Что говорят жители Гагаузии о падении беспилотников со взрывчатыми веществами на территорию региона?

Несколько беспилотников пересекли юг Молдовы в ночь с 12 на 13 февраля после массированной атаки России на Украину. Три упали на территории Гагаузии. По данным молдавских властей, один из беспилотников упал примерно в 2 км от районной больницы в Тараклии, другой – на сельскохозяйственных угодьях недалеко от села Чумай того же района. Несмотря на наличие взрывчатки, взрыв обошелся без жертв. Еще один беспилотник взорвался в поле, расположенном между городами Чадыр-Лунга и Валя-Пержей. Полиция обнаружила летательный аппарат в 1,5 километрах от города. Ziarul de Garda поговорил с несколькими жителями Гагаузии об этих инцидентах и узнал об их опасениях.
Ната Чеботарь, журналист, Чадыр-Лунга, Гагаузия

То, что произошло, в определенной степени нельзя считать неожиданностью, поскольку географически Одесса к нам довольно близко и за эти почти три года войны до нас иногда доносились отзвуки канонады, когда Россия бомбила Одессу. Но это всегда было «где-то там» и физически на нас не влияло, это было всего лишь дальнее и тихое эхо, похожее на тихий раскат грома. Взрыв в небе над Чадыр-Лунгой заставил вздрогнуть не только жителей города, но и всех окрестных сёл: люди ощутили, как дрожат стены, как звенят стёкла в оконных рамах и подпрыгивает посуда в шкафах. Люди испытали настоящий стресс, страх и панику, потому что этот взрыв показал, что война не просто в соседней стране – война здесь, рядом, до нее рукой подать.
Когда я написала свой ночной пост, который получил больше 1000 репостов, несколько незнакомых людей мне написали в директ, что «такое нельзя выставлять в соцсети, чтобы не сеять панику». Я посчитала иначе: такое выставлять можно и нужно, чтобы жители нашей страны, и главное, жители Гагаузии, симпатизирующие России и одобряющие действия Путина, начали, наконец, понимать, что с их верованиями и убеждениями что-то не так. Мне до сих пор сложно принимать тот факт, что около 95% моих земляков уверены, что Путин «освобождает Украину от фашизма». Армия Путина как раз и принесла в Украину фашизм. Большинство гагаузов уверовали в российскую пропаганду настолько, чтобы принять за истину нарратив о том, что «Путин освобождает Украину от украинских националистов». Но истина в том, что Путин превратил в националистов даже тех русскоговорящих украинцев, которые до 2014-го даже не думали, что когда-либо им придется воевать за Украину и за свое право жить в свободной и независимой стране.
Подавляющая часть жителей автономии до сих пор очарована советским прошлым и продолжает считать, что оно когда-нибудь вернется и всё будет «как было». И вместо того, чтобы смотреть в будущее и двигаться вперед, они застряли в своем безвозвратно утерянном прошлом, считая почему-то, что именно Путин способен им вернуть это потерянное прошлое. Путин не умеет возвращать прошлое. Зато он умеет отнимать будущее. Он отнял его уже у сотен тысяч украинцев, которые погибли не только на полях сражений, но и под рухнувшими домами, на улицах, под мостами; которые были погребены под обломками зданий в своих постелях, не зная, что уже больше никогда не проснутся. Путин отнял жизнь у тысяч не рожденных за эти три года детей, и у сотен младенцев, которые хоть и успели родиться, но так и не успели сказать свое первое слово и сделать первый шаг.
Гагаузы так и не поняли, что война не выбирает, на чей дом упадет снаряд – на тех, кто обожает Путина, или на тех, кто его презирает. Возможно, вчерашний взрыв заставит их посмотреть на происходящее с другого ракурса. Вчера беспилотник взорвался над полем. А если завтра он взорвется над жилым сектором и оставит кого-то без крыши над головой или лишит жизни – они все так же будут считать Путина «освободителем»? И кого от кого, по их мнению, будет освобождать Путин в Гагаузии? Особенно это мне хотелось бы спросить у тех, кто с трибуны заявляли о готовности гагаузов встречать путинскую армию «тремя К – каурмой, кывырмой и каберне». Если завтра на ваш дом упадет путинский беспилотник с боезарядом – вы измените свое мнение? Или даже так: сколько ваших родственников должно погибнуть, чтобы вы изменили свое мнение?
Артём Железогло, общественный деятель из Чадыр-Лунги

В Чадыр-Лунге упали три дрона, были слышны взрывы. Люди напуганы, но власти Гагаузии молчат, как будто ничего не случилось. Кишинев сразу отреагировал, дал комментарии, занимается ситуацией. А у нас? Полный игнор. Где башкан, где Народное собрание? Им вообще неинтересно, что над головами людей взрываются дроны? Или они ждут указаний из Москвы? Кто-то говорит, что это фейк или украинский дрон. Но если у властей есть информация – пусть скажут. Если нет – пусть требуют разъяснений. Но молчать в такой ситуации – это предавать свой народ. Мы хотим безопасности и ясности, а не слухов и догадок. И отдельный месседж России: оставьте Молдову в покое! Хватит приносить нам страх, хаос и разрушения. Мы хотим мира, а не вашего «русского мира».
Дмитрий Янул, председатель ОО

Я проживаю в селе Чишмикиой, это в 8-12 км от украинского города Рени. В городе имеется морской порт на Дунае и его периодически бомбили. Когда это происходит у нас все слышно и даже местами видно. Последние 6-8 месяцев его не бомбили и мы уже немного отвыкли. Пошлой ночью я уже спал, когда меня разбудила жена из-за грохота, который слышен на улице. Мы сначала не могли понять это взрывы или сосед на фуре. Однако потом поняли что снова бомбят Рени. Я вышел на улицу и отчётливо слышал рокот дрона и выстрелы ПВО и взрывы дронов. Я зашёл в дом и попытался заснуть, но взрывы и выстрелы продолжались. Один из взрывов был настолько сильный, что у нас задрожали окна, раскачалась люстра, содрогались стены, скорее всего это была ракета или что-то сдетанировало после попадания дрона. На утро или даже ночью мы связываемся с знакомыми и родными в Ренях, чтобы узнать все ли у них хорошо. К счастью никто не пострадал. Но это большой стресс. Такой массированной атаки на Рени за всю войну ещё не было.
Наутро мы узнали об упавших дронах в Гагаузии и других районов Молдовы. Это не первый раз. Нарушение воздушного пространства Молдовы и падение дронов стало практически обыденным. Люди привыкают ко всему. Но в этом есть риски. Эти дроны могли упасть не в поле, а в населенные пункты, что могло привести к разрушениям и даже жертвам. К сожалению власть автономии не выражает озабоченность и не требует от РФ не нарушать наше воздушное пространство и подвергать риску жизни наших жителей.
Денис Пынтя, житель города Комрат

15 февраля в Гагаузии ожидается съезд депутатов всех уровней. Я, как житель Гагаузии, призываю Вас, уважаемые депутаты, внести в повестку дня ситуацию с дронами на территории Гагаузии. Принять декларацию с осуждением действия РФ на территории нашей мирной и спокойной Гагаузии! Я ЗА МИР! А вы?