Депутаты, у которых меньше всего законодательных инициатив

Инициирование законодательных предложений, которые улучшат жизнь граждан Молдовы, является одним из фундаментальных прав депутатов Парламента Молдовы. Но в текущем созыве есть депутаты, которые «избегали» этого права и за последние три с половиной года представили только несколько зарегистрированных законодательных инициатив, при этом получая из государственного бюджета сотни тысяч леев за свою работу в Парламенте. ZdG выявила пятерых депутатов, у которых наименьшее количество законодательных инициатив, и попросила их объяснить свою (не)активность.
Депутат, который зарегистрировал лишь одну законодательную инициативу, предложенную «с нарушением конституционных положений»
Вячеслав Нигай – член Комиссии по социальной защите, здравоохранению и семье. Он вошел в Парламент в 2021 году по списку Блока коммунистов и социалистов (БКС). 13 октября 2023 года он объявил, что покидает Партию коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) и фракцию БКС, а через 10 дней Нигай присоединился к политформированию «Движение Respect Moldova», возглавляемому бывшим депутатом от Демократической партии Молдовы Евгением Никифорчуком.

Согласно сайту Парламента, за почти четыре года своего мандата депутат подписал лишь один законопроект, касающийся изменений и дополнений в закон о бюджете государственного социального страхования, в котором предложено расширить список категорий ветеранов, которые будут получать помощь по случаю смерти в размере 5000 леев. Юридическое управление Парламента в своем заключении указало, что «данный проект внесен с нарушением конституционных положений».
ZdG поговорила с депутатом Вячеславом Нигаем об его работе в Парламенте. Однако народный избранник сообщил, что не желает, чтобы его имя появлялось в СМИ, и отказался от того, чтобы его цитировали. Он отметил, что предложил только одну законодательную инициативу, так как находится в оппозиции, и правящая партия ПДС не принимает проекты парламентского меньшинства.
Согласно декларациям об имуществе и личных интересах за 2021-2023 годы, Вячеслав Нигай сообщил о доходах в размере около 996 тысяч леев за свою деятельность в качестве депутата.
Мало проектов, много отсутствий
У Александра Суходольского, члена Комиссии по сельскому хозяйству и пищевой промышленности, представителя партии «Возрождение», связанной с Иланом Шором, два законопроекта, зарегистрированные в законодательном органе. Один из них – простая резолюция «о государственной политике в области избирательных прав граждан, в отношении защиты демократии, правового государства, справедливого правосудия для соблюдения национального суверенитета „Избирательный суверенитет не продается”». Помимо Суходольского, еще 13 депутатов подписали этот документ.

Комиссия по вопросам права, назначениям и иммунитету отклонила проект, поскольку «были установлены его декларативный, необоснованный характер и исключительно политическая коннотация». Второй проект посвящен «празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне», и он был возвращен восьми депутатам-оппозиционерам.
Александр Суходольский не ответил на звонки и сообщения ZdG с просьбой объяснить свою (не)активность в Парламенте.
Согласно декларациям об имуществе и личных интересах, депутат получил около 900 тысяч леев из государственного бюджета за свою работу в Парламенте за последние три года.
«Простите за скромность, но я один из самых активных депутатов»
Василий Боля, член Комиссии по контролю за государственными финансами, вошел в Парламент по списку ПСРМ, но в мае 2023 года присоединился к партии «Возрождение».

По данным Парламента, Боля является автором или соавтором пяти законодательных проектов, зарегистрированных за три с половиной года его работы в Парламенте. Среди них – простая резолюция, подписанная также его коллегой Александром Суходольским, и еще четыре проекта, касающиеся изменений в Земельный кодекс, содействия трудоустройству и пособия по безработице. Другой проект, предложенный Боля, касается «Декларации Парламента Республики Молдова об узурпации государственной власти и геноцида против собственного народа», зарегистрированной 13 декабря 2024 года, которую не поддержало парламентское большинство.
Согласно декларациям о доходах, в период с 2021 по 2024 годы Василий Боля получил от Парламента доход в размере около 1,89 миллиона леев.
«Нет смысла подавать проекты законов с этим правительством, потому что ни один проект закона не рассматривается. Моя работа как депутата заключается в встречах с избирателями, организации различных встреч с людьми в дни приема, участии в заседаниях комиссии, в которой я состою, и также в участии в заседаниях Парламента, где, простите за скромность, я один из самых активных депутатов. Я задаю вопросы по различным законопроектам, высказываю мнения, делаю заявления и так далее. На встречах с избирателями я рассказываю о ситуации и своем видении того, что происходит в стране. Я, будучи юристом по профессии, даю юридические консультации людям, которые приходят на прием», – объяснил депутат небольшое количество своих законодательных инициатив.
«Нет смысла подавать проекты, потому что если проект хороший, его украдет правительство»
У Дениса Уланова, другого депутата, связанного с Иланом Шором, члена Комиссии по правам человека и межэтническим отношениям, шесть зарегистрированных законодательных проектов за три с половиной года его работы в Парламенте. Он вошел в законодательный орган по списку Партии «Шор», которая впоследствии была признана неконституционной. Хотя с тех пор он является независимым депутатом, Уланов продолжает представлять интересы группы Шора.

Уланов был одним из подписантов резолюции, которую также подписали Василий Боля, Александр Суходольский и другие депутаты, относительно «узурпации власти в государстве Майей Санду». Также он подписал проекты, касающиеся утверждения «концепции национальной политики для сохранения и укрепления духовных и нравственных традиционных ценностей Молдовы», проекта поправок в государственный бюджет на 2024 год и в закон о внутренней торговле, а также проекта поправок в закон о государственной пенсионной системе и закон о государственном социальном страховании на 2023 год.
В общей сложности, Уланов получил от Парламента 939 тысяч леев в период с 2021 по 2023 год, согласно опубликованным декларациям об имуществе и интересах. В 2023 году Уланов получил только 46 тысяч леев за свою работу в Парламенте из-за необоснованных отсутствий на заседаниях.
Денис Уланов также объяснил свою скромную активность в Парламенте тем, что правящая партия мешает оппозиции подавать законопроекты в Парламент.
«Все мои проекты и проекты моих коллег игнорируются и затягиваются постоянным бюро, постоянными комиссиями. В предыдущем созыве я подал несколько проектов. В нынешнем созыве ситуация еще хуже. Нет смысла подавать проекты, потому что если проект хороший, его украдет правительство. Идеи наших проектов были украдены и зарегистрированы от имени ПДС… Работа депутата – это не только подача проектов. Деятельность депутата намного шире. Я делаю все возможное, все, что прописано в правах депутата по закону», – объяснил Уланов.
«Количественные данные в законодательном процессе очень и очень переменчивы»
По данным Парламента, депутат от ПДС и вице-председатель Комиссии по национальной безопасности, обороне и общественному порядку Анна Раку также зарегистрировала только шесть законодательных проектов: по вопросам здравоохранения и психического благополучия, поправкам в Исполнительный кодекс Республики Молдова, Кодекс о порядке организации и функционирования Парламента, по вопросам статуса, поведения и этики депутата в Парламенте, по вопросам пилотирования голосования по почте и по изменению Таможенного кодекса относительно ввоза и вывоза товаров на территории Молдовы.

В законопроекте по пилотированию голосования по почте в качестве «авторов» указаны все депутаты от ПДС. Такая же ситуация и с проектом по статусу, поведению и этике депутата в Парламенте, а также проектом Кодекса об организации и функционировании Парламента.
Согласно опубликованным декларациям об имуществе за период 2021-2023 годов, депутат получила доход в размере 972 тысяч леев от Парламента.
Анна Раку заявила для ZdG, что не считает количество подписанных законопроектов показателем своей работы как депутата.
«Количественные данные в законодательном процессе очень и очень переменчивы. Мы с Лилианой Гросу являемся авторами закона о здравоохранении и психическом благополучии, который очень сложный и который изменил и пересмотрел оказание психиатрической помощи и психиатрическую экспертизу. Работа над этим законом заняла почти два года, потому что это означает бесконечные встречи и рабочие группы с экспертами и людьми в этой сфере. Работать над такими законами – это работа над основными механизмами. Подпись депутата на проекте может быть формальной и иногда означать, что он участвовал в нескольких обсуждениях по теме, но не обязательно был автором закона», – заявила депутат от ПДС.
Вице-председатель ПДС: «Это очень грубая и серьезная ложь»
Дойна Герман, вице-председатель Парламента и ПДС, опровергла обвинения представителей оппозиции в блокировании их деятельности в Законодательном органе парламентским большинством.

«Законодательные проекты проходят процедуру, проходят через одобрение Правительства. Если нет положительного заключения, проект не может быть одобрен в Парламенте, так как это неконституционно. Мы не можем нарушать закон и голосовать за проекты, которые не были одобрены министерствами, Государственной канцелярией или ответственными учреждениями. В повестку дня включены проекты, которые соответствуют законодательным требованиям. Положительные заключения принимаются не только Правительством, и существует множество правовых учреждений, таких как Национальный центр по борьбе с коррупцией, Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов и многие другие учреждения, участвующие в проекте по выдаче заключений. Бывают рабочие заседания в рамках Правительства, в которых иногда участвуют десятки учреждений. Что касается так называемой кражи проектов, это очень грубая и серьезная ложь. Я даже не хочу это обсуждать», – заявила Дойна Герман для ZdG.
Михаела Дука-Ангелич, глава команды анализа и исследований Promo-LEX, утверждает, что количество проектов может служить критерием оценки работы депутатов, так как оно демонстрирует их законодательную эффективность.

«Помимо числа проектов, нужно учитывать, подаются ли проекты индивидуально или от группы. Например, в случае парламентского большинства видно, что проекты могут поступить от всей фракции, и это означает, что не все работали над проектом. Необходимо проводить грань между индивидуальными и групповыми проектами. В нынешнем созыве почти не были приняты законодательные инициативы оппозиции, но это не аргумент для того, чтобы они не подавались. Но парламентское большинство не проводит заседания, посвященные оппозиции, как это предусмотрено уставом, в котором указано, что каждое шестое заседание должно быть посвящено оппозиции. В этом созыве не проводилось ни одного такого заседания, и это демотивирует законодательную инициативу оппозиции», – отметила эксперт.