Материал Новой-Европа
Армия РФ не может освободить захваченную ВСУ территорию Курской области, но продолжает наступательные операции в Донбассе и готовит новые. «Новая-Европа» с экспертами рассматривает варианты дальнейшего хода войны в Украине.
Корейцы в мясорубке
Разведывательное агентство Южной Кореи подтвердило официальное заявление украинских властей о взятии в плен двух северокорейских солдат. Они были захвачены в Курской области. Источник в южнокорейской разведке процитировал слова одного из пленных северокорейцев о том, что его сослуживцы несут в России «значительные» потери.
«В плен были захвачены солдаты-срочники, — рассказывает «Новой-Европа» военный аналитик, бывший сотрудник СБУ Иван Ступак. — Они не владеют какой-либо важной информацией, хотя и считаются бойцами элитного спецназа. Рассказывают о больших потерях в своем подразделении. Один из них ждет обмена на находящихся в российских застенках украинских солдат, как это было предложено президентом Владимиром Зеленским. Другой северокореец хочет остаться в Украине. Возможно, через него можно будет обратиться к другим солдатам из КНДР и убедить их сдаваться в плен, а не участвовать в этой мясорубке».
По оценкам официальных лиц Южной Кореи, Пхеньян направил в Россию около 11 тысяч военных для помощи Кремлю в войне против Украины.
СМИ сообщают, что, согласно оценке Национальной разведывательной службы Республики Корея, на сегодняшний день в Курской области погибло около 300 северокорейских военных. 200 из них погибли в январе. Еще примерно 2700 солдат из КНДР получили ранения.
Политическая составляющая
Точное место, где северокорейцы попали в плен, не называется, однако можно предположить, что это произошло во время наступления в Курской области, которое ВСУ начали в первые дни января.
«Очевидно, что серьезно продвинуться у украинских военных во время январского наступления не получилось, — рассказывает Иван Ступак. — На мой взгляд, 70 процентов смысла всей этой операции было в политической составляющей: показать, что Путин слаб, что Украина может не только обороняться, но и наступать. Это может вызвать новую волну беженцев в другие регионы России из Курской области. Ну и порадовать украинский народ. Еще 30 процентов — это военные задачи. К примеру, спутать планы и выбить карты из рук российского командования, которое в последнее время очень наседает на Суджу и грозит перерезать дорогу на Сумскую область, по которой в основном снабжаются части ВСУ. Опять же — сохраняется цель отвлечь силы армии РФ с других направлений, с Донбасса, где начинается штурм Покровска».
«Контратака ВСУ в Курской области, проведенная в начале января сравнительно небольшими силами, до сих пор остается не до конца объяснимой, — объясняет «Новой-Европе» израильский военный обозреватель Давид Шарп.
— Судя по всему, украинцы планировали застать противника врасплох и создать локальное преимущество.
Используя тактическую внезапность нападения, ВСУ попытались продвинуться в направлении хутора Бердин. Однако захватить серьезную территорию и населенные пункты украинские войска не сумели. Могу предположить, что одной из задач этого локального наступления было отвлечение сил россиян с других участков, например, от Суджы и Малой Локни, где возникла угроза окружения подразделений ВСУ. Возможно, украинское командование поставило цель разгромить группировку российских войск на этом участке и сорвать там российские атаки».
По данным Ивана Ступака, ВСУ во время наступления не смогли захватить и удерживать даже ближайший к линии фронта хутор Бердин. Маловероятно, что украинцы внезапно смогут существенно продвинуться на этом участке в ближайшем будущем. При этом давление на Кремль продолжает оказываться. Недаром именно в Курскую область были направлены северокорейские солдаты.
Давид Шарп предполагает, что вся активность ВСУ в Курской области несет в себе политическое значение. На предполагаемых переговорах с Дональдом Трампом украинская сторона надеется использовать этот аргумент в качестве одного из основных. Именно поэтому Киев продолжает упорно держаться за захваченную российскую территорию, даже ценой потери своей земли в Донбассе.
«По состоянию на данный момент я не очень понимаю, как на переговорах будет разыграна курская карта, — продолжает Иван Ступак. — Сложно представить себе, что захваченную территорию обменяют на сопоставимый участок оккупированной украинской земли. На данный момент есть сомнения в том, что Кремль вообще посчитает полтысячи квадратных километров российской территории серьезным аргументом в споре».
Самый горячий участок
Украинский проект DeepState в очередном обновлении своей карты линии фронта зафиксировал продвижение россиян сразу примерно на километр в северных микрорайонах города Часов Яр. Согласно этим данным, развалины города практически полностью захвачены армией РФ. Также DeepState отметил на карте продвижение россиян к северной окраине Торецка. Этот город, по данным аналитиков проекта, тоже уже почти весь оказался либо под российским контролем, либо в серой зоне. Кроме того, DeepState фиксирует продвижение российских частей южнее Курахова, восточнее и юго-западнее Покровска и еще на некоторых участках фронта.
Иван Ступак именно Покровск называет самым горячим участком на всем украино-российском фронте. По данным военного аналитика, на покровском направлении происходит около 300 боестолкновений в неделю. На запорожском направлении за тот же срок случилось всего 10 боев. Если представить себе треугольник между городами Покровск, Часов Яр и Дружковка, то он, по замыслу российского командования, должен стать котлом для очень значительной группировки украинских войск. В него же попадет и довольно большой город Константиновка, который российские войска не будут штурмовать, а просто обойдут.
Оказавшиеся в окружении части будут задушены без снабжения и вынуждены сдаться. За этим может последовать новый котел у городов Краматорск и Славянск. Пока непонятно, есть ли у Российской Федерации силы на такое масштабное наступление.
«Я пока не вижу потенциальной угрозы окружения ВСУ в треугольнике Покровск — Часов Яр — Дружковка, — замечает Давид Шарп.
— Для этого потребуется очень глубокий прорыв украинской обороны и отсечение огромного участка территории. Судя по всему, сил на это сегодня у армии РФ нет.
Однако украинские силы в обозримом будущем могут попасть в котел в самом Покровске, который россияне сейчас пытаются обойти с разных сторон. Если у них получится отрезать город от путей снабжения, гарнизон Покровска вынужден будет сдаться или будет разбит. Пока ВСУ не задействуют резервы, негативная для них тенденция продолжится. Под удар попадает вся Краматорская агломерация».
По словам Давида Шарпа, российские войска будут продолжать давление в Торецке, большая часть которого уже оккупирована. Когда этот город будет полностью захвачен, дальше направление российского удара нацелится на Константиновку. После падения Угледара и Курахово наступление продолжилось в направлении Великой Новоселки. И остановить это продвижение украинская сторона пока не в силах.
Еще одним опасным направлением для ВСУ, по словам Давида Шарпа, стало Купянское направление. Там армия РФ успешно форсировала реку Оскол и продолжает попытки наступления. Но эти атаки продолжаются уже около года и пока не привели к значительным результатам.