Новые обвинения Драгалин: якобы экс-министр юстиции Сергей Литвиненко и бывшее руководство НЦБК шантажировали судей «компрометирующей информацией». «Эта информация у меня была с самого начала»
Бывшая глава Антикоррупционной прокуратуры (АП) Вероника Драгалин заявила, что на втором месяце своего пребывания в должности, в сентябре 2022 года, она сказала Сергею Литвиненко, тогдашнему министру юстиции, Юлиану Русу, занимавшему должность директора Национального центра по борьбе с коррупцией (НЦБК), и Евгению Рураку, и.о. начальника Главного управления уголовных расследований НЦБК, что «возбудит против них уголовные дела», если они продолжат «шантажировать судей» «компрометирующей информацией».
Отвечая в программе «Puterea a patra» на телеканале N4 на вопрос, есть ли, кроме преветтинга и веттинга, «другие причины, по которым возник этот конфликт» с «нынешней властью в Кишиневе», учитывая, что вначале «отношения были вполне нормальными», Вероника Драгалин сказала, что «возможно, таково было общественное восприятие».
«Уже со второго месяца, в сентябре 2022 года, у меня возник конфликт с Сергеем Литвиненко, Юлианом Русу и Евгением Рураком. Министром юстиции и руководством НЦБК. Потому что я не была согласна с тем, как эти люди вершили правосудие в стране. Я из другой системы, где уважают закон, где все делается открыто, прозрачно, а не всякими теневыми методами. (…) Я говорила с этими тремя людьми лично, напрямую, по отдельности, и сказала им, что не буду участвовать в том, что вы делаете, и если я узнаю, что вы продолжите те методы, о которых я узнала, я заведу против вас уголовные дела.
Дело в том, что я считаю, что НЦБК получил массу компрометирующей информации о прокурорах и судьях, в частности, потому, что НЦБК подготовил всевозможные информационные справки для процедуры преветтинга и утверждения 40 судей. У них была некоторая компрометирующая информация, и эта информация использовалась для шантажа судей, чтобы заставить их действовать определенным образом. У меня была эта информация с самого начала, и именно это я имела в виду: так правосудие не вершится, так нельзя добиться справедливых и законных решений», — пояснила Вероника Драгалин.
Экс-глава АП не пояснила, почему она не уведомила правоохранительные органы о том, что было сказано.
Литвиненко и Русу не ответили на звонки ZdG с просьбой прокомментировать обвинения, а Рурак отказался дать комментарий.
Бывший глава НЦБК написал в социальных сетях, что «фазы полнолуния усиливают негативные эмоциональные и психоэмоциональные состояния».
Несколько дней назад Вероника Драгалин выступила с другими обвинениями. В электронном письме, отправленном судье Мариане Урсаки (Питик), она сообщила, что получила в Signal сообщения от члена Высшего совета магистратуры (ВСМ) Иона Гузуна, которые она интерпретировала «как призыв к прокуратуре возбудить уголовное дело по якобы незаконным решениям, вынесенным судьями Высшей судебной палаты относительно решений от 1 августа 2023 года».
Также в том письме Драгалин написала, что «в 2024 году ко мне обратились премьер-министр Дорин Речан и президент Майя Санду по поводу процедуры проверки прокуроров АП, и оба запросили список прокуроров, которых я считаю честными и которые, с моей точки зрения, должны пройти веттинг».
«Считаю, что существует значительный риск того, что вы столкнулись и будете продолжать сталкиваться с негативными профессиональными последствиями в результате политического давления, в том числе в ходе дисциплинарной процедуры, рассматриваемой в ВСМ в отношении решений от 1 августа 2023 года, апелляции, рассматриваемой в ВСП в отношении решения о непрохождении проверки, и других.
Я отправляю это письмо, чтобы прояснить некоторые обстоятельства, которые могут повлиять на ваши основные права, закрепленные в Конституции Республики Молдова и Европейской конвенции по правам человека», — пояснил Драгалин Урсаки в конце письма от 5 апреля 2025 года, после отставки своей отставки с поста главы Антикоррупционной прокуратуры.
Электронное письмо было представлено и впоследствии опубликовано адвокатом Кристиной Чуботару на заседании ВСМ 8 апреля во время рассмотрения апелляции, поданной судьей-инспектором Виктором Прутяну на решение Дисциплинарной коллегии от 19 апреля 2024 года, вынесенное в отношении действий судей Марианы Урсаки (Питик), Тамары Кишка-Доневой (подала в отставку) и Иона Гузуна (подал в отставку) из ВСП. Чуботару, представлявшая интересы судьи Марианы Урсаки, ходатайствовала об отводе члена ВСМ Иона Гузуна.
- Экс-глава АП утверждает в письме, обсуждавшемся в ВСМ, что президент и премьер просили предоставить список прокуроров, которые должны «пройти веттинг». Речь идет и о члене ВСМ
- Как Драгалин объясняет письмо Мариане Урсаки после своей отставки, в котором предупреждает о «большом риске того, что будут негативные профессиональные последствия»
- Вероника Драгалин подтвердила подлинность заявлений из письма, адресованного Мариане Урсаки: «Я готова пройти полиграф»
Фото: ZdG