.

Остались бабушка и пес

Утром 16 апреля на дверях протестантской церкви пастор Артем Товмасян клеит семейный портрет семьи Мартыненко и две красные гвоздики.

Николаю за несколько дней до гибели должен был исполниться 41 год, его жене Наталье было 49 лет, а их сыну Максиму навсегда теперь 11 лет.

Во время прощания в церкви на стульчике около трех гробов сидит подруга погибших Светлана Голубь. Она причитает: «Простите меня, я так вас люблю. Вы обещали зайти ко мне, но я вас не дождалась». Светлана и Наташа продавали на рынке вещи и косметику. «Они повсюду были втроем и вместе умерли», — рассказывает она.

Другая женщина держит под руку мужчину и ведет к гробу. Он сжимает букет белых хризантем, у него подкашиваются ноги. Другая женщина крепко прижимает сына. Подросток плачет у гроба Максима и кладет туда мягкую игрушку. Кто-то оставил там мяч. Максим увлекался футболом и в тот день должен был пойти на тренировку.

Семья жила в селе рядом с Сумами, в город приезжала на выходные. Родители обычно отводили Максима на занятия по футболу, а сами были на службе в церкви. Так должно было случиться и в день обстрела, но перед тренировкой семья решила прогуляться по городу. Максиму при взрыве оторвало ногу.

Желая утешить людей, пастор говорит: выбор есть между жизнью со страхом или верой в сердце. «Эта семья жила с верой», — продолжает священник. — «Нет человека, который бы не знал, какие они были добрые. Всегда помогали».

Друзья Максима  стоят позади и плачут, листая его фотографии на телефонах.

Среди 35 погибших смерть этой семьи – отдельная рана. Одинокой осталась мать Натали — 75-летняя Надежда, которая более 17 лет прикована к постели. На прощание с родными Надежду подвозят к каждому гробу на кресле для людей с инвалидностью: «Кто же теперь водички мне даст?» — обращается она к зятю. —

«Доченька моя, родная. Максим, чего же ты захотел поехать с родителями? Пусть земля перевернется. Проклятый Путин».

На погребение пришло все село, в котором жила семья. В школе Максима отменили занятия. Его одноклассники стоят вокруг классной руководительницы Дарьи Дорошенко. Она рассказывает, что Максим любил свою собаку по имени Рекс. Пес приходил с мальчиком в школу. Все эти дни собака прибегает в школу и ищет его. В день похорон испуганный Рекс сидит перед дверью квартиры погибших.

«Самое страшное – объяснить все это детям. Они знают, что Максим погиб, но не осознают. Заходишь в класс — и пустота. К нам приходил психолог. Дети решили посадить растение в память о Максиме», — говорит учительница.

«Пусть ваша смерть будет не напрасной. Пусть весь мир услышит. Всю семью убили», — говорит у гроба подруга Наталии Лилия Курасова, женщины дружили 23 года.

До кладбища люди шли пешком вслед за катафалком. Лилия рассказывала, что впервые хоронит ребенка и ничего кошмарнее не переживала. «Это не первый ребенок в Украине, погибший из-за войны России. Они не хотят перемирия, у них нет такой задачи. Их национальная задача — уничтожить нас», — говорит она по дороге к кладбищу. Там — все молчат. По украинской традиции, каждый из присутствующих подходит и бросает в могилу ком земли. Дети спрашивают родителей, правильно ли они бросают землю на гроб Максима. От ужаса матери прижимают их к груди.

Двойной удар по сердцу города

Неделю жители Сум несут розы, хризантемы и мягкие игрушки на перекресток двух улиц. Поток людей не останавливается даже в рабочее время. Люди идут парами и с детьми.

Цветы появились на месте двух ракетных ударов в первые часы после трагедии. За считанные дни здесь образовался стихийный мемориал: мягкие игрушки — мишки, слоники, зайцы. Фару от автобуса оставили в память о погибшем водителе автобусе Николае Леоне и его пассажирах. Плакат с героем японского аниме Манки Ди, королем пиратов, принесли для погибшего семнадцатилетнего Олега Калюсенко. Он любил играть на гитаре и заботиться о животных. В день ракетных обстрелов ехал в церковь святить вербу.

«Это было подло», — говорит волонтер Алексей Клюев, который помогает разбирать разрушенные здания. — «Они попали в сердце Сум — улицы, где гуляет много людей. В это воскресенье в церковь шли даже те, кто обычно этого не делает. Кто-то ехал на рынок скупиться перед пасхой. Они стреляли дважды».

Двойные удары — тактика ведения войны, когда после первой атаки наносится вторая, часто направленная против спасателей, медиков или гражданских, оказывающих помощь пострадавшим от первого взрыва.

В день атаки, когда медики складывали тела в черные мешки, российское министерство обороны заявило, что ударило по Сумам ракетами «Искандер», атаковав «совещание командного состава «Север», уничтожив 60 украинских военных, которые прикрывались гражданскими».

Очевидцы это опровергают. Первая ракета попала в здание Конгресс-центра, где часто проводили культурные мероприятия, выставки и лекции. Погибли люди, которые шли мимо. Среди них подруги Светлана и Дарья, им было по 19 лет.

Когда посетители кофеен и магазинов выбежали на помощь раненым, произошел второй ракетный удар и их самих накрыло обломками. Так погибла учительница Марина Чудеса и ее мать Людмила. Они остановились и выбежали из машины. 17-летний Олег Калюсенко после первого взрыва позвонил маме и сказал, что жив, но погиб после второго удара. 

«Лаборатория журналистики общественного интереса», организация, которая документирует военные преступления, посмотрела видео с камер наблюдения в Институте прикладной физики. Первая ракета взорвалась в 10 утра 19 минут. Из-за второго удара камеры перестали работать, а в институте остановились двое часов в 10:23. В них попали обломки. Вторая ракета разорвалась в 140 метрах от Конгресс-центра посреди улицы.

Военная администрация Сумской области сообщила, что ракета имела кассетный боеприпас — заряд, содержащий множество элементов для поражения, в первую очередь, большого количества людей.

«Я выносил из автобуса раненых людей, видел, как в автомобилях горели люди», — говорит волонтер Клюев. — «На месте второго взрыва погиб только один военный, это то, что я знаю. Он ехал здесь по своим делам».

Официальной информации, сколько людей погибло на месте первого удара, а сколько второго — нет. Также не сообщается, погиб ли кто-нибудь из военных.

Лидеры европейских стран осудили удар по Сумам. Две недели назад похожая трагедия произошла в другом большом городе Украины, Кривом Роге. Российская ракета попала в детскую площадку, убив 9 детей и 11 взрослых. По данным украинской власти, использовалось такое же оружие — баллистические ракеты «Искандер М». Министерство обороны РФ заявило, что разбомбило собрание командиров Вооруженных сил Украины и западных инструкторов. Это было опровергнуто.

Удар по украинскому городу в Вербное воскресенье широко освещался консервативными американскими СМИ. В то же время президент США комментируя трагедию в Сумах сказал, что «Россия, возможно, допустила ошибку». Президент Украины Зеленский во время общения с журналистами спросил, как можно назвать ошибкой запуск кассетной ракеты по центру города?

Мэр города Конотоп, который находится недалеко от Сум, Артем Семенихин заявил, что в тот день в конгресс-центре награждали военных. Мол, поэтому Россия ударила. Это происходило за час до детского спектакля. Зеленский уволил главу военной администрации региона, допустивший награждение.

Юрист Анна Микитенко, специализирующаяся в вопросах  международного гуманитарного права, сотрудничающий с «Лабораторией журналистки общественного интереса» в рамках проекта по  документированию военных преступлений The Reckoning Project объясняет, что «ошибка» никак не может быть оправданием. «Ответственности России это не отменяет, она совершила военное преступление. Предположим, даже если бы где-то были военные. Главное правило Женевских конвенций, планируя операции, стороны конфликта должны сделать все, чтобы пострадало как можно меньше гражданских, а полученное в результате нападения прямое и конкретное военное преимущество должно преобладать над ущербом, нанесенным гражданским. Недопустимы сопутствующие потери. К тому же, Россия вновь использовала запрещенную тактику двойных ударов», — обращает внимание Микитенко.

В Сумах живет около 200 тысяч человек, трагедия задела многих. Среди имен погибших и раненых люди узнают знакомых, одноклассников, коллег. С кем не разговариваешь в городе, то люди говорят, что планировали пойти с детьми в конгресс-центр на спектакль. После трагедии из Сум словно выкачали радость, но покидать родной дом немногие хотят. Люди говорят, что российская ракета может прилететь в любой украинский город. 

В ночь на 18 апреля, накануне пасхи, российский дрон врезался в пекарню, которая пекла пасхальную выпечку. Погиб предприниматель, заехавший их забрать.

Россия регулярно наносит удары по украинским городам, большинство которых сбивает украинская противовоздушная оборона, спасая гражданских. Против ударов баллистическим оружием наиболее эффективная защита — американские системы Patriot. Украина имеет ограниченное количество снарядов к ним. Системы Patriot — именно та часть американской военной помощи, которую сложнее всего заменить европейским партнерам. Первые системы Patriot прибыли в Украину более чем через год после начала полномасштабного вторжения, в апреле 2023-го. С тех пор Украина получила менее 10 таких систем. Украинские военные неоднократно заявляли, что 25 подобных систем могут полностью защитить украинское небо. Польша в 2023 году, имеющая соразмерную с Украиной территорию, подала запрос в США на приобретение 48 систем Patriot.

Материал подготовила «Лаборатория журналистики общественного интереса», которая в рамках инициативы The Reckoning Project, объединившей украинских и международных репортеров, аналитиков и юристов, документирует военные преступления.

Анна Мамонова, журналистка 
Анна Цигима, фотографка